ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3241/2018 от 18.04.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-3241/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2018 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Краснова В.Б.,

при секретаре Глова Т.М.,

с участием прокуроров Коровина Е.Н., Селюкова Д.А., представителя Минприроды Республики Коми, ГБУ РК «Центр по ООПТ» Оникул Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к устранению нарушений законодательства,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, обратившись в суд с административным иском к Минприроды Республики Коми, просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах земель, занятых особо охраняемой природной территорией – государственный природный ихтиологический заказник «Вымский» и ограничений по их использованию; возложении обязанности установить и описать границы государственного природного ихтиологического заказника «Вымский» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории заказника, для постановки на государственный кадастровый учет ее границ в срок до 31.12.2019.

В обоснование административного иска указано, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что Минприроды Республики Коми не реализуются положения законодательства об особо охраняемых природных территорий в отношении государственного природного ихтиологического заказника «Вымский», расположенного на территории ... районов.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель Минприроды Республики Коми, ГБУ РК «Центр по ООПТ» поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных ст. 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ч. 1). Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (ч. 2). Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (ч. 3).

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ гласит, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 94 Земельного кодека Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч. 1). К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий (п. 1 ч. 2).

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (ч. 1 ст. 95 Земельного кодека Российской Федерации).

В силу ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в числе прочего из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий;

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости (ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Пунктом 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) границ особо охраняемой природной территории.

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с п. 7, 10 ч. 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2011 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (ч. 18 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу ст. 20 Федерального закона от 18.06.2011 № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Постановлением Совмина Коми АССР от 26.09.1989 № 193 «Об организации новых заказников и памятников природы в Коми АССР» организован государственный природный ихтиологический заказник республиканского значения «Вымский».

Постановление Совмина РК от 01.03.1993 N 110 утверждено Положение о государственном природном ихтиологическом заказнике республиканского значения «Вымский». Границы заказника проходят по внешним кромкам трехкилометровых водоохранных зон по обоим берегам р. ... от ее истока до устья р. ..., километровых водоохранных зон по обоим берегам притоков 1 порядка р. ... - р.р. ..., ..., ..., ..., ..., ..., километровых водоохранных зон по обоим берегам притоков 2 порядка р. ... - р.р. ... - ..., .... Заказник расположен на территории ... районов. Площадь заказника - 274,8 тыс. га.

Согласно пунктам 1, 10.1, 10.11 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Минприроды Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

Министерство осуществляет государственный экологический надзор, включающий региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения Министерство разрабатывает и представляет Правительству Республики Коми предложения об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения с учетом предложений юридических лиц и граждан об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки прокуратуры установлен факт ненадлежащего осуществления Минприроды Республики Коми полномочий в сфере, регламентируемой законодательством об особо охраняемых природных территориях: выразившийся в непринятии мер по представлению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, сведений о границах земель, занятых особо охраняемой природной территорией – государственный природный ихтиологический заказник «Вымский» и ограничений по их использованию.

Принимая во внимание, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам со специальным правовым режимом, неисполнение административным ответчиком обязанностей в сфере публичного правового регулирования затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и его удовлетворении.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Административный иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, выразившееся в непринятии мер по представлению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, сведений о границах земель, занятых особо охраняемой природной территорией – государственный природный ихтиологический заказник «Вымский» и ограничений по их использованию.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность в срок до 31.12.2019 устранить допущенные нарушения путем принятия мер установления и описания границ государственного природного ихтиологического заказника «Вымский» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах и предоставления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории заказника, для постановки на государственный кадастровый учет ее границ.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Б. Краснов

Копия верна В.Б. Краснов