ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/2021 от 05.10.2021 Ольховского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-323/2021

34RS0033-01-2021-000630-55

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Ольховка Волгоградская область 05 октября 2021 года

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пичугиной О.А.,

при секретаре – Коротковой Г.В.,

с участием помощника прокурора Ольховского района Волгоградской области Харламова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконными и возложении обязанности к опубликованию в сети Интернет обязательной информации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконными и возложении обязанности к опубликованию в сети Интернет обязательной информации.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при предоставлении муниципальных услуг в деятельности администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено по состоянию на 30.08.2021 на Интернет-портале «Госуслуги» (https://gosuslugi.ru/) в перечне муниципальных услуг, оказываемых администрацией Ольховского сельского поселения отсутствуют сведения об оказанных услугах, а именно: - от 20.11.2018 № 49 «Предоставление архивных справок, архивных копий архивных выписок информационных писем»; - от 15.06.2020 № 23 «Принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района; - от 24.06.2021 № 27 «Рассмотрение заявления о согласовании планируемого размещения инженерных коммуникаций при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения, заявления о выдаче согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эскплуатацию в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования местного значения»; - от 24.06.2021 № 26 «Рассмотрение заявления о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, о выдаче согласия на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения»; - от 26.07.2021 №32 «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о местных налогах и сборах». Муниципальным образованием оказываются указанные муниципальные услуги, однако на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, отсутствует информация об их предоставлении.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, дал пояснения в основном по тексту административного искового заявления.

Представитель административного ответчика администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чём в материалах дела имеется почтовое уведомление.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Согласно п.7 ст. 2 Закона портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

В силу п.2 ч.1 ст. 6 Закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст. 20 Закона ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.

Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме, содержит сведения, указанные в частях 2 - 6 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 21 Закона единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 цитируемого Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

Согласно п.п.1,2,5 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр) создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции).

Федеральный реестр состоит, в том числе из раздела «реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления», который содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг; о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.

В силу п. 4 Требований, сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проверки установлено, что указанные требования действующего законодательства должностными лицами администрации Липовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области не соблюдены.

Постановлениями администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг, а именно:

- от 20.11.2018 № 49 «Предоставление архивных справок, архивных копий архивных выписок информационных писем»;

- от 15.06.2020 № 23 «Принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района;

- от 24.06.2021 № 27 «Рассмотрение заявления о согласовании планируемого размещения инженерных коммуникаций при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения, заявления о выдаче согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эскплуатацию в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования местного значения»;

- от 24.06.2021 № 26 «Рассмотрение заявления о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, о выдаче согласия на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения»;

- от 26.07.2021 №32 «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о местных налогах и сборах» (л.д.15-19).

Однако, по состоянию на 30.08.2021 на федеральном портале государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» (https://gosuslugi.ru/) в перечне муниципальных услуг, оказываемых администрацией Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, отсутствуют сведения и информация о предоставлении вышеуказанных услуг, что также не отрицается административным ответчиком (л.д.14).

Отсутствие сведений об оказываемых муниципальных услугах нарушает права граждан и юридических лиц на информирование об оказываемых муниципальных услугах, приводит к невозможности получения муниципальных услуг физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, существенно затрудняет поиск места оказания муниципальных услуг.

Установленные в судебном заседании обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что администрация Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, являясь лицом, ответственным за предоставление сведений и информации предоставляемых услуг на федеральном портале государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» (https://gosuslugi.ru/) в перечне муниципальных услуг, оказываемых администрацией Ольховского сельского поселения, не разместили соответствующие сведения и информацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный иск, заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объёме.

Принимая решения об удовлетворении заявленных требований, судом учитываются положения п.п.1 п.3 ст.227 КАС РФ, согласно которой в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учётом изложенного, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений, в течении месяца с даты вступления решения суда в законную силу, а также сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом поэтому административному делу, т.е. прокурору об исполнении решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконными и возложении обязанности к опубликованию в сети Интернет обязательной информации - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неразмещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах.

Обязать администрацию Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области направить в адрес комитета экономики Волгоградской области, уполномоченного органа на ведение информационного ресурса регионального реестра информации обо всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, в течение месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении настоящего решения суда сообщить в Ольховский районный суд Волгоградской области и прокурору Ольховского района Волгоградской области.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Волгоградский областной суд через Ольховский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 08 октября 2021 года.

Судья: О.А. Пичугина