ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3244/17 от 20.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-3244/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2017 года г. Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска в составе: председательствующего судьи Савченковой И.В., при секретаре Олюниной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козырева А. В. к Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 31600, войсковой части 31600, Министерству обороны Российской Федерации о признании протокола Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации незаконным, обязании признать непосредственным участником действий подразделения особого риска, выдать удостоверение участника действий подразделения особого риска,

у с т а н о в и л:

Козырев А.В. обратился в суд с административным иском к войсковой части 31600 об отмене решения Центральной комиссии Министерства обороны РФ, оформленного протоколом №68 от 12.09.2016, обязании признать непосредственным участником действий подразделения особого риска, выдать ему удостоверение «Участник действий подразделения особого риска».

В обоснование административного иска указано, что решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015 удовлетворено заявление Козырева А.В. об установлении факта непосредственного участия в испытаниях ядерного оружия. Он направил копию решения суда в Центральную комиссию Министерства обороны РФ. 06.10.2016 он получил письмо от войсковой части 31600-В об отказе в признании его непосредственным участником действий подразделений особого риска и в выдаче удостоверения участник действий подразделений особого риска, на основании протокола №68 от 12.09.2016. С данным решением Центральной комиссии Министерства обороны РФ он не согласен, поскольку ими не выполнено судебное решение от 09.02.2015, вступившее в законную силу 22.06.2015.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков, в порядке ч.5 ст. 41 КАС РФ привлечены командир войсковой части 31600, Министерство обороны РФ, в качестве заинтересованного лица, в порядке ч. 2 ст. 47 КАС РФ, привлечена войсковая часть 51105 (ФКГУ «12 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ).

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика в порядке ч. 5 ст. 41 КАС РФ привлечена Центральная комиссия Министерства обороны РФ.

В судебном заседании административный истец требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что решением суда установлен факт его непосредственного участия в подземных испытаниях ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ в составе подразделений особого риска. Решение суда вступило в законную силу, административные ответчики не оспорили данное решение суда, следовательно, оно является для них обязательным.

Представитель административных ответчиков Центральной комиссии Министерства обороны РФ, командира войсковой части 31600, войсковой части 31600 Куштан Д.В., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения иска. Поддержал письменные возражения, в которых указал, что в соответствии с п. 10 «Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан», утвержденных приказом Министра обороны РФ от 09.06.2008 №321, действующего в момент вынесения оспариваемого решения, факт непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска устанавливается Центральной комиссией для каждого лица индивидуально. Председателем Центральной комиссии является командир войсковой части 31600. Для рассмотрения возможности отнесения лиц к гражданам из подразделений особого риска в в/ч и в военных комиссариатах формируются списки лиц, подавших заявления, с последующим их направлением, в том числе, в войсковую часть 51105 (ФКГУ «12 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ) (п. 13 Порядка). Войсковая часть 51105 включает либо отказывает во включении гражданина в список из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, указанных в пп. «а»-«д» п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2123-1 (п. 15 Порядка). При включении гражданина в указанный список, войсковая часть 511105 должна направить данный список на согласование в войсковую часть 31600 с последующим направлением в Центральную комиссию. Войсковая часть 51105 Козырева А.В. не включила в указанный список, для этого не имелось оснований, так как им не представлено документов, подтверждающих его непосредственное участие в действиях подразделения особого риска при проведении испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне. Козыревым А.В. в Центральную комиссию было направлено обращение с приложением решения Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015 об установлении в отношении него факта непосредственного участия в испытаниях ядерного оружия. Решением Центральной комиссии от 12.09.2016 (протокол №68) в выдаче удостоверения Козыреву А.В. отказано, в связи с отсутствием каких-либо документов, подтверждающих факт участия в действиях подразделений особого риска. При рассмотрении Ленинским районным судом г. Ижевска заявления Козырева А.В. об установления факта непосредственного участия в испытаниях ядерного оружия войсковая часть 31600 или Центральная комиссия к участию в деле не привлекалась, тем самым они не могли представить доводы о невозможности выдать Козыреву А.В. удостоверения участника подразделения особого риска, в особенности по показаниям свидетелей, подтверждающих факт участия Козырева А.В. в испытаниях ядерного оружия. Решение суда было основано только на показаниях двух свидетелей, что недопустимо (что подтверждается судебной практикой: определения Верховного Суда РФ от 25.04.2016 №41-КГ16-4, от 21.03.2016 №16-КГ15-48). В решении Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015 не установлено, к какой категории участников действий особого риска относится Козырев А.В., а также в каких видах испытаний он участвовал. Таким образом, в соответствии со ст. 64 КАС РФ данное решение суда не может освободить административного истца от доказывания участия административного истца в действиях подразделения особого риска. Суд не может подменять государственные органы, на которых законодательно возложено проведение или установление того или иного факта (совершение действия). К административному иску не приложены документы, подтверждающие непосредственное участие Козырева А.В. в действиях подразделения особого риска. Прохождение административного истца военной службы на территории Семипалатинского полигона без выполнения конкретных задач, связанных с непосредственным проведением испытаний ядерного оружия, соответствующим Критериям, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения участника действий особого риска.

Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ, представитель заинтересованного лица войсковой части 51105 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело по существу заявленных требований в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив доводы административного истца, возражения представителя административных ответчиков, изучив и исследовав материалы административного дела, а также материалы гражданского дела №2-368/15, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных ли, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично и коллегиально, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Административный истец оспаривает законность решения Центральной комиссии Министерства обороны РФ, выраженного в протоколе №68 от 12.09.2016.

Спорные правоотношения регулируются пунктом 1 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска».

Как установлено пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» Министерство обороны Российской Федерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан.

В соответствии с п. 10 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 09.06.2008 N 321 (далее – Порядок №321), действующем на момент вынесения оспариваемого решения (до 23.10.2016г.), факт непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска устанавливается Центральной комиссией для каждого лица индивидуально.

Председателем Центральной комиссии является командир войсковой части 31600 (п.3 Порядка №321).

Центральная комиссия должна составлять нечетное количество человек и утверждаться ее председателем. В состав Центральной комиссии включаются представители Главного командования Военно-Морского Флота, Главного командования Военно-воздушных сил, Главного управления кадров Министерства обороны, войсковой части 31600 (119160, г. Москва) (п.4 Порядка №321).

Организационное и техническое обеспечение деятельности Центральной комиссии осуществляется войсковой частью 31600 (п.7 Порядка №321).

Основанием для оформления и выдачи гражданам и членам семей, потерявших кормильца, удостоверений согласно приложениям N 2 и 3 к настоящему Порядку является решение Центральной комиссии (п. 22 Порядка №321).

Решение Центральной комиссии принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (п. 5 Порядка №321).

Решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 05 мая 2017 года в удовлетворении административного иска Козыреву А.В. к командиру войсковой части 31600, войсковой части 31600, Министерству обороны Российской Федерации, о признании протокола Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации от 12.09.2016 незаконным, обязании признать непосредственным участником действий подразделения особого риска, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 06 сентября 2017 года указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. В апелляционном определении указано на необходимость привлечения к участию в деле в качестве административного соответчика Центральной комиссии МО РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, при котором она создана.

При рассмотрении административного иска определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Центральная комиссия МО РФ.

Представленный суду протокол №68 заседания Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска принят членами Центральной комиссии и утвержден председателем Центральной комиссии МО РФ 12.09.2016 (л.д. 55).

Решение Центральной комиссии МО РФ от 12.09.2016 об отказе в признании Козырева А.В. непосредственным участником действий подразделения особого риска принято в соответствии с установленными полномочиями (п.п. 5,22 Порядка №321).

Порядок принятия решения Центральной комиссией МО РФ от 12.09.2016 также соответствует положениям п.п.19-22 Порядка №321 (после получения от административного истца заявления и документов сформировано личное дело, дано экспертное заключение от 06.09.2016, которым не подтверждено непосредственное участие Козырева А.В. в действиях подразделение особого риска (л.д.95, 103-106)). Экспертное заключение подписано должностными лицами войсковой части 31600, входящими в состав Центральной комиссии, в количестве трех человек и председателем Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.

Указанное решение Центральной комиссии МО РФ содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для административного истца, следовательно, подлежит оспариванию в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.

В силу ч.ч. 3,5,7,8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Специальных сроков оспаривания решения Центральной комиссии Министерства обороны РФ нормативными актами не установлено.

По настоящему делу подлежит выяснению, соблюдены ли сроки обращения административного истца в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылался ли на это обстоятельство административный ответчик.

Административный иск подан в суд 13.12.2016, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции суда. Протокол Центральной комиссии МО РФ утвержден 12.09.2016. Данный протокол получен административным истцом 06.10.2016, что усматривается из почтовой отметки на конверте, который представлен административным истцом (л.д. 51). Стороной административного ответчика не оспорена дата получения протокола, иных доказательств не представлено. Следовательно, срок на подачу административного иска не пропущен.

Анализируя заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан указать каким нормативным правовым актам, противоречат данные решения, подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований (ч. 2 ст. 62 КАС РФ).

Для признания судом незаконными оспариваемого представления, необходимо установить в совокупности, что это решение нарушает права или создает угрозу нарушения прав административного истца и является незаконным (п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Пунктом 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699) распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.1992 №958 утверждены Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска:

Непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 г. при выполнении служебных обязанностей:

в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке;

в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования;

в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ;

в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств.

При этом п. 5 Критериев установлено, что непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей:

в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва;

в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни;

в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне;

в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения.

В Перечне воинских частей, подчинявшихся войсковой части 31600, дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 по 1989 год, а также воинских частей, в которых проводились испытания боевых радиоактивных веществ (приложение №3 к Порядку №321), перечислены, в том числе, войсковые части 08329, 28380.

В соответствии с п. 14 Порядка №321 документами, подтверждающими непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, могут являться:

перечни радиационных аварий, произошедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей, береговых объектах Военно-Морского Флота и других военных объектах Министерства обороны, а также списки воинских частей и подразделений, отдельных кораблей, опытовых судов, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, утвержденные главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны;

выписки из вахтенных журналов, научно-технических отчетов, журналов дозиметрического контроля, приказов о командировании военнослужащих и лиц гражданского персонала для проведения работ, приказов о награждениях и поощрениях (служебных карточек военнослужащих);

подлинники либо заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

летных книжек для летно-технического состава;

послужных списков личных дел офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих сверхсрочной службы, солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих (проходивших) военную службу по контракту;

военных билетов для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходивших военную службу по призыву;

трудовых книжек о работе в воинской части;

решений судебных органов;

иных документов, подтверждающих непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска.

Как усматривается из материалов дела, Козырев А.В. в период с 05.11.1988 по 05.06.1990 проходил военную службу, а именно,

с 05.11.1988 на основании приказа командира в/ч 08329 №310 от 05.11.1988 в войсковой части 08329 (за штатом), с 01.12.1988 на основании приказа №336 от 01.12.1988 исключен из списков личного состава части 08329;

с 30.11.1989 - на основании приказа командира в/ч 28380 от 30.11.1988 №23 в войсковой части 28380. При этом с 01.12.1988 занимал должность кладовщика, с 30.06.1989 – электрик-стрелок, с 05.06.1990 исключен из списков личного состава части, что подтверждается военным билетом Козырева А.В., справкой Центрального архива Министерства обороны РФ от 23.06.2015 (л.д. 52).

Решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 09 февраля 2015 года установлен факт непосредственного участия Козырева А.В. в испытаниях ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ в составе подразделений особого риска.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФГКУ «12 ЦНИИ», Министерства обороны РФ и ФКУ «Военный комиссариат УР» - без удовлетворения.

В соответствии с п.п. 12, 13 Порядка №321 выявление и учет граждан, пребывающих в запасе и находящихся в отставке, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, уволенных из воинских частей и принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска в период их военной службы (работы) в воинских частях, а также членов семей, потерявших кормильца, осуществляются военными комиссариатами, отделами военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию по месту их жительства (далее именуются - военные комиссариаты).

Для рассмотрения вопроса о возможности отнесения лиц к гражданам из подразделений особого риска в воинских частях и военных комиссариатах на основании личных заявлений граждан составляются списки лиц, подавших заявления об отнесении их к гражданам из подразделений особого риска (далее именуются - списки), согласно приложению N 4 к настоящему Порядку с последующим их направлением в отношении:

испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, испытаний боевых радиоактивных веществ, работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне и при испытаниях боевых радиоактивных веществ, сборки ядерных зарядов с участием воинских частей, указанных в приложении N 5 к настоящему Порядку, - в войсковую часть 51105 (141300, Московская обл., г. Сергиев Посад-7).

Письмом ФГКУ «12 ЦНИИ» от 02.12.2015 № 1075 Козыреву А.В. сообщено, что он включен в список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне СП-299 (л.д.17).

Письмом Государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска (ГОО «КВПОР РФ») от 19.01.2016 №28 Козыреву А.В. сообщено, что его документы, поступившие из отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Первомайскому и Ленинскому районам г. Ижевска и Завьяловскому району сформированы в дело №К-4066. Указано также, что Козырев А.В. включен в список лиц из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, указанных в подпунктах «а»-«д» п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2123-1 по решению суда (л.д.15).

01.02.2016 Козыревым А.В. подано заявление председателю Центральной комиссии МО РФ о рассмотрении его документов в целях установления непосредственного участия в действиях подразделений особого риска (л.д.103).

В соответствии с Анкетой от 16.12.2015, заполненной по образцу согласно приложению N 7 к Порядку №321, Козырев А.В. указал, что в период воинской службы в в/ч 08329, 28380 он осуществлял доставку взрывчатых веществ, спец.оборудования, подопытных животных и вывоз после испытаний, уборка территории объекта с 1988г. по 1990г. Характер выполняемых работ: подготовка объекта к испытаниям и уборка после испытаний спец.оборудования, клеток с животными (л.д.104).

Как установлено в п. 19 Порядка №321 после получения от обратившегося с заявлением гражданина или члена семьи, потерявшего кормильца, документов, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Порядка, войсковая часть 31600 совместно с Комитетом в двухмесячный срок формирует личное дело и дает экспертные заключения по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 9 (для граждан) и 10 (для членов семей, потерявших кормильца) к настоящему Порядку (далее - экспертное заключение).

Личное дело формируется в одном экземпляре и подлежит строгому учету.

Экспертное заключение подписывается должностными лицами войсковой части 31600, входящими в состав Центральной комиссии, в количестве не менее трех человек и председателем Комитета.

В соответствии с представленным суду экспертным заключением от 06.09.2016 члены Центральной комиссии пришли к выводу о том, что содержание документов, находящихся в личном деле Козырева А.В. не подтверждает личное участие Козырева А.В. в действиях подразделения особого риска. В качестве причины указано, что в документах, рассмотренных в суде, в том числе в справке Центрального архива МО РФ и письме ФГКУ «12 ЦНИИ» МО РФ не содержится информации о непосредственном участии в подразделениях особого риска (непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия – пп. «д» п. 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №2123-1). На запросы о предоставлении документов (выписки из приказов командира в/ч 28380 о командировании на испытательные площадки и из журналов радиационной безопасности о проведении работ на этих площадках), подтверждающих непосредственное участие Козырева А.В. в 1988-1989 г.г. в подразделениях особого риска, ответ не поступил (л.д. 95-96).

12.09.2016 председателем Центральной комиссии Министерства обороны РФ утвержден протокол №68 заседания Центральной комиссии Министерства обороны РФ, которым отказано Козыреву А.В. в признании непосредственным участником подразделений особого риска и в выдаче ему удостоверения «Участник действий подразделений особого риска», поскольку документы, представленные в личном деле, не подтверждают непосредственное участие в действиях подразделений особого риска (л.д. 55-56).

Как уже указывалось, решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015 установлен факт непосредственного участия Козырева А.В. в испытаниях ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ в составе подразделений особого риска. Судом апелляционной инстанции данное решение суда оставлено без изменения, решение вступило в законную силу 22.06.2015. На момент рассмотрения дела данное решение суда не отменено, не изменено.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2).

В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное выше, следует сделать вывод, что решение суда от 09.02.2015 приобрело статус "обязательного" с момента вступления его в законную силу в отношении неопределенного круга лиц, которые так или иначе оказываются в той сфере, на которую распространяются правовые последствия данного судебного акта.

Обращение административного истца в Центральную комиссию Министерства обороны РФ с заявлением о признании его участником подразделений особого риска и выдаче соответствующего удостоверения, по сути, связано с исполнением вступившего в законную силу решения суда. Устанавливая принцип обязательности судебных постановлений, вступивших в законную силу, закон предусматривает безусловное исполнение таких судебных постановлений на всей территории Российской Федерации, в том числе и административными ответчиками.

Учитывая, что решение Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015 вступило в законную силу и до настоящего времени не отменено, то оно подлежит неукоснительному исполнению органом, принимающим решение по признанию непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска и выдаче удостоверения.

В возражениях административные ответчики указывают на то, что Центральная комиссия МО РФ, командир в/ч 31600, в/ч 31600 не участвовали в рассмотрении дела об установлении факта, следовательно, в силу положений ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015, не освобождают административного истца от доказывания. Суд данные доводы не принимает. В данном случае суд исходит из положений ч. 1 ст. 16 КАС РФ (об обязательности исполнения решения суда), а не из положений ст. 64 КАС РФ (об освобождении от доказывания).

Поскольку решение Ленинского районного суда г. Ижевска суда от 09.02.2015 являлось обязательным при принятии оспариваемого решения Центральной комиссии МО РФ, однако не было принято во внимание данным органом, данное решение Центральной комиссии МО РФ от 12.09.2016 не может быть признано законным.

Решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 09.02.2015 признан факт непосредственного участия Козырева А.В. в испытаниях ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ в составе подразделений особого риска, то есть критерий пп. «д» п. 1 постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 (п. 5 постановления Правительства РФ от 11.12.1992 №958).

Оспариваемое решение Центральной комиссии МО РФ нарушает права административного истца на признание его непосредственным участником подразделений особого риска и выдачу ему удостоверения «Участник действий подразделений особого риска».

При указанных обстоятельствах имеются основания для признания незаконным и отмене решения Центральной комиссии Министерства обороны РФ, оформленного протоколом №68 от 12.09.2016.

Рассматривая вопрос о возможности восстановления прав административного истца путем обязания принятия решения о признании его непосредственным участником действий подразделений особого риска и о выдаче удостоверения «Участник действий подразделений особого риска», суд исходит из следующего.

Оспариваемым решением Центральной комиссии МО РФ Козыреву А.В. отказано как в признании его непосредственным участником действий подразделений особого риска, так и в выдаче удостоверения «Участник действий подразделений особого риска».

Порядок №321 действовал до 23.10.2016, отменен приказом Министра обороны РФ от 22.09.2016 N 590. Данным приказом утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан" (далее – Порядок №590).

В соответствии с п. 16 Порядка №590 (аналогично Порядку №321) Центральная комиссия принимает решение об оформлении и выдаче (отказе в выдаче) удостоверений по рекомендуемым образцам. Центральная комиссия МО РФ создана в целях подтверждения непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (п. 1 Порядка №590).

Таким образом, полномочия Центральной комиссии МО РФ, установленные в Порядке №590, являются аналогичными полномочиям, установленным ранее в Порядке №321, а потому, суд возлагает на Центральную комиссию МО РФ обязанность по принятию решения о признании Козырева А.В. непосредственным участником в действиях подразделений особого риска и о выдаче ему удостоверения «Участник действий подразделения особого риска».

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Козырева А. В. к Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 31600, командиру войсковой части 31600, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (протокол №68 от 12.09.2016), восстановлении нарушенных прав, удовлетворить.

Признать незаконным решение Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, оформленного протоколом №68 от 12.09.2016, об отказе Козыреву А. В. в признании непосредственным участником подразделений особого риска и в выдаче ему удостоверения «Участник действий подразделений особого риска».

Обязать Центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации восстановить нарушенные права административного истца, а именно, обязать принять решение о признании Козырева А. В. непосредственным участником подразделений особого риска и о выдаче ему удостоверения «Участник действий подразделений особого риска».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 10 января 2018 года.

Судья И.В. Савченкова