Дело № 2а–323/2017 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года | город Волхов |
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,
при секретаре Говорковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волховского городского прокурора ****** в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волховского муниципального района ****** о признании недействующим в части нормативного правого акта,
у с т а н о в и л:
Волховский городской прокурор ****** обратился в Волховский городской суд Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Волховского муниципального района ****** с административным исковым заявлением о признании недействующим в части нормативного правого акта, указав в обоснование требований, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры ****** в декабре 2016 года проведена проверка исполнения требований земельного, законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Установлено, что ****** администрацией Волховского муниципального района ****** вынесено постановление № ****** «Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО ****** муниципального района ******» (далее Постановление).
Постановление размещено в официальном печатном издании для опубликования (обнародования) нормативных правовых актов газете «Волховские огни» в номере № ****** от ******, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (на официальном сайте администрации Волховского муниципального района http://www.volk.hov- raion.ru) ******.
Постановлением утверждены Порядок деятельности специализированной службы муниципального образования ****** по вопросам похоронного дела (Приложение 1); Порядок деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования ****** (Приложение 2).
В частности, в соответствии с пунктами 2.2 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ (Приложение 2) (далее по тексту - Порядок) место захоронения умершего определяется специализированной службой с учетом возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Согласно пункту 2.6 Раздела 2 Порядка определение места захоронения, оформление и выдача согласования производится специализированной службой по установленной ею форме при предъявлении исполнителем волеизъявления умершего либо супругом/супругой, близкими родственниками (детьми, родителями, усыновленными, усыновителями, родными братьями и родными сестрами, внуками, дедушками, бабушками), иными родственниками либо законными представителями умершего, а при отсутствии таковых иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего (далее - лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для юридических лиц - документа, подтверждающего полномочия на соответствующие действия от имени юридического лица), и свидетельства о смерти умершего с учетом архивных документов.
В случае организации похорон юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) согласование места захоронения производится также при представлении документов, подтверждающих полномочия юридического лица (индивидуального предпринимателя) действовать от имени исполнителя волеизъявления умершего.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется исключительно органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункты 2.2 и 2.6 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ противоречат требованиям, установленным федеральным законодательством в области погребения и похоронного дела.
В этой связи, постановление администрации Волховского муниципального района № ****** от ****** «Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО ****** муниципального района ******» в указанной части подлежит приведению в соответствии с законом.
****** Волховской городской прокуратурой внесен протест на постановление администрации Волховского муниципального района, который по результатам рассмотрения ****** администрацией Волховского муниципального района был отклонен, в Волховскую городскую прокуратуру ****** направлено соответствующее письмо за № ******.
Нормативное закрепление возможности специализированной организации самостоятельно определять место захоронения на территории муниципальных общественных кладбищ, расположенных в МО ****** и находящихся в ведении администрации Волховского муниципального района создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации, оказывающей ритуальные услуги, связанные с получением выгоды за совершение действий по предоставлению земельных участков гражданам, определяет возможность предоставления привилегий, а также запретов и ограничений для граждан и организаций, может повлечь неэффективность использования муниципального имущества.
Административный истец помощник Волховского городского прокурора ******И.И. требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Волховского муниципального района ******И.Н., требования не признал, полагал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Пункты 2.2 и 2.6 Порядка регулируют отношения, связанные с определением на муниципальном общественном кладбище мест захоронения умершего, то есть места расположения в пределах кладбища конкретной могилы. Для определения местоположения могилы в пределах кладбища изготавливать и утверждать проектную документацию не требуется, поскольку место захоронения и место погребения не являются синонимами.
Суд, выслушав представителя административного истца помощника Волховского городского прокурора ******И.И., представителя административного ответчика Администрации Волховского муниципального района ******И.Н., приходит к следующему.
Согласно ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).
Пунктом 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статья 216 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации предусматривает последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты (пункт 1). В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают (пункт 2).
Из материалов дела усматривается, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры ****** в декабре 2016 года проведена проверка исполнения требований земельного, законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Установлено, что ****** администрацией Волховского муниципального района ****** вынесено постановление № ****** «Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО ****** муниципального района ******».
Постановление размещено в официальном печатном издании для опубликования (обнародования) нормативных правовых актов газете «Волховские огни» в номере № ****** от ******, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (на официальном сайте администрации Волховского муниципального района http://www.volk.hov- raion.ru) ******.Указанным Постановлением утверждены Порядок деятельности специализированной службы муниципального образования ****** по вопросам похоронного дела (Приложение 1); Порядок деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования ****** (Приложение 2).
В частности, в соответствии с пунктами 2.2 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ (Приложение 2) (далее по тексту - Порядок) место захоронения умершего определяется специализированной службой с учетом возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Согласно пункту 2.6 Раздела 2 Порядка определение места захоронения, оформление и выдача согласования производится специализированной службой по установленной ею форме при предъявлении исполнителем волеизъявления умершего либо супругом/супругой, близкими родственниками (детьми, родителями, усыновленными, усыновителями, родными братьями и родными сестрами, внуками, дедушками, бабушками), иными родственниками либо законными представителями умершего, а при отсутствии таковых иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего (далее - лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для юридических лиц - документа, подтверждающего полномочия на соответствующие действия от имени юридического лица), и свидетельства о смерти умершего с учетом архивных документов.
В случае организации похорон юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) согласование места захоронения производится также при представлении документов, подтверждающих полномочия юридического лица (индивидуального предпринимателя) действовать от имени исполнителя волеизъявления умершего.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется исключительно органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункты 2.2 и 2.6 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ противоречат требованиям, установленным федеральным законодательством в области погребения и похоронного дела.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
К вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.
Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу Земельного кодекса РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ, статьи 28 Устава Волховского муниципального района ****** администрация Волховского муниципального района ****** является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с настоящим уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.
Статье 28 Устава Волховского муниципального района ****** регламентировано, что администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством.
Проанализировав приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу, что к полномочиям органов местного самоуправления помимо выделения земельного участка под кладбище относится также и предоставление отдельного участка на территории общественного кладбища, определение порядка деятельности общественных кладбищ, а также ведение книги учета захоронений.
Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что требования Волховского городского прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку пункты 2.2 и 2.6 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ противоречат требованиям, установленным федеральным законодательством в области погребения и похоронного дела.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
признать недействующим постановление № ****** «Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО ****** муниципального района ******» в части п.2.2 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ следующего содержания: «место захоронения умершего определяется специализированной службой с учетом возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством»,
Признать недействующим постановление № ****** «Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО ****** муниципального района ******» в части п.2.6 Раздела 2 Порядка деятельности и правил содержания муниципальных общественных кладбищ следующего содержания: «определение места захоронения, оформление и выдача согласования производится специализированной службой по установленной ею форме при предъявлении исполнителем волеизъявления умершего либо супругом/супругой, близкими родственниками (детьми, родителями, усыновленными, усыновителями, родными братьями и родными сестрами, внуками, дедушками, бабушками), иными родственниками либо законными представителями умершего, а при отсутствии таковых иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего (далее - лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для юридических лиц - документа, подтверждающего полномочия на соответствующие действия от имени юридического лица), и свидетельства о смерти умершего с учетом архивных документов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.
Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 06 марта 2017 года.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.