ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3240/16 от 25.10.2016 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

№2а-3240/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 25 октября 2016 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.

при секретаре Георгиади Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Андриевского Ю.В. и Андриевская В.Ю. об оспаривании решения ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю,

У С Т А Н О В И Л :

Андриевский Ю.В. и Андриевская В.Ю. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю от 13 мая 2016 года <№> о приостановлении осуществления кадастрового учета и обязать ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет объекта недвижимости – жилого помещения площадью <адрес>

В заявлении Андриевский Ю.В. и Андриевская В.Ю. указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом <адрес>. 28 марта 2016 года Приморским районным судом г. Новороссийска вынесено определение об утверждении заключенного ими мирового соглашения о разделе общего имущества, по условиям которого в их собственность переданы часть жилого дома площадью 80,9 кв.м. и часть жилого дома площадью 98,2 кв.м. Они обратились в ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого помещения площадью 80,9 кв.м. 13 мая 2016 года ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. Решение является незаконным, так как предусмотренные законом основания для приостановления кадастрового учета отсутствуют.

Стороны в судебное заседание не явилась. Причины неявки в судебное заседание соистцов признаны судом неуважительными. Представитель ответчика уведомила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Исследовав письменные доказательства, суд находит заявление необоснованным.

Из представленных суду документов видно, что Андриевскому Ю.В. и Андриевской В.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом <адрес>

28 марта 2016 года Приморским районным судом г. Новороссийска вынесено определение об утверждении заключенного ими мирового соглашения о разделе общего имущества, по условиям которого в их собственность переданы часть жилого дома площадью <данные изъяты>

4 мая 2016 года Андриевский Ю.В. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого помещения <данные изъяты>

13 мая 2016 года ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю, в связи с тем, что "постановка помещений в индивидуальном жилом доме как самостоятельных объектов недвижимости не предусмотрена положениями частей 1, 2, 3 статьи 16 ЖК РФ", на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета <№>.

По правилам ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст.3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года №П/93.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В силу статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» одним из необходимых для кадастрового учета документом является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений).

Требования к подготовке технического плана сооружения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693.

Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения:

сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;

если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимого имущества. В указанном случае декларация об объекте недвижимого имущества является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав приложения к техническому плану сооружения;

если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения к техническому плану сооружения.

Представленный истцами в орган кадастрового учета технический план подготовлен на основании определения Приморским районным судом г. Новороссийска от 28 марта 2016 года об утверждении мирового соглашения о разделе жилого дома. Однако, в нарушение требований к подготовке технического плана определение суда в состав приложения к техническому плану сооружения включено не было.

Кроме этого, согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет в том числе такие виды объектов капитального строительства, как:

объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;

жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии с частью 5 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), сооружений, помещений (жилое помещение, нежилое помещение), объектов незавершенного строительства.

Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений (в том числе квартир) в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и вступающим в силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно части 7 статьи 41 которого государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.

Пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что блок жилого дома блокированной застройки расположен на отдельном земельном участке.

В зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты, принадлежащий истцам жилой дом должен быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки либо к многоквартирному дому.

В этой связи, если жилой дом отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания - жилого дома блокированной застройки.

Документы об обращении Андриевской В.Ю. в ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости суду не представлены.

Исходя из этого оспариваемое решение принято ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю в рамках своих полномочий, в порядке, установленном законом, и на законных основаниях. Права, свободы и законные интересы истцов решение о приостановлении кадастрового учета не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 и 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Андриевского Ю.В. и Андриевской В.Ю. о признании незаконным решения ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю от 13 мая 2016 года <№> о приостановлении осуществления кадастрового учета и возложении на ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю обязанности осуществить кадастровый учет объекта недвижимости – жилого помещения площадью 80,9 кв.м. и жилого помещения площадью 98,2 кв.м. по адресу: <адрес> отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов