ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/2022 от 16.03.2022 Каневской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-323/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Каневская Краснодарского края 16 марта 2022 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сеиной Т.П.,

с участием помощника прокурора Каневского района Шемякой Н.В.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Каневской район по доверенности Гринь К.Н.,

при секретаре Черкасской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каневской район об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каневского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каневской район об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, указывая, что прокуратурой района в ходе проверки законности правовых актов, регулирующих порядок предоставления муниципальных услуг, выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Постановлением администрации МО Каневской район от 12.04.2017 № 503 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - Административный регламент).

Отдельные нормы указанного муниципального правового акта не соответствуют требованиям закона и подлежат изменению по следующим основаниям.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ), другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ в Закон № 210-ФЗ внесены изменения.

Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ в новой редакции при предоставлении муниципальной услуги запрещается требовать от заявителя предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.

Указанные положения не учтены в подразделе 2.8 Административного регламента.

Кроме того, Закон № 210-ФЗ дополнен статьей 7.3, согласно которой при наступлении событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг, орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, вправе: 1.проводить мероприятия, направленные на подготовку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе направлять межведомственные запросы, получать на них ответы, после чего уведомлять заявителя о возможности подать запрос о предоставлении соответствующей услуги для немедленного получения результата предоставления такой услуги; 2.при условии наличия запроса заявителя о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в отношении которых у заявителя могут появиться основания для их предоставления ему в будущем, проводить мероприятия, направленные на формирование результата предоставления соответствующей услуги, в том числе направлять межведомственные запросы, получать на них ответы, формировать результат предоставления соответствующей услуги, а также предоставлять его заявителю с использованием портала государственных и муниципальных услуг и уведомлять заявителя о проведенных мероприятиях.

Случаи и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме устанавливаются административным регламентом.

Принимая во внимание социальную значимость предоставления услуг по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо установить случаи и порядок оказания такой услуги в упреждающем (проактивном) режиме.

Несмотря на изменения действующего законодательства, Административный регламент до настоящего времени не приведен в соответствие в указанной части.

Согласно подп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Ранее прокуратурой района 02.02.2021 и.о. главы МО Каневской район на указанное постановление принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Вместе с тем, исчерпывающие меры, направленные на устранение указанных нарушений, не приняты. Изменения в оспоренный нормативный правовой акт не внесены.

Бездействие администрации МО Каневской район в указанном направлении нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Просил обязать администрацию МО Каневской район принять исчерпывающие меры, направленные на приведение постановления от 12.04.2017 № 503 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Каневского района поддержала административные исковые требования.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск признала полностью, последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснены и понятны.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой района в ходе проверки законности правовых актов, регулирующих порядок предоставления муниципальных услуг, выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Так, постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 12.04.2017 № 503 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - Административный регламент).

Однако, отдельные нормы указанного муниципального правового акта не соответствуют требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ).

Несмотря на изменения действующего законодательства, Административный регламент до настоящего времени не приведен в соответствие в указанной части.

02.02.2021 прокуратурой района и.о. главы муниципального образования Каневской район на указанное постановление принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Вместе с тем, исчерпывающие меры, направленные на устранение указанных нарушений, не приняты, изменения в оспоренный нормативный правовой акт не внесены.

Согласно п. 1 ч. 2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (ч. 3).

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5).

В силу ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Суд считает, что следует принять признание представителем административного ответчика административного иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

При таких обстоятельствах следует обязать администрацию муниципального образования Каневской район принять меры, направленные на приведение постановления от 12.04.2017 № 503 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каневской район об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Каневской район принять меры, направленные на приведение постановления от 12.04.2017 № 503 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья