Дело № 2а-3246/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2017 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Орлик А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО1, УФССП по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Костромы обратилась в суд с иском, просят уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП города Костромы ФИО2 об исполнительском сборе от <дата>, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП от <дата>, до ... рублей.
Свои требования мотивировали тем, что на основании решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № 2-3717/2015 муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обязано предоставить ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, равнозначное по общей площади, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании исполнительного листа Свердловского районного суда города Костромы от 03.11.2015 года по гражданскому делу № 2-3717/2015 возбуждено исполнительное производство №-ИП от <дата>. <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по <адрес>ФИО4 вынесено постановление о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение Администрацией города Костромы вышеуказанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Решения судов об обеспечении граждан жилыми помещениями Администрацией города Костромы (должником по соответствующим исполнительным производствам) исполняются, однако исполнение, в силу ряда объективных причин происходит не очень динамичными темпами. Администрация города Костромы до последнего времени собственного жилищного строительства не вела, в виду отсутствия денежных средств. Финансирование программ по предоставлению жилья осуществляется целевым назначением для определенной категории граждан, менять которое Администрация города Костромы не вправе. В связи с всеобщей бесплатной приватизацией жилых помещений подавляющее число квартир находится в собственности граждан. В связи со всеми изложенными факторами в настоящее время свободными благоустроенными помещениями, пригодными для исполнения решений судов, Администрация города практически не располагает. Однако Администрацией города Костромы с застройщиками многоквартирных домов заключено 3 договора о совместной деятельности, а именно: № от <дата> с ООО «Новострой» по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (доля в праве Администрации города Костромы в общем имуществе– ... %); №-д от <дата> с ОАО «Строймеханизация» по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (доля в праве Администрации города Костромы в общем имуществе — ...%); №-д от <дата> с ООО «Костромаспецподряд» по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (доля в праве Администрации города Костромы в общем имуществе — ...%). В то же время Администрация города Костромы в пределах имеющихся возможностей прилагает все усилия для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. В 2016 году Администрацией города Костромы исполнено 13 решений судов. По состоянию на 01.07.2017 года Администрацией города Костромы исполнено 5 решений судов. В настоящее время в муниципальной собственности находится 9 жилых помещений, требующих проведения ремонтных работ. В связи с отсутствием в бюджете города Костромы денежных средств, одновременно провести ремонтные работы в указанных жилых помещениях является затруднительным. Просит обратить внимание на размер муниципального долга города Костромы, который на <дата> составляет ... тыс. рублей, размер просроченной кредиторской задолженности - ... тыс. рублей. Администрация города Костромы принимает адекватные меры по исполнению судебных решений, однако в силу объективных причин, исполнение данного решения суда возможно лишь по истечении определенного времени. В связи с изложенным, Администрация г. Костромы просит уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от <дата>, принятого к исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП до ... руб.
В судебное заседание административный истец Администрация города Костромы своего представителя не направил, извещены надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств суду не направила, причины неявки суду не сообщила.
Административный ответчик УФССП России по Костромской области своего представителя в судебное заседание не направили, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.ч.1,2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Как следует из материалов дела решением Свердловского районного суда города Костромы от 03 ноября 2015 года по делу № 2-3717/2015 на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы возложена обязанность предоставить ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, равнозначное по площади, взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом города Костромы, постановлением судебного пристава – исполнителя от <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП. <дата> судебным приставом - исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение Администрацией г. Костромы указанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. В силу ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Согласно пункту 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами. Его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Из пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1-3) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. По смыслу указанного положения, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа. Иное означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета таких существенных обстоятельств, как степень вины, а также имущественного положения должника. Согласно исковому заявлению причиной несвоевременного исполнения решения суда послужило затруднительное материальное положение муниципального образования и отсутствие свободных жилых помещений. Так, из материалов дела следует, что по состоянию на 01.05.2017 года размер муниципального долга составляет ... тыс. рублей, размер просроченной кредиторской задолженности - ... тыс. рублей. Между тем, несмотря на наличие задолженности, при рассмотрении дела установлено, что Администрация г. Костромы прилагает необходимые усилия для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. Так, в 2015 году Администрацией г. Костромы исполнено 28 решений судов. В 2016 году Администрацией города Костромы исполнено 13 решений судов. По состоянию на 01.07.2017 года Администрацией города Костромы исполнено 5 решений судов. Администрацией города Костромы с застройщиками многоквартирных домов заключено 3 договора о совместной деятельности, а именно: № от <дата> с ООО «Новострой» по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (доля в праве Администрации города Костромы в общем имуществе – 12 %); №-д от <дата> с ОАО «Строймеханизация» по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (доля в праве Администрации города Костромы в общем имуществе — ...%); №-д от <дата> с ООО «Костромаспецподряд» по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (доля в праве Администрации города Костромы в общем имуществе — ...%). Таким образом, суд полагает, что неисполнение решения суда в пятидневный срок было вызвано не умышленными действиями должника, а явилось следствием объективных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время решение суда фактически исполнено, оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом критерия соразмерности, имущественного положения заявителя и его вины, баланса интересов лиц, участвующих в деле, характера совершенного правонарушения, суд полагает возможным уменьшить исполнительский сбор на одну четверть от размера, определенного судебным приставом-исполнителем до ... руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО1, УФССП по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить. Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от <дата>, принятого к исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП до ... руб. Возобновить исполнительное производство №-ИП от <дата> в части исполнения постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от <дата> о взыскании исполнительского сбора с Администрации города Костромы. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента вынесения решения суда.
Судья
О.Г. Скрябина –