ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/2021 от 06.10.2021 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)

Решение

Именем Российской Федерации

поселок Нижний Ингаш 06 октября 2021 года

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рудакова Ю.Е., при помощнике судьи Ботяновской Е.В., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Минченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-323/2021 (УИД 24RS0038-01-2021-000698-30) по административному исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш маневренного жилищного фонда,

установил:

административный истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш; обязать администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан путем создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения администрацией поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района жилищного законодательства в части обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в непригодном для проживании состоянии ввиду произошедших чрезвычайных обстоятельств, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции. На органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории муниципального образования специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения) для временного проживания граждан. Нижнеингашским поселковым Советом депутатов 21.12.2009 принято решение №49-478 «О создании на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш муниципального маневренного жилищного фонда и Положения о порядке его предоставления». В ходе проведения проверки было установлено, что маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш не создан. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК РФ. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района 20.05.2021 года главе поселка Нижний Ингаш внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства. Согласно полученного на представление ответа от 25.06.2021 года маневренный жилой фонд на территории поселка Нижний Ингаш не создан в связи с отсутствием свободного жилья для перевода в маневренный фонд и проведению работы по выявлению выморочного имущества. При проведении контрольной проверки дополнительно была запрошена информация о принятых мерах по созданию маневренного фонда. Согласно полученного на запрос ответа от 25.08.2021 года маневренный жилой фонд на территории поселка Нижний Ингаш не создан в связи с отсутствием свободного жилья для перевода в маневренный фонд и проведению работы по выявлению выморочного имущества.

На административное исковое заявление представителем административного ответчика - главой п. Нижний Ингаш Гузей Б.И. представлены письменные возражения, согласно которым с исковыми требованиями не согласен, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что на основании постановления администрации п. Нижний Ингаш №133 от 02.09.2021 года «О создании специализированного жилого фонда в виде жилых помещений маневренного фонда на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края», вступившего в силу со дня подписания, жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <адрес> переведено в маневренный жилищный фонд». 07.09.2021 года муниципальным образованием поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края во исполнение решения Нижнеингашского районного суда от 16.10.2020, в структурное подразделение КГБУ МФЦ подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, для оформления права собственности. В последующем будет решен вопрос о переводе данного жилого помещения в маневренный жилищный фонд МО поселок Нижний Ингаш. Администрация поселка Нижний Ингаш также проводит работу по установлению выморочного имущества и решению вопроса о принятии данных жилых помещений в муниципальную собственность МО поселок Нижний Ингаш. Данная работа проводится во взаимодействии с нотариальной палатой Красноярского края, также путем публикации информации в периодическом печатном средстве массовой информации «Вестник» и на официальном сайте Администрации поселка Нижний Ингаш.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Нижнеингашского района Минченко А.В. поддержала административный иск в части требований о признании незаконным бездействие администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из положений пунктов 3, 6, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п.1 решения Нижнеингашского поселкового Совета депутатов №49-478 от 21.12.2009 «О создании на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш муниципального маневренного жилищного фонда и Положения о порядке его предоставления», постановлено: создать на территории муниципального образования поселка Нижний Ингаш муниципальный маневренный жилищный фонд.

Согласно п.1.2 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального маневренного фонда, маневренный фонд формируется администрацией поселка.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

20.05.2021 года главе поселка Нижний Ингаш внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства.

Согласно ответу администрации п. Нижний Ингаш от 25.06.2021 года на представление прокурора, маневренный жилой фонд на территории поселка Нижний Ингаш не создан в связи с отсутствием свободного жилья для перевода в маневренный фонд, ведутся работы по выявлению выморочного имущества.

25.08.2021 года администрацией п. Нижний Ингаш дан аналогичный ответ.

Согласно Постановлению администрации п. Нижний Ингаш №133 от 02.09.2021 года «О создании специализированного жилого фонда в виде жилых помещений маневренного фонда на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края», жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <адрес> переведено в маневренный жилищный фонд.

Согласно Постановлению администрации п. Нижний Ингаш №152 от 21.09.2021 года жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <адрес> переведено в муниципальный маневренный жилищный фонд.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что создание маневренного жилищного фонда является обязанностью исполнительных органов местного самоуправления, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Таким образом, бездействие администрации поселка Нижний Ингаш по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования п. Нижний Ингаш маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора.

Возражения административного ответчика об отсутствии бездействия не состоятельны, поскольку с 2009 года администрацией поселка Нижний Ингаш ни каких мер по созданию на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш маневренного жилищного фонда не предпринимались. Только после обращения прокурора с данным иском в суд, администрацией п. Нижний Ингаш был создан маневренный жилищный фонд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования прокурора Нижнеингашского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2021 года.