ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/20 от 28.05.2020 Любинского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-323/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 28 мая 2020 года

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Смаиловой Д.К.,

помощника судьи Чебаковой Т.П.,

с участием представителя истца помощника прокурора Никульшиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Фаст Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области к администрации Южно-Любинского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Южно-Любинского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия администрации поселения по непринятию мер к созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, указав следующее.

В результате проведенной проверки законодательства об отходах производства и потребления в части своевременности и полноты осуществления мероприятий национального проекта «Экология», касающихся вопросов обращения с ТКО, в результате которой в деятельности администрации поселения установлен ряд нарушений.

Просил признать незаконным бездействие администрации Южно-Любинского сельского поселения <адрес>, выраженное в непринятии мер к созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства; обязать администрацию поселения оборудовать и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения в соответствии с установленными СанПиН 42-128-4690-88 расстоянием от жилых домов путем создания твердых покрытий, установки трехстороннего ограждения, крышек в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Никульшина Е.В. административный иск уточнила. Просила возложить обязанность на административного ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика представитель администрации Южно-Любинского сельского поселения Представитель №1 в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные административные требования не возражал удовлетворить. Ходатайств и возражений не представил.

Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Суд принимает как доказанные, обоснованные и достаточные для удовлетворения административного иска доводы прокурора, изложенные в административном иске, о наличии оснований для возложения на администрацию Южно-Любинского сельского поселения обязанности устранения нарушений.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.п. 1, 3 ст. 13.4 данного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Процедура создания и учета мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов регламентирована Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1038 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, (пункт 3) установлено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Санитарные требования к обустройству контейнерных площадок регламентированы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, а также СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.

Так, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Законность данных положений СанПиН 42-128-4690-88 правомерность отступления от установленных требований к расстоянию от контейнерной площадки до социальных и иных объектов подтверждена Верховным Судом РФ (определение от 21.02.2012№АПЛ12-27).
Судом установлено, что размещение мест (площадок) накопления отходов в границах <адрес> осуществлено с нарушением вышеуказанных требований, а именно значительно превышающих расстояния расположения 100 метров от жилых домов на территории <адрес>.

Так, расстояние от ближайшего места (площадки) накопления ТКО до жилых домов, расположенных по следующим адресам:

-от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет приблизительно 200 метров;

-от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 150 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 200 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 110 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 120 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 120 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 130 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 130 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 150 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 160 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 170 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 180 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 200 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 190 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 190 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до <адрес> составляет 180 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов приблизительно до <адрес> составляет 150 метров;

- от <адрес> до ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов приблизительно <адрес> составляет180 метров;

- от <адрес> до <адрес> составляет 200 метров.

Кроме того, имеющихся контейнеров для сбора отходов недостаточно для населения в количестве 605 человек, что вынуждает потребителей осуществлять складирование твердых коммунальных отходов вне контейнеров – на обочинах автомобильных дорог в пределах населенного пункта, в прилегающих к населенному пункту лесных насаждениях. Данное обстоятельство способствует возникновению и распространению несанкционированных свалок и влечет нарушение прав граждан на благоприятную среду.

Следовательно, администрацией Южно-Любинского сельского поселения не исполняется предусмотренная ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
По результатам ранее проведенных проверок прокуратурой главе администрации Южно-Любинского сельского поселения вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости установки мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории Южно-Любинского о сельского поселения. До настоящего времени нарушения не устранены.

В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, соответствует ли содержание совершенного оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемое бездействие.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Суд считает необходимым установить административному ответчику срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ,


РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Любинского района Омской области к администрации Южно-Любинского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Обязать администрацию Южно-Любинского сельского поселения <адрес> организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.К. Смаилова

Мотивированный текст решения изготовлен 02 июня 2020 года.