ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3247/2021 от 23.08.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS 0001-01-2021-009447-64 Дело № 2а-3247/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2021 г. город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Новиковой М.В.,

при секретаре Душевской К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области о ликвидации автономной некоммерческой организации «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Псковской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к автономной некоммерческой организации «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» (далее – АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух», Организация) о его ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в обоснование требований указав, что Организация фактически прекратила свою деятельность в качестве юридического лица с 2019 года, не проводит мероприятий, направленных на достижение уставных целей, заседаний органов управления не проводится, имущества не имеет, расчетный счет закрыт, документация не ведется, задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами отсутствует. Представленные Организацией отчеты за 2019-2020 год носили формальный характер. 27.03.2019 Совет Организации принял решение об прекращении ее деятельности и исключения их ЕГРЮЛ.

Ссылаясь на положения п. 10 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях», административный истец просил ликвидировать АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» и исключить из реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное по юридическому адресу организации возвращено органом почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения, что свидетельствует об уклонении административного ответчика от получения судебной корреспонденции.

В соответствии с ч.2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствии административного ответчика

Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Как следует из представленных документов, **.**.2007, на основании протокола учредительного собрания Организации постановлено создать АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух», избрать состав Правления, утвердить Устав (л. д. 10-14). Учредителями Организации являлись К.И.., К.Г.С.Х.., Ч.Н.., В.Д,., В.Н.., И.Е.. (л.д.13).

Согласно распоряжению Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области от 22.02.2007 принято решение осуществить государственную регистрацию АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» (л.д.15).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Псковской области **.**.2007, присвоен ОГРН **. Организация поставлена на налоговый учёт с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) ** и кода причины постановки на учёт (КПП) **. Адрес нахождения Организации: <адрес> (л.д.28-36). Получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 28-29). В настоящее время лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, является К.И.. - директор Организации.

Пунктом 2.1 Устава АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» предусмотрено, что целью деятельности Организации являются интеграция молодежи г.Пскова и Псковской области в европейский культурный конекст, расширение международного сотрудничества Пскова и Псковской области со странами Европы в сферах образования, науки, культуры, просвещения, социальной поддержки и духовного развития личности (л.д.16-27).

Управлением Минюста РФ по Псковской области 28.08.2018 проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, по результатам которой вынесено предупреждение №**-ПН, установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства до 06.11.2018. Нарушения в установленный срок не устранены. Управлением вынесено повторное предупреждение от 29.11.2018 №**-ПН, которое также Организацией не исполнено.

В процессе проведения проверки установлено, что Организация с 2019 года фактически не осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей, заседания органов управления, мероприятий, направленных на достижение уставных целей не проводит; задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами отсутствует, что подтверждается справкой налогового органа (л.д.35) и заявлением ФИО1 от 12.07.2021 (л.д.34), где она указывает, что Организация имущества не имеет, расчетный счет закрыт, документация не ведется, наемных работников нет, заседания органов управления не проводятся с 2019 года, просит Управление обратится в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Организации и исключении её из ЕГРЮЛ в установленном законом порядке.

27.03.2019 Совет Организации принял решение о прекращении ее деятельности и исключении из ЕГРЮЛ, что подтверждается протоколом заседания Совета АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» №26 (л.д. 30-31).

Согласно ст. 18 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом (ГК) РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 21 Закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Положениями ст. 61 ГК РФ закреплено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 4.1 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подп. "а" п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подп. "б" п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. "а", "г" и "д" п. 10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Минюста России по Псковской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Требования, которые должны неукоснительно выполняться действующими некоммерческими организациями, содержатся в ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях».

Пунктами 1 и 3 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 этого же закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2 ст. 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции РФ от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу п. 2 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Судом установлено, что АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» не осуществляет свою деятельность с 2019 года, представленные за 2019-2020 годы отчеты носят формальный характер, не отражают действительного положения дел, составлены исключительно с целью избежать административной ответственности.

В ходе проверки материалов учетно-контрольного дела Организации Управлением Минюста РФ по Псковской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации и устава, допущенные Организацией.

Кроме того, было установлено, что в нарушение требований п.2 ст.14 Закона «О некоммерческих организациях» Партнерство не соблюдает требования п. 6.1.4.11 Устава Организации заседания Совета реже одного раза в 6 месяцев, то есть органы управления бездействуют, не принимают решений по вопросам, относящимся к их компетенции. В частности, последний протокол общего собрания АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» датирован 27.03.2019.

С учетом изложенного, а также в отсутствие возражений со стороны административного ответчика, суд находит требования о ликвидации НП «Преображение» и исключении из ЕГРЮЛ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области о ликвидации АНО «Псковский центр молодежного сотрудничества «Подсолнух» и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческое партнерство «Сообщество участников рынка хлебопекарной и мукомольной продукции Псковской области» (ИНН **, ОГРН **, КПП **, дата государственной регистрации – **.**2007) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

.

.

Судья М.В. Новикова