ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/20 от 19.05.2020 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2а-323/2020, 51RS002-01-2019-005301-32

Решение в окончательной форме составлено 19 мая 2020 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 мая 2020 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Дурягиной М.С.,

при секретаре Мироненко О.В.,

помощнике судьи Барановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №*** по *** области к ФИО1 о взыскании в доход бюджета задолженности по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №*** по *** области (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании в доход бюджета задолженности по налогу на доходы физических лиц.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик состоит на учете в ИФНС России по *** в качестве плательщика налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно представленной справке налогового агента ответчик в *** году получил доход по операциям с ценными бумагами в размере ***. Административным истцом направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление от ***№*** с расчетом налога на доходы физических лиц, с указанием суммы налога подлежащего уплате – 63 167 рублей. Срок уплаты установлен не позднее ***. Вместе с тем указанная сумма налогоплательщиком не уплачена до настоящего времени. В соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование от ***№***. Указанное требование не исполнено, в связи с чем ИФНС России по *** обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании суммы задолженности, указанной в требовании. Мировым судьей судебного участка *** вынесен судебный приказ от ***№*** о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца задолженности по налогу на доходы физических лиц за *** год. Однако *** судебный приказ отменен ввиду возражений ответчика относительно его исполнения.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец в установленный срок *** обратился в порядке административного искового производства и, ссылаясь на положения ст.ст. 207, 209, 212, 224, 226, 228 КАС РФ просит взыскать с административного ответчика в пользу ИФНС России по *** задолженность по налогу на доходы физических лиц за *** год, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, в сумме 63 167 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не возражал против рассмотрения дела в свое отсутствие, о чем представил письменное заявление. В ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме. В предыдущих судебных заседаниях приводил доводы о том, что дохода от реализации ценных бумаг фактически не получал, а с учетом затрат на приобретение данных ценных бумаг, остался в убытке. Банк, при подаче документов в налоговую инспекцию не учел его расходы на приобретение первоночальных *** акций в ***, которые *** по сумме *** были переданы в «Банк ВТБ 24» (ЗАО), то есть не учел расходы в сумме *** (л.д.51). Полагает, что оснований для взыскания с него налога на доходы не имеется. До судебного заседания *** представил дополнительные письменные возражения, по существу, предъявленных требований, в которых отразил о своем несогласии с суммой требований.

Представитель заинтересованного лица Банк ВТБ (ПАО), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще.

Изучив материалы дела, административное дело мирового судьи судебного участка ***№***, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Часть 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого гражданина Российской Федерации и налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Согласно части 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной форме, так и в натуральной, или право на распоряжение которыми у него возникло, в также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ.

Пунктами 7 и 10 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами.

В целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.

На основании части 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с производными финансовыми инструментами, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено настоящей статьей.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

Согласно пункту 5 указанной статьи налоговый агент обязан также исчислить и удержать не полностью удержанные другими лицами, признаваемыми налоговыми агентами в отношении выплачиваемого дохода, суммы налога (при наличии у налогового агента соответствующей информации), в том числе в случае осуществления налогоплательщику выплат в результате совершения операций, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьями 214.1, 214.3 и 214.4 настоящего Кодекса.

Исчисление и удержание суммы налога в соответствии с настоящим пунктом осуществляются на основании информации, представляемой налоговому агенту эмитентом ценных бумаг и (или) иными лицами в порядке и сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ установлено, что при невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии с настоящей статьей налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат: одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога; даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.

При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса.

Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что между ФИО1 и ****** заключен договор №***. Согласно справе о затратах на приобретение и хранение переведенных ценных бумаг за период с *** ФИО1 являлся владельцем ценных бумаг *** в количестве ***, номер государственной регистрации ***, которые междепозитарным переводом переданы в «Банк ВТБ 24» (ЗАО). (л.д.51)

На основании заявления ФИО1 на обслуживание на рынках ценных бумаг между ФИО1 и Банк ВТБ (ЗАО) *** заключено соглашение о предоставлении услуг на финансовых рынках №***, путем простого присоединения к условиям Регламента оказания услуг на финансовых рынках Банка ВТБ (ПАО) в соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса РФ (л.д.139).

Согласно платежному поручению от ***№*** ФИО1 приобрел *** акций за ***, общее количество акций ***, номер государственной регистрации ***, составило *** (л.д.42,42 об., 56).

По результатам обращения с ценными бумагами Банк ВТБ (ПАО) произведен расчет налога на доходы физического лица по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за *** год.

Согласно указанному расчету налогооблагаемая база составила ***, из которой исчислен налог в размере 13%, который составил 63687 рублей. С учетом уплаченного налога в сумме 520 рублей, к удержанию подлежит сумма налога в размере 63167 рублей. При расчете налогооблагаемой базы учтены расходы в сумме *** (л.д.42,140, 142).

Из пояснений представителя заинтересованного лица Банк ВТБ (ПАО) следует, что Банк ВТБ (ПАО) подтверждает, что общая сумма дохода по итогам налогового периода *** года по операциям клиента, совершенных в рамках регламента, составила ***, налоговая база ***, из которой исчислен налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов в размере 63687 рублей, сумма удержанного налога составила 520 рублей, сумма не удержанного налога составила 63167 рублей (л.д.189).

Согласно ст. 226.1 Налогового кодекса РФ НДФЛ с доходов по операциям с ценными бумагами удерживается налоговым агентом и обязанности по уплате налога у самого налогоплательщика не возникает.

Между тем, налоговый агент не смог полностью удержать НДФЛ за *** год, исчисленный из доходов истца, виду отсутствия достаточной суммы денежных средств на лицевом счете налогоплательщика.

В связи с чем в соответствии с п. 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ передал в налоговый орган сведения по установленной форме о сумме неудержанного налога по коду ***, в виде справки о доходах физического лица за *** год от ***№***.

ИФНС России по *** согласно п. 6 ст. 228 Налогового кодекса РФ направило налогоплательщику ФИО1 налоговое уведомление №*** от *** о подлежащей уплате сумме налога на доходы физических лиц, не удержанных налоговым агентом (л.д.13, 14-16).

В установленный в налоговом уведомлении срок – не позднее ***, обязанность по уплате налога административным ответчиком добровольно не исполнена.

Факт направления налогового уведомления об уплате налога административным ответчиком не оспорен, доказательств, свидетельствующих о невозможности его получения, суду не представлено.

На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование от ***№*** об уплате НДФЛ в срок до *** (л.д.17).

Между тем, обязанность по оплате налога ФИО1 не исполнена до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Сведений о том, что налогоплательщик ФИО1 обращался с заявлением к налоговому агенту и предоставлял сведения о фактически осуществленных и документально подтвержденных расходах, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента Банк ВТБ (ПАО), в том числе до заключения договора с данным налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика, материалы дела не содержат.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов ФИО1 должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых он произвел соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов.

Между тем ни налоговому агенту, ни суду в ходе рассмотрения дела такие документы представлены не были.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, а также приведенные выше нормы налогового законодательства, принимая во внимание, что обязанность по уплате налога в добровольном порядке в установленный срок налогоплательщиком не исполнена, задолженность по налогу на доходы физических лиц за ***, полученных по операциям с ценными бумагами, не удержанного налоговым агентом, подлежит взысканию с административного ответчика в заявленном Инспекцией размере в сумме 63167 рублей.

Доводы административного ответчика о том, что в *** году он не получал дохода от операций с ценными бумагами, о том, что налоговая база определена банком неверно, поскольку не учтены расходы на приобретение *** в ***, впоследствии переданных в «Банк ВТБ 24» (ЗАО), суд находит несостоятельным.

Документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение ***, налогоплательщиком не представлено.

При этом расчеты Банк ВТБ (ПАО) подтверждают получение дохода в размере ***, из которых была исчислена сумма налога по ставке 13%, не удержанная налоговым агентом, в размере 63 167 рублей.

Представленное административным ответчиком поручение в Депозитарий *** на инвентарную операцию от *** подтверждает лишь снятие ценных бумаг с учета, а не их покупку и сумму затрат на их приобретение. Поручение от ***, являющееся приложением №*** к Условиям осуществления депозитарной деятельности ВТБ 24 (ЗАО), на зачисление ценных бумаг, также не подтверждает фактическую сумму, затраченную на приобретение данного пакета ценных бумаг.

Более того, административным ответчиком не представлено доказательств того, что за предыдущие налоговые периоды сумма расходов на приобретения *** не была учтена другим налоговым агентом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 229 Налогового кодекса РФ документально подтвержденные фактические расходы на приобретение *** могут быть учтены налогоплательщиком самостоятельно при предоставлении налоговой декларации.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ, абзацем 5 пункта 2 статьи 61.2, абзацем 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход бюджета города Мурманска. Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2095,01 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы №*** по *** к ФИО1 о взыскании в доход бюджета задолженности по налогу на доходы физических лиц – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ***, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по *** в доход бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц за *** год, полученных в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 63167 (шестьдесят три тысячи сто шестьдесят семь) рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 2095,01 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Первомайского районного

суда города Мурманска М.С. Дурягина