ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3238/202019 от 19.02.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а- 3238/2020 19 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.

при секретаре Басалаевой Н.А.,

с участием прокурора Арсентьевой С.Ю.,

представителя административного истца Новикова А.В.,

административного истца Прокшиц И.А.,

представителя административного ответчика Рыбинской Н.В.,

представителя заинтересованных лиц Антонова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ Россия в городе Санкт-Петербурге, Прокшиц Ильи Анатольевича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое о результатах выборов,

УСТАНОВИЛ:

Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое V созыва № 09 от 19.06.2019 года назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 63 том 2).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 17-8 от 14 ноября 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое.

Решением ИКМО Озеро Долгое № 7 от 24 июня 2019 года полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов №№ 202, 203, 204, 205 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое VI созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое (л.д. 66, оборот том 2).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 1 от 20 ноября 2017 года председателем избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Озеро Долгое избрана Светлова Галина Михайловна (л.д. 67 том 2).

Итоги голосования по избирательному участку N 1813 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1813 Санкт-Петербурга об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 202 на избирательном участке N 1813, подписанным 09.09.2019 года в 02 часа 15 минут, в соответствии с которым голоса избирателей распределены следующим образом: Аникин Андрей Андреевич – 126 голосов; Захаренков Алексей Георгиевич – 285 голосов; Иванов Константин Анатольевич – 162 голоса; Канева Наталья Львовна – 182 голоса; Мамин Имиль Алиевич – 225 голосов; Миляева Лариса Александровна – 215 голосов; Потёмкин Геннадий Владимирович – 115 голосов; Прокшиц Илья Анатольевич – 188 голосов; Рощина Татьяна Васильевна – 217 голосов; Тураев Семен Константинович – 143 голоса (л.д. 55 том 1).

Решением Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Озеро Долгое окружная избирательная комиссия № 180 от 10 сентября 2019 года итоги голосования по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по избирательному округу № 202 на избирательном участке № 1813 признаны недействительными (л.д. 72 оборот том 2).

Итоги голосования по избирательному участку N 1819 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1819 Санкт-Петербурга об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 202 на избирательном участке N 1819, подписанным 09.09.2019 года в 01 час 00 минут, в соответствии с которым голоса избирателей распределены следующим образом: Аникин Андрей Андреевич – 134 голоса; Захаренков Алексей Георгиевич – 251 голос; Иванов Константин Анатольевич – 183 голоса; Канева Наталья Львовна – 184 голоса; Мамин Имиль Алиевич – 184 голоса; Миляева Лариса Александровна – 196 голосов; Потёмкин Геннадий Владимирович – 140 голосов; Прокшиц Илья Анатольевич – 184 голоса; Рощина Татьяна Васильевна – 202 голоса; Тураев Семен Константинович – 171 голос (л.д. 60 том 2).

Решением Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Озеро Долгое окружная избирательная комиссия № 181 от 10 сентября 2019 года итоги голосования по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по избирательному округу № 202 на избирательном участке № 1819 признаны недействительными (л.д. 73 оборот том 2).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 184 от 10 сентября 2019 года выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202 признаны состоявшимися и действительными. Избранными депутатами муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202 зарегистрированных кандидатов, получивших наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признаны: Аникин А.А., Иванов К.А.; Канева Н.Л.; Потемкин Г.В.; Тураев С.К. (л.д. 71, оборот том 2).

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 02 декабря 2019 года обратилось в суд с административным исковым заявлением, просит:

- признать незаконным и отменить решение ИКМО Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 184 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202»;

- обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое признать недействительными результаты выборов по многомандатному избирательному округу № 202 на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва (л.д. 3-4 том 1).

Прокшиц И.А. 10 декабря 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением (л.д. 14 том 2), просит:

- признать незаконным и отменить решение ИКМО Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 184 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202»;

- обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое признать недействительными результаты выборов по многомандатному избирательному округу № 202 на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва (л.д. 4-5 том 2).

Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 января 2020 года объединены административные дела:

№ 2а-12475/2019 (2а-3238/2020) по административному иску Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 184 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202»,

№ 2а-12933/2019 (№ 2а-3667/2020) по административному иску Прокшиц Ильи Анатольевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 184 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202», в одно производство под общим № 2а-12475/2019 (№ 2а-3238/2020) (л.д. 36-38 том 1).

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что на указанных выборах Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге по многомандатному избирательному округу № 202 был выдвинут ряд кандидатов: Захаренков А.Г., Мамин И.А., Миляева Л.А. На указанных выборах Прокшиц И.А. был зарегистрированным кандидатом. По итогам определенным участковыми избирательными комиссиями и решением ИКМО Озеро Долгое ни один из принимавших участие в выборах кандидатов, выдвинутых Региональным отделением СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, а также Прокшиц И.А., избраны не были.

Полагают, что решение ИКМО Озеро Долгое о результатах данных выборов по избирательному округу № 202 является незаконным и подлежит отмене.

На территории многомандатного избирательного округа № 202 муниципального образования Озеро Долгое образованы и функционировали в день голосования участковые избирательные комиссии № 1812, № 1813, № 1814, № 1815, № 1816, № 1818, № 1819, № 1820, № 1821.

На выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое VI созыва состоявшихся 08 сентября 2019 года Решениями (Решением) ИКМО Озеро Долгое итоги голосования на избирательных участках № 1813 и № 1819 были признаны недействительными в порядке, установленном положениями пункта 1 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. При этом, общее число избирателей, внесенных в списки для голосования на соответствующих избирательных участках, превышает четверть (25%) от общего числа избирателей внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по многомандатному избирательному округу № 202 муниципального образования Озеро Долгое, а именно 26, 80%.

Подпункт «б» пункта 9 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливает, что избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе. Исходя из указанной нормы права, считают, что решение ИКМО Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 184 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202» принято в прямом противоречии с нормами действующего законодательства.

Представитель административного истца Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге по доверенности Новиков А.В., административный истец Прокшиц И.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика ИКМО Озеро Долгое по доверенности Рыбинская Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 85-90 том 2).

Заинтересованные лица Канева Н.Л., Аникин А.А., Тураев С.К., Потёмкин Г.В., Иванов К.А. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом (л.д. 103-105 том 2), представитель заинтересованных лиц Каневой Н.Л., Аникина А.А., Тураева С.К., Потёмкина Г.В., Иванова К.А. по довереннности Антонов А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в возражениях представителя административного ответчика (л.д. 85-90 том 2).

Заинтересованные лица Захаренко А.Г., Мамин И.А., Миляева Л.А., представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально демократической партии России (от указанной партии выдвинут кандидатом Прокшиц И.А.) в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили (л.д. 103-105 том 2).

Ранее, в судебном заседании, заинтересованное лицо Миляева Л.А. поддерживала административное исковое заявление.

Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Санкт-Петербурге, Прокшиц И.А. к ИКМО Озеро Долгое об отмене решения о результатах выборов (л.д. 27 том 1, л.д. 17 том 2).

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).

В соответствии с ч.15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Протоколом VII этапа 19-й конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге выдвинуты кандидатами в депутаты на выборах депутатов Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202, в том числе, Захаренков А.Г., Миляева Л.А., Мамин И.А. (л.д. 10-14 том 1). Указанные кандидаты были зарегистрированы ИКМО Озеро Долгое в качестве кандидатов на выборах депутатов Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202, что подтверждается материалами дела (протоколами УИК) и не оспаривалось сторонами.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 132-24 от 15 августа 2019 года отменено решение ИКМО Озеро Долгое от 05 августа 2019 года № 150 «Об отказе в регистрации Прокшиц Ильи Анатольевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202».

Прокшиц Илья Анатольевич, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально демократической партии России, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 202 15 августа 2019 года в 13 часов 57 минут (л.д. 85-86 том 2).

В соответствии с ч. 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

С административным исковым заявлением административные истцы обратились в суд 02 декабря 2019 года, 10 декабря 2019 годасоответственно с соблюдением срока, установленного ст. 240 КАС РФ.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Согласно положениям части 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума; по решению суда.

В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Обстоятельства, при наличии которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, перечислены в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. В частности, в силу подпункта "е" приведенной нормы к числу таких обстоятельств относится установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 39 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

Как следует из представленной в материалы дела сводной таблицы ИКМО Озеро Долгое (л.д. 70, оборот том 2) в избирательном округе № 202 было образовано девять участковых избирательных комиссии № № 1812, 1813, 1814, 1815, 1816, 1818, 1819, 1820, 1821.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Итоги голосования по избирательному участку N 1813 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии № 1813 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 202 (л.д. 55 том 2). Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования - 2 145 избирателей.

Итоги голосования по избирательному участку N 1819 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1819 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 202 (л.д. 60 том 2). Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования - 2 227 избирателей.

Согласно сводной таблице и протоколов участковых избирательных комиссиий № 1813, № 1819, представленных стороной административного ответчика, общее число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования по всем девяти избирательным участкам избирательного округа № 202 составляет 17 677 избирателей (13305+2145+2227).

Таким образом, общее число избирателей, внесенных в списки для голосования на указанных избирательных участках, на которых итоги голосования были признаны недействительными, не превышает четверть (25%) от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по многомандатному избирательному округу № 202 муниципального образования Озеро Долгое: 4372 (2145+2227)/17677х100=24,73%.

При рассмотрении дела административными истцами представлены копии протоколов, указанных участковых избирательных комиссий, согласно которым число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования на избирательном участке № 1813 - 2 645 избирателей; число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования на избирательном участке № 1819 - 2 227 избирателей (л.д. 52-53).

Таким образом, общее число избирателей, по сведениям административных истцов, внесенных в списки для голосования на указанных избирательных участках, на которых итоги голосования были признаны недействительными, превышает четверть (25%) от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования по многомандатному избирательному округу № 202 муниципального образования Озеро Долгое: 4872 (2645+2227)/18177х100=26,80%.

Согласно п. 30 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, референдум, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.

В соответствии с п. 29 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае, если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей не требуются.

При этом судом учитывается, что стороной административных истцов в материалы дела представлена копия экземпляра № 2 протокола участковой избирательной комиссии № 1813, на которой проставлена информация о выдаче данной копии протокола 09 сентября 2019 года в 02 часа 30 минут, зарегистрирована в реестре под номером 3.

Как следует из пояснения административного истца Прокшиц И.А., указанная копия протокола была получено членом комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Прокшиц И.А. – Кормщиковым С.С.

Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела стороной административного ответчика по запросу суда реестра регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии № 1813 об итогах голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва 08 сентября 2019 года, копия протокола участковой избирательной комиссии № 1813 члену комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям от кандидата Прокшиц И.А. не выдавалась (л.д. 76, оборот том 2).

В представленной административными истцами копии протокола участковой избирательной комиссии и представленной копии протокола административным ответчиком сведения о количестве избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, одинаковые.

Исходя из вышеизложенного, суд критически относится к представленной административными истцами копии протокола участковой избирательной комиссии № 1813.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

В материалы дела стороной административного ответчика представлены первые экземпляры протоколов девяти участковых избирательных комиссий, в том числе № 1813 и № 1819 (л.д. 54-62 том 2).

Согласно требованиям пункта 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ ИКМО Озеро Долгое 10 сентября 2019 года на основании полученных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссии об итогах голосования, с учетом признания недействительными итогов голосования на избирательных участках № 1813 и № 1819, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных, были определены результаты выборов и были составлены протокол и сводная таблица о результатах выборов депутатов Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва 08 сентября 2019 года по избирательному округу № 202.

При этом судом учитывается, что основаниями для отмены итогов голосования на избирательных участках № 1813 и № 1819 явились:

на избирательном участке № 1813 – не принятие участковой избирательной комиссией решения о признании недействительными бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования в связи с тем, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней (л.д. 72 том 2);

на избирательном участке № 1819 – не рассмотрена жалоба кандидата, поступившая до подписания протокола об итогах голосования (л.д. 73 том 2).

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято ИКМО Озеро Долгое в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением порядка, установленного статьей 70 Федерального закона № 67-ФЗ, на основании протокола и сводной таблицы о результатах выборов, сомнений в правильности которых у суда не имеется.

При этом довод административных истцов о том, что на основании подпункта «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии от 10 сентября 2019 года № 184 подлежит отмене, так как основано на ошибочных сведениях о числе избирателей на избирательном участке № 1813, суд считает необоснованным, поскольку доказательств, подтверждающих указанный довод, а также довод о фальсификации участковой избирательной комиссии № 1813 и ИКМО Озеро Долгое протокола об итогах голосования на избирательном участке № 1813, в материалы дела не представлено.

Кроме того, административные истцы протоколы об итогах голосования участковых избирательных комиссий, в том числе № 1813, не обжаловали, на соответствие процентного соотношения списков избирателей на момент окончания голосования и подведения итогов выборов не ссылались, действия (бездействия) участковых избирательных комиссий не обжаловали, что не оспаривалось административными истцами.

Также административные истцы не оспаривают протокол ИКМО Озеро Долгое о результатах выборов по избирательному округу № 202 и сводную таблицу ИКМО Озеро Долгое о результатах выборов по избирательному округу № 202, на основании которых, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ принималось оспариваемое решение.

В связи с этим, судом отказано в осуществлении проверки в рамках настоящего дела, предметом которого является оспаривание результатов выборов, действий и решения участковой избирательной комиссии № 1813 по внесению в протокол участковой избирательной комиссии достоверных сведений о количестве избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, а именно – исследование списка избирателей и подсчет количества избирателей на основании списка избирателей.

Кроме того, ссылка административных истцов в обоснование доводов административного искового заявления на положения подпункта «б» пункта 9 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ, в данном случае не состоятельна, поскольку указанные нормы регулируют порядок признания недействительными итогов голосования, результатов выборов соответствующей комиссией, а не судом.

При этом таких оснований у избирательной комиссии в данном случае не имелось, как не имелось их для признания выборов несостоявшимися, а их результатов - недействительными и у суда.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, способны повлечь отмену решения ИКМО Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года N 184 и признание результатов выборов недействительными, применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеется.

Согласно абзацу 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.

Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылался административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.

Суд, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.

При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.

Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 240, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении администативных исковых требований Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ Россия в городе Санкт-Петербурге, Прокшиц Ильи Анатольевича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое о результатах выборов, отказать.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020 г.