ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3237/2023 от 09.10.2023 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-3237/23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сверчкова И.В.,

при секретаре Зубик О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 09 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к жилищно-строительному кооперативу «Альянс-2», председателю жилищно-строительного кооператива «Альянс-2» ФИО1 о ликвидации юридического лица,

установил:

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля, далее также – ГЖИ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу «Альянс-2» (далее – ЖСК) и ФИО1 о ликвидации ЖСК, в обоснование заявленных требований указав, что ЖСК обслуживает часть жилого дома (один подъезд), а остальные обслуживаются управляющей компанией. Учитывая прямой запрет обслуживания одного жилого дома двумя управляющими компаниями, изложенный в законодательстве, ЖСК следует ликвидировать.

Определениями от 05.06.2023, от 03.07.2023 и от 07.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены: ООО «Альянс», АО «Коми энергосбытовую компанию», ПАО «Т Плюс», ООО «Региональный оператор Севера», МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта», ООО «Ухталифт», АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», ООО «Газпром межрегионгаз Сыктывкар» (ранее – ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», л.д. 91).

Также 09.10.2023 произведено исследование доказательств на месте, в пристутствии представителей сторон и заинтересованных лиц.

Стороны и заинтересованные лица в суд не прибыли, своих представителей, не направили.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил провести судебное заседание без участия указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Протоколом от 23.03.2002 № 1, общим собранием жильцов создано ЖСК и утверждён его устав.

ЖСК (ОГРН <***> и ИНН <***>), зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией МОГО «Ухта» 17.05.2002.

Учредителями ЖСК выступили собственники жилых помещений, расположенных в первом подъезде дома .....

ГЖИ проведена проверка в ходе которой выяснилось, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ...., обслуживается двумя организациями: ЖСК и управляющей компанией ООО «Альянс».

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).

Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер (пункт 2 части 6).

Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1); юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций (подпункт 2 пункта 3), товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (подпункт 4 пункта 3).

Частями 1 и 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которым они владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.

По смыслу п. 1 ст. 291 ГК РФ и ч.ч. 1 и 5 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (ч. 1 ст. 141 ЖК РФ).

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Из разъяснений, данных в п. п. 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства; дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» также разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1).

Из приведенных правовых норм следует, при рассмотрении дел о приостановлении деятельности некоммерческой организации, иных общественных объединений, их ликвидации либо запрета деятельности, исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра по заявлению уполномоченного органа или должностного лица осуществляется судебный контроль за реализацией отдельных властных требований к физическим лицам и объединениям граждан.

Таким образом, ГЖИ относится к органам, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, следовательно, заявленные ею требования о ликвидации некоммерческой организации товарищества собственников жилья являются мерой реагирования на нарушение действующего законодательства и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Материалами дела подтверждается и судом установлено, что ЖСК оказывает услуги по управлению первым подъездом многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...., остальные подъезды этого дома обслуживаются управляющей компанией – ООО «Альянс».

По правилам ч. 2 и ч. 9 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Вместе с тем, многоквартирный дом вводился в эксплуатацию отдельными очередями, которые в совокупности представляют единый объект недвижимости – многоквартирный дом со сквозной нумерацией квартир. Кооператив был организован с целью удовлетворения потребностей членов кооператива в жилой площади путем строительства первого подъезда многоквартирного жилого дома на собственные средства и создавался, в т.ч. с целью управления первым подъездом многоквартирного дома и данные обязательства исполняются ЖСК уже более двадцати лет.

У всех обслуживающих и ресурсоснабжающих организаций заключены прямые договоры с ЖСК на обслуживание и поставку ресурсов через присоединённую сеть, за исключением поставки газа, которая осуществляется на основании отдельных договоров с потребителями (жильцами первого подъезда МКД).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина ФИО2, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» указано, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В настоящем случае такие основания отсутствуют, поскольку на протяжении длительного период времени первый подъезд многоквартирного дома обслуживается ЖСК отдельно от других подъездов, расположение первого подъезда и сетей энергопотребления, позволяют это делать не в ущерб общему имуществу всего дома. Собранные по делу доказательства и произведённый судом осмотр доказательств на месте это подтвердили.

По этим причинам, в удовлетворении требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к жилищно-строительному кооперативу «Альянс-2», председателю жилищно-строительного кооператива «Альянс-2» ФИО1 о ликвидации юридического лица, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков

Мотивированное решение составлено 23 октября 2023 года.

11RS0005-01-2023-003617-72