Дело №2а–3248/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2017 г. г. Липецк
Октябрьский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Грабовского Д.А.,
при секретаре Гаджахмедове Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения о снятии заявления о приобретении гражданства РФ с рассмотрения от (дата), признании действий по снятию заявления о приёме в гражданство РФ с рассмотрения незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к УВМ УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения о снятии заявления о приобретении гражданства РФ с рассмотрения от (дата), признании действий по снятию заявления о приёме в гражданство РФ с рассмотрения незаконными, ссылаясь на то, что (дата) в УВМ УМВД России по Липецкой области за № ему было выдано письмо за подписью начальника ФИО2, в котором ему сообщили, что (дата) решением Управления по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области заявление ФИО1 о приобретение гражданства РФ снято с рассмотрения по его личному заявлению. К указанному письму была приложена копия заявления от (дата), якобы поданного от имени ФИО1, на заявлении стояла подпись ФИО3, печать эксперта-специалиста ОВГ УВМ УМВД России по Липецкой области ФИО4 Решение Управления оказалось вынесено днем раньше, чем якобы было подано заявление ФИО1 о снятии с рассмотрения его заявления о приёме в гражданство РФ. В действительности (дата) ФИО1 сдал документы и написал заявление о приёме в гражданство РФ, после чего сотрудником УВМ УМВД России по Липецкой области ФИО5 административному истцу была выдана справка, что его заявление принято к рассмотрению. К заявлению ФИО1 приложил нотариально удостоверенные копии свидетельства о рождении и аттестата 48 55 0012826, оригинал решения суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, нотариально удостоверенную копию удостоверения № клуба «Юный авиатор», а также оригинал документа, удостоверяющего личность ФИО1, выданного отделением №3 ОВМ УМВД России по г. Липецку в 2016 году. Справку о получении документов ФИО1 не выдали, документ, удостоверяющий личность был выдан ФИО1 только (дата) от (дата) со сроком действия до (дата). (дата) ФИО1 обратился за ответом о принятии его в гражданство РФ, однако сотрудник сообщил ему, что документы не готовы и рекомендовал обратиться ему через месяц. При повторном обращении (дата) ФИО1 была предоставлена вышеуказанная бумага за № с приложением. ФИО1 спросил, кто подделал его подпись на заявлении о снятии его заявления о приёме в гражданство с рассмотрения, кто вообще напечатал данное заявление. На эти вопросы не ответили, также не предоставили документы, которые ФИО1 сдал в ноябре 2016 года, и решение Управления от (дата). Заявление о снятии с рассмотрения заявления о приёме в гражданство ФИО1 не писал, так как для него приём в гражданство РФ единственный способ легализации на территории РФ, копия заявления, предоставленная сотрудниками УВМ УМВД РФ по Липецкой области, является подделкой.
В судебное заседание административный истец ФИО1, а также его представитель не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель УМВД России по Липецкой области по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на письменные возражения, согласно которым ФИО1, (дата)/р., уроженец Армянской ССР, прибыл для постоянного проживания на территорию РФ в 1995 году в г. Липецк вместе со своей семьёй. Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от (дата) был установлен факт постоянного проживания ФИО1 до (дата) по настоящее время на территории Липецкой области. (дата) ФИО1 обратился в УВМ УМВД России по Липецкой области с заявлением о приёме в гражданство РФ. (дата) в УВМ УМВД России по Липецкой области был заправлен запрос в ПВУ полиции республики Армения для определения наличия гражданства иностранного государства и предоставлении сведений о наличии действительного документа гражданина Республики Армения. В ответе на запрос от (дата)№ ПВУ полиции Республики Армения сообщило, что ФИО1, (дата)/р., ПВУ полиции РА (дата) был выдан паспорт гражданина Республики Армения серии АЕ №. (дата) УВМ УМВД России по Липецкой области был направлен запрос для уточнения сведений о паспорте ФИО1 В полученном ответе от (дата) ПВУ полиции РА сообщило, что ФИО1 паспортной службой ПВУ (001) (дата) (до исполнения 16 лет) был выдан паспорт гражданина РА серии АЕ №, который действителен до (дата). В соответствии со ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заявление о приёме в гражданство РФ ФИО1 было возвращено в связи с установлением в период рассмотрения заявления отсутствие оснований в приёме в гражданство РФ и по личному заявлению на основании решения УВМ УМВД России по Липецкой области от (дата). В соответствии со ст. 36 ФЗ «О гражданстве РФ» лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства РФ, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. ФИО1 было рекомендовано обратиться с заявлением о снятии с рассмотрения заявления о приёме гражданство РФ, чтобы иметь возможность более раннего обращения с повторным заявлением о приёме в гражданство. ФИО1, обратившись с заявлением о снятии с рассмотрения заявления о приёме в гражданство РФ по личным обстоятельствам, был уведомлен, что его документы будут сняты с рассмотрения. Относительно выдачи решения УМВД России по Липецкой области от (дата) действующим законодательством выдача или направление копии решения по вопросам гражданства не предусмотрены. Оспариваемое решение не нарушает прав административного истца, поскольку не является отказом в рассмотрении его заявления по существу, а лишь указывает на недостаточность сведений либо документов, позволяющих начать процедуру проверок и согласований для решения вопроса о принятии в гражданство РФ.
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 41.1. Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся, в том числе, дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Согласно ст. 41.3 данного закона лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 41.4 данного закона заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.
О принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации заявителю выдается справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов.
Заявителю, не имеющему действительного документа, удостоверяющего личность, в том числе в результате изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, в день принятия к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации выдается документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации, содержащий указанные заявителем его персональные данные и фотографию. При выдаче заявителю паспорта гражданина Российской Федерации этот документ у заявителя изымается.
В период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, принятого от заявителя, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, проводится установление его личности в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 41.5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" рассмотрение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и принятие решения по такому заявлению осуществляются в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи такого заявления и всех надлежащим образом оформленных документов. В случае необходимости установления личности заявителя срок, указанный в частях первой и второй настоящей статьи, продлевается на срок, необходимый для установления личности заявителя, но не более чем на три месяца.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.
Из представленных материалов следует, что (дата) ФИО1 обратился в УВМ УМВД России по Липецкой области с заявлением о принятии его в гражданство РФ, к указанному заявлению приложил:
справку относительно регистрации акта рождения ФИО1 (дата), выданную в Гюмрийском территориальном отделе ЗАГС РА (дата),
свидетельство о рождении,
справку, выданную отделением №3 ОВМ УМВД России по г. Липецку от (дата), удостоверяющую личность ФИО1,
аттестат об основном общем образовании,
копию удостоверения клуба «Юный авиатор»,
решение Октябрьского районного суда г. Липецка от (дата), которым был установлен факт постоянного проживания ФИО1 до (дата) по настоящее время на территории Липецкой области.
(дата) УВМ УМВД России по Липецкой области в адрес паспортно-визового управления полиции республики Армения был сделан запрос о предоставлении сведений о наличии паспорта гражданина Республики Армения у ФИО1
Согласно поступившему ответу из полиции Республики Армения паспортно-визового управления за № от (дата) по данным ПВУ ФИО1, (дата)/р., был выдан паспорт гражданина РА серии АЕ №.
(дата) УВМ УМВД России по Липецкой области в адрес паспортно-визового управления полиции республики Армения был сделан повторный запрос о наличии паспорта гражданина Республики Армения у ФИО1
Из ответа за № от (дата) следует, что ФИО1 (дата) (до исполнения 16 лет) был выдан паспорт гражданина РА серии АЕ №, который действителен до (дата).
Согласно заключению о снятии с рассмотрения заявления о приёме в гражданство РФ по личному заявлению ФИО1, утвержденному начальником УМВД РФ по Липецкой области (дата), заявление о приёме в гражданство РФ ФИО1, поданного в соответствии со ст. 41.3. с применением п. «а» части 1 ст. 41.1. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», возвратить в связи с установлением в период рассмотрения заявления отсутствия оснований приёма в гражданство РФ и личному заявлению.
В соответствии с письмом УВМ УМВД России по Липецкой области от (дата) на имя ФИО1 ему сообщено, что его заявление о приобретении гражданства РФ снято с рассмотрения по личному заявлению (Приложение на 1 листе).
К указанному письму приложено заявление ФИО1 на имя начальника УВМ УМВД России по Липецкой области о снятии с рассмотрения его заявления о приёме в гражданство РФ по семейным обстоятельствам.
На указанном заявлении имеется резолюция следующего содержания: «ФИО3 В порядке, предусмотренном законом. (дата) года».
В соответствии с частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Так, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 претендовал на приём в гражданство РФ по основанию, предусмотренному п. «а» части 1 ст. 41.1. Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», как лицо, постоянно проживавшее на территории РФ до (дата), не приобретшее гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если он не имеет гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Однако из ответов полиции Республики Армения паспортно-визового управления на запросы УВМ УМВД России по Липецкой области следует, что ФИО1 получал паспорт гражданина Республики Армения, то есть, является гражданином Республики Армения.
При указанных обстоятельствах УВМ УМВД России по Липецкой области был вправе вынести решение об отказе в приёме ФИО1 в гражданство РФ, и в этом случае ФИО1 мог бы обратиться повторно с заявлением о приёме в гражданство РФ в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" только по истечении года.
Однако, сняв заявление ФИО1 о приёме в гражданство РФ с рассмотрения, административный ответчик фактически предоставил возможность ФИО1 обратиться повторно с заявлением и приёме в гражданство РФ в любое время ранее годичного срока при устранении препятствий в получении гражданства РФ.
Таким образом, сам факт снятия заявления ФИО1 о приёме в гражданство РФ с рассмотрения не нарушает прав и законных интересов административного истца, а, напротив, способствует им.
ФИО1 в административном иске ссылается на подделку его подписи в заявлении о снятии заявления о приёме в гражданство РФ.
Однако какие-либо доказательства данного утверждения им не представлены, ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы им не заявлено, сам административный истец не явился в судебное заседание без уважительных причин, из чего суд делает вывод о его безразличном отношении в заявленным требованиям, при этом визуально подпись ФИО1 в заявлении о снятии его заявления о приёме в гражданство РФ с рассмотрения соответствует его подписям как в документах, поданных им для приёма в гражданство РФ, так и подписям на исковом заявлении и в расписке о вызове в судебное заседание.
Довод административного иска о том, что решение о снятии заявления ФИО1 с рассмотрения принято (дата), в то время как заявление о снятии с рассмотрения якобы датировано (дата) является несостоятельным.
На заявлении ФИО1 о снятии заявления о приёме в гражданство РФ с рассмотрения стоит дата «(дата) года» не самого заявления, а резолюции, наложенной на данное заявление.
Кроме того, представитель административного ответчика пояснила, что резолюция могла быть наложена и позднее, а поскольку шестимесячный срок рассмотрения заявления ФИО1 о приёме в гражданство РФ истекал (дата), то именно в указанный день и было принято решение о снятии его с рассмотрения.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения о снятии заявления о приобретении гражданства РФ с рассмотрения от (дата), признании действий по снятию заявления о приёме в гражданство РФ с рассмотрения незаконными отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Д.А. Грабовский
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2017 года.
Судья Д.А. Грабовский