ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3238/2021 от 21.01.2022 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0022-01-2021-005240-07

Производство № 2а-352/2022 (2а-3238/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2022 года город Орел

Судья Заводского районного суда г.Орла Кальная Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Заводского районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Карлееву Денису Валерьевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция федеральной налоговой службы России по городу Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карлееву Д.В. о взыскании задолженности по налогам, пени. Ссылаясь на то, что срок обращения в суд налоговым органом был пропущен по причине большого объема работы и недостатка сотрудников в штате, административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с Карлеева Д.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в сумме 5187,18 рублей, из которых:

недоимка по земельному налогу за 2015 г. ОКТМО 54647434 в размере 188,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 3,31 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2016 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 7,95 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2015 г. ОКТМО 54647152 в размере 290,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,10 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2016 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464715(дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 6,10 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2017 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 6,84 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2017 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,25 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2017 г. ОКТМО 54618422 в размере 71,36 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 546184(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 8,27 руб.;

недоимка по налогу на имущество за 2017 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2018 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 1,78 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2018 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 2,31 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)- 2016 гг. в размере 38,35 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)г. в размере 1,08 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)-2017 гг. в размере 113,63 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)г. в размере 1,73 руб.;

недоимка по налогу на имущество за 2018 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,56 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2018 г. ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 546184(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 4,11 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2019 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,34 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2019 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОК ГМО 5464743(дата обезличена)г. за период (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,45 руб.;

недоимка по налогу на имущество за 2019 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,08 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2019 г. ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 546184(дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,58 руб.

Определением Заводского районного суда г.Орла от 22.11.2021 года постановлено: «Рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства».

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п.3 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 399)

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения является жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризованной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

В соответствии со ст.405 НК РФ, налоговым периодом признаётся календарный год.

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24.11.2016 №16/0359-ГС «Об установлении налога на имущество физических лиц» определения налоговой ставки, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, устанавливаются в размерах 0.1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершённого строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, 0.5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (пункт 3 Решения).

В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из представленных материалов следует, что Карлеев Д.В. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку в период времени с (дата обезличена) по (дата обезличена) являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по настоящее время является собственником жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен) кадастровый (номер обезличен).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В соответствии с Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 №77/811-ГС «Об установлении земельного налога» на территории г.Орла установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

Из представленных материалов следует, что Карлеев Д.В. является налогоплательщиком земельного налога, поскольку с (дата обезличена) по настоящее время владеет земельным участком, расположенным по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по настоящее время владеет земельным участком, расположенным по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по настоящее время владеет земельным участком, расположенным по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Карлеев Д.В, с 2018 г. использует личный кабинет налогоплательщика.

Карлееву Д.В., как владельцу объектов налогообложения, налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика были направлены налоговые уведомления:

(номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате за 2016 г. налога на имущество физических лиц ОКТМО 54618422 в размере 148,00 руб., земельного налога за 2015-2016гг. ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб., со сроком уплаты до 01.12.2017;

(номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб., земельного налога за 2017 г. ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб., ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб., ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018;

(номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате за 2018 г. налога на имущество физических лиц ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб., земельного налога за 2018 г ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб., ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб., ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб., со сроком уплаты до 02.12.2019;

(номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате за 2019 г. налога на имущество физических лиц ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб., земельного налога за 2019 г ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб., ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб., ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб., со сроком уплаты до 01.12.2020, которые в установленный срок исполнены не были.

В соответствии с п.1 п.2 ст.75 НК Российской Федерации, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.2 ст.69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).

В адрес налогоплательщика были направлены требования:

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по земельному налогу за 2015-2016 гг. в размере 1277,00 руб., и пени, начисленные на недоимку по земельному налогу в размере 22,46 руб., со сроком исполнения требования до 20.03.2018;

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по хмельному налогу за 2017 г. в размере 799.00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 12,09 руб., со сроком исполнения требования до 21.03.2017;

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 70,00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 1,13 руб., недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 512.00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 8,27 руб., со сроком исполнения требования до 15.03.2019;

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате и пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество в размере 43,49 руб., пени, начисленной на недоимку по земельному налогу в размере 121,87 руб., со сроком исполнения требования до 29.10.2019;

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 г. в размере 799,00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,09 руб., со сроком исполнения требования до 28.01.2020;

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по налогу на имущество за 2018г. в размере 70,00 руб., пени, начисленной на указанную недоимку 1,56 руб., по земельному налогу за 2018 г. в размере 512,00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,11 руб., со сроком исполнения требования до (дата обезличена);

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по земельному налогу за 2019 г. в размере 799,00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 0,79 руб., со сроком исполнения требования до 12.01.2021;

(номер обезличен) об уплате налога, сбора, пени по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по налогу на имущество за 2019г. в размере 70.00 руб., пени, начисленной на указанную недоимку 0,08 руб., по земельному налогу за 2019 г. в размере 512,00 руб., и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 0,58 руб., со сроком исполнения требования до 12.01.2021.

В связи с тем, что ответчиком задолженность не была погашена, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности.

21.09.2021 определением мирового судьи судебного участка №2 Заводского района г. Орла было отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Орлу о вынесении судебного приказа о взыскании с Карлеева Д.В. задолженности по недоимке, в связи с тем, что требования заявлены с пропуском установленного статей 48 НК РФ срока, по истечении шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

19.11.2021 ИФНС России по г. Орлу обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчику о взыскании задолженности, при этом заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу иска.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со статьей 48 НК РФ (в редакции действовавшей в спорный период), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В то же время согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 24.09.2013 № 1257-О, от 29.01.2015 № 212-О и др.).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при наличии определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока, шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока, административный истец на большой объем работы и недостаток сотрудников в штате.

Суд приходит к выводу о том, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами, а связаны исключительно с действиями налогового органа, в связи с чем не имеют правового значения при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока и не могут служить основанием для его восстановления.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.

Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе, соблюдения правил при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд, поскольку с настоящим административным иском налоговый орган обратился согласно оттиску печати Заводского районного суда г. Орла 19.11.2021 при том, что последний день для такого обращения приходился на 28.07.2020 при сроке исполнения требования (номер обезличен) до 28.01.2020, на 12.07.2021 при сроке исполнения требования (номер обезличен) до 12.01.2021, при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем, административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Карлееву Д.В. о взыскании задолженности в размере 5187,18 рублей, из которых:

недоимка по земельному налогу за 2015 г. ОКТМО 54647434 в размере 188,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 3,31 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2016 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 7,95 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2015 г. ОКТМО 54647152 в размере 290,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,10 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2016 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464715(дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 6,10 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2017 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 6,84 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2017 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,25 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2017 г. ОКТМО 54618422 в размере 71,36 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 546184(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 8,27 руб.;

недоимка по налогу на имущество за 2017 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2018 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 1,78 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2018 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 5464743(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 2,31 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)- 2016 гг. в размере 38,35 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)г. в размере 1,08 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)-2017 гг. в размере 113,63 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)г. в размере 1,73 руб.;

недоимка по налогу на имущество за 2018 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,56 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2018 г. ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 546184(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 4,11 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2019 г. ОКТМО 54647152 в размере 347,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 55464715(дата обезличена)г. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,34 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2019 г. ОКТМО 54647434 в размере 452,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОК ГМО 5464743(дата обезличена)г. за период (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,45 руб.;

недоимка по налогу на имущество за 2019 г. ОКТМО 54618422 в размере 70,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты налога на имущество ОКТМО 546184(дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,08 руб.;

недоимка по земельному налогу за 2019 г. ОКТМО 54618422 в размере 512,00 руб.;

пени за несвоевременность уплаты земельного налога ОКТМО 546184(дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 0,58 руб.- удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Карлееву Денису Валерьевичу о взыскании задолженности по налогам, пени в размере 5187,18 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья Е.Г. Кальная