Административное дело №2а-3249/2021
09RS0001-01-2021-004822-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021г. г.Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по КЧР о признании бездействий незаконными и обязании возместить ущерб,
установил:
ФИО1 обратился в суд к МИФНС России №3 по КЧР с настоящим административным иском. В обоснование иска указано, что 16.11.2017г. он был поставлен на учет, в качестве ФЛ, осуществляющего предпринимательскую деятельность, без образования ЮЛ, в налоговом органе по месту жительства. 31.01.2019г., он обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем на руки была выдана расписка в получении документов вх.№65А. Согласно п.1 ст.8, п.8 ст.22.3 Закона N129-ФЗ налоговый орган снимает предпринимателя с учета в качестве ИП в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии с п.9 ст.22.3 государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП. Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве ИП в связи с добровольным решением о ее прекращении законодательством не установлено (Письмо Минфина России от 14.06.2019г. N03-12-13/43229). Датой прекращения деятельности физического лица в качестве ИП является дата внесения в ЕГРИП сведений о прекращении этим лицом деятельности в качестве предпринимателя. По истечении 5 дней со дня подачи заявления по форме Р26001 бывший ИП может, но не обязан получить выписку из ЕГРИП об исключении сведений о нем из реестра. Налоговый орган в срок не позднее 07.02.2019г. обязан был осуществить одно из следующих действий: осуществить государственную регистрацию либо принять решение об отказе в государственной регистрации заявления ФИО1 о прекращении предпринимательской деятельности. Между тем, налоговым органом продолжалась начисляться задолженность по налогам и сборам. Истец 03.12.2020г. повторно обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем на руки была выдана расписка в получении документов вх№377А. 29.04.2021г. обратился с жалобой на действия МИФНС №3 г.Черкесска в УФНС по КЧР, 08.06.2021г. он по почте был получен ответ УФНС по КЧР от 28.05.2021г., согласно которого следует, что МИФНС №3 по КЧР на заявление ИП ФИО1 от 31.01.2019г. о прекращении деятельности ИП вынесено решение от 07.02.2020г. №65 А, об отказе в государственной регистрации. За период с 31.01.2019г. по 10.12.2020г., по вине работников МИФНС №3 по КЧР, которые проигнорировали официальное заявление о прекращении деятельности ИП от 31.01.2019г., за ним образовалась задолженность по налогам и сборам, что нарушает его права и законные интересы. 28.04.2021г., обратившись в УФССП по КЧР по месту жительства, были предоставлены копии постановлений о распределении ДС по исполнительному производству 9416/20/09003-ИП, возбужденному в отношении него, взыскателем по которому является МИ ФНС №3 по КЧР. Сумма долга по указанному выше исполнительному производству 36 424,29 руб.. Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит: Признать бездействия МИ ФНС №3 по КЧР выразившиеся, в уклонении от государственной регистрации прекращения деятельности ФИО1 по заявлению от 31.01.2019г. вх.№65 А, незаконными. Обязать МИ ФНС №3 по КЧР произвести государственную регистрацию при прекращении с 07.02.2019г. ФИО1, деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя. Обязать МИ ФНС №3 по КЧР исключить из ЕГРП запись государственной регистрации от 10.12.2020г. о прекращении с 10.12.2020г. ФИО1 деятельности, в качестве ИП. Возместить ФИО1, ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации прекращения деятельности ИП, допущенной по вине МИ ФНС № 3 по КЧР в размере 36 424,29 руб..
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, от административного истца имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие истца, от представителя ответчика соответствующая телефонограмма.
Изучив представленные материалы, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч.1 и 2); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч.1 и 3).
В п.1 ст.59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 16.11.2017г. был поставлен на учет, в качестве физического лиц, осуществляющего предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица в налоговом органе по месту жительства.
31.01.2019г., ФИО1 обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме № о прекращении деятельности в качестве ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем административному истцу на руки была выдана расписка в получении документов вх.№65А.
В соответствии со ст.22.3. ФЗ от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины.
Согласно п.1 ст.8, п.8 ст.22.3 Закона N129-ФЗ налоговый орган снимает предпринимателя с учета в качестве ИП в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В соответствии с п.9 ст.22.3 государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП.
Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве ИП в связи с добровольным решением о ее прекращении законодательством не установлено (Письмо Минфина России от 14.06.2019г. N03-12-13/43229).
Датой прекращения деятельности физического лица в качестве ИП является дата внесения в ЕГРИП сведений о прекращении этим лицом деятельности в качестве предпринимателя и соответственно именно эта дата и является официальной датой закрытия ИП.
В судебном заседании установлено, что все необходимые документы, для прекращения деятельности ИП, ФИО1 были предоставлены в соответствующий налоговый орган.
В данном случае, суд соглашается с доводами административного истца о том, что Налоговый орган в срок не позднее 07.02.2019г. обязан был осуществить одно из следующих действий: осуществить государственную регистрацию либо принять решение об отказе в государственной регистрации заявления ФИО1 о прекращении предпринимательской деятельности.
Из административного иска следует, что за выпиской из ЕГРИП о прекращении деятельности, лично не обращался, в связи с занятостью на работе. С момента подачи заявления, предпринимательскую деятельность не осуществлял.
Норма, обязывающая лицо, обращающееся с заявлением о закрытии ИП контролировать исполнение его заявления и забирать выписку из ЕГРИП об исключении сведений о нем из реестра отсутствует.
Никаких письменных документов с момента подачи заявления о закрытии ИП из налогового органа административному истцу не приходило.
Материалами дела подтверждается, что денежные средства со счета административного истца списывались за задолженность по налогам и сборам ввиду того, что ИП на имя ФИО1 не закрыто и ему налоговым органом продолжала начисляться задолженность по налогам и сборам.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспорено, что административный истец 03.12.2020г., повторно обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем мне на руки была выдана расписка в получении документов вх№377А, будучи уверенным, что снимут с учета в качестве ИП с момента подачи первоначального заявления.
Между тем, материалами дела подтверждается, что ФИО1 был снят с налогового учета, в качестве ИП с 10.12.2020г..
29.04.2021г., обратился с жалобой на действия МИФНС №3 г.Черкесска в УФНС по КЧР.
08.06.2021г. по почте был получен ответ УФНС по КЧР от 28.05.2021г. на жалобу, согласно которого УФНС по КЧР сообщает, что по результатам рассмотрения регистрирующим органом - МИФНС №3 по КЧР, заявления ИП ФИО1 от 31.01.2019г. о прекращении деятельности ИП вынесено решение от 07.02.2020г. №65 А, об отказе в государственной регистрации.
Между тем, о существовании указанного выше решения от 07.02.2020г. №65 А, об отказе в государственной регистрации, истец не знал и не мог знать, так как МИФНС №3 по КЧР, в его адрес не направляло, о нем стало известно только из письма УФНС по КЧР от 28.05.2021г..
Доказательств обратного, а именно уведомления Налоговым органом о вынесении решения об отказе в прекращении ИП в ходе судебного разбирательства сторонами не предоставлено, а судом не добыто.
Так, ч.4 ст.23 ФЗ №129 установлено, что решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
Заявление, поданное 31.01.2019г. в МИФНС №3 по КЧР, свидетельствует о том, что административный истец принял решение о прекращении деятельности в качестве ИП и исключении из ЕГРИП.
Нарушение требований к его форме не может являться препятствием к прекращению предпринимательской деятельности лица.
Несоответствие установленной Правительством Российской Федерации форме поданного ФИО1 заявления о принятии решения о прекращении с 31.01.2019г. предпринимательской деятельности, содержащее сведения о его паспорте, месте жительства, ИНН, не опровергает утверждение ФИО1 о фактическом прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 31.01.2019г..
В данном случае, ФИО1 совершил все необходимые действия для уведомления регистрирующего (налогового) органа о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, налоговый орган 31.01.2019г. принял от него заявление о прекращении им предпринимательской деятельности, соответственно ФИО1 добросовестно заблуждался относительно правильности оформления такого заявления в связи с чем за период с 31.01.2019г. по 10.12.2020г., по вине работников МИФНС №3 по КЧР, которые проигнорировали официальное заявление административного истца о прекращении деятельности ИП от 31.01.2019г., за ним образовалась задолженность по налогам и сборам, что нарушает его права и законные интересы и влечет для него крайне негативные последствия.
В соответствии со ст.24 ФЗ от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 ФЗ, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного ФЗ, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных ФЗ документов, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
28.04.2021г., обратившись в УФССП по КЧР по месту своего жительства, административному истцу ФИО1 были предоставлены копии постановлений о списании денежных средств по исполнительному производству 9416/20/09003-ИП, возбужденному в отношении него, взыскателем по которому является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике.
Сумма долга по указанному выше исполнительному производству составила 36 424,29 руб. и была списана со счета ФИО1, что подтверждается материалами дела, а именно, постановлениями о распределении денежных средств.
В соответствии со ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В данном случае, срок на обращение в суд с настоящим административным иском ФИО1 не пропущен.
При таких обстоятельствах, нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем удовлетворения административного искового заявления ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Карачаево-Черкесской Республике – удовлетворить.
Признать бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике, выразившиеся, в уклонении от государственной регистрации прекращения деятельности ФИО1, по заявлению от 31.01.2019г. вх.№65А, незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике, произвести государственную регистрацию прекращения с 07.02.2019г. ФИО1, деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике исключить из ЕГРП запись государственной регистрации от 10.12.2020г. о прекращении с 10.12.2020г. ФИО1 деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя.
Возместить ФИО1, ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации прекращения деятельности ИП, допущенной по вине Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Карачаево-Черкесской Республике, в размере 36 424,29 руб..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 12.09.2021г..
Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А.Байтокова