Дело № 2а-324/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2020 года город Мирный
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой В.В.,
при секретаре Балаевой Т.Н.,
с участием: прокурора – помощника прокурора города Мирного Николаева П.Д.,
представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Избирательной комиссии муниципального образования «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) к ФИО2 об отмене регистрации кандидата,
у с т а н о в и л :
Избирательная комиссия МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 об отмене регистрации кандидата, ссылаясь на сокрытие сведений о своей судимости.
В обоснование требований указано, что решением Избирательной комиссии МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) от 10 декабря 2019 года № 2 назначены досрочные выборы депутатов представительного органа МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) на 01 марта 2020 года. Постановлением Центральной избирательной комиссии РС(Я) от 30 декабря 2013 года № 44/8-5, полномочия избирательной комиссии возложены на Тас-Юряхскую участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования. 12 января 2020 года решением Избирательной комиссии МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) №6-3 зарегистрирован по единому мажоритарному пятнадцатимандатному избирательному округу кандидатом в депутаты наслежного Совета МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...> Якутской АССР. По мнению истца, регистрация кандидата ФИО2 подлежит отмене в связи с тем, что последний в своем заявлении от 09 января 2020 года о согласие баллотироваться в кандидаты в депутаты, не указал сведения о наличии у него судимости, в графе "сведения о судимости" указано «нет». Между тем, по сведениям ИЦ МВД по РС(Я) от 17.01.2020, полученного истцом в целях проверки достоверности представленных сведений кандидатом о проверке наличия у кандидатов не снятой и не погашенной судимости и привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, ФИО2 08 августа 2018 года осужден мировым судьей Судебного участка №18 Мирнинского района РС(Я) по ст. 264.1 УК РФ и подвергнут к наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб. с рассрочкой выплаты на 20 месяцев с выплатой ежемесячно по 10 000 руб. с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью сроком на 2 года.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий по доверенности, основываясь на доводах иска, поддержал требования и настаивает на их удовлетворении.
Административный ответчик ФИО2, согласившись с доводами иска о сокрытии сведений о судимости, пояснил, что не указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведений о своей судимости по ст. 264.1 УК РФ, полагая, что данная информация является несущественной, поскольку данная судимость не может являться препятствием для участия в данных выборах, при этом пояснил, что до принятия истцом решения о включении в единый список кандидатов в депутаты также не представил данные сведения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора полагающего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В силу частей 5 и 7 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
При этом, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости (подпункт "а.1" части 3.2 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ).
В Постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая конституционность подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ), предусматривавшего, что не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, пришел к выводу о том, что данная норма соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой предусмотренное ею ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания. В то же время данное законоположение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1, 2 и 3) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что право граждан на участие в управлении делами государства, в том числе на занятие выборной публичной должности, и право избирать и быть избранными посредством свободных выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе всеобщего и равного избирательного права, закрепленные статьями 3 и 32 Конституции Российской Федерации, не будучи абсолютными, могут быть подвергнуты определенным ограничениям при соблюдении конституционных гарантий свободных выборов, а также принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, соразмерности (пропорциональности) и необходимости в правовом демократическом государстве. Правовая демократия нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права.
Поскольку право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц, в отношении него, исходя из конституционно значимых целей повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, могут вводиться более строгие, чем в отношении активного избирательного права, ограничения, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности.
По своей природе в системе действующего правового регулирования ограничение пассивного избирательного права лиц, осужденных в прошлом к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, непосредственно не относится к мерам уголовной ответственности, поскольку носит не уголовно-правовой, а конституционно-правовой характер и сопряжено с повышенными репутационными требованиями к носителям публичной власти. Такое ограничение, не указываемое в приговоре в качестве наказания, в силу закона применяется как следующее самому факту осуждения к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и, не будучи уголовным наказанием, тем не менее является общеправовым последствием судимости, которая за пределами уголовно-правового регулирования приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами, исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 1216-О).
В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или
пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 названного федерального закона, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно подпункту "е" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно подпункту "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Из материалов дела следует, что 10 декабря 2019 года решением Избирательной комиссии МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) назначены досрочные выборы депутатов представительного органа на 01 марта 2020 года.
09 января 2020 года административным ответчиком ФИО2 было подано заявление в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) по единому многомандатному округу. В указанном заявлении в графе «сведения о судимости» ответчиком ФИО2 указано «нет».
Решением Избирательной комиссии МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) от 12 января 2020 года ФИО2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты наслежного Совета МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) по единому мажоритарному пятнадцатимандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения.
В целях проверки достоверности представленных кандидатами сведений о наличии/отсутствии у них не снятой и не погашенной судимости и привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ с целью выявления обстоятельств, ограничивающих пассивное избирательное право кандидатов, Избирательной комиссией Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) был направлен соответствующий запрос в Информационный центр МВД по Республике Саха (Якутия) в отношении всех кандидатов в депутаты, в том числе административного ответчика.
Из ответа Информационного центра МВД по Республике Саха (Якутия) от 17.01.2020 № 11/183 истцу стало известно о том, что ФИО2 был осужден 08.08.2018 мировым судьей судебного участка № 18 Мирнинского района РС(Я) по ст. 264.1 УК РФ и подвергнут к наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб., с рассрочкой выплаты на 20 месяцев с выплатой ежемесячно по 10 000 руб., с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью сроком на 2 года. По данным Мирнинского районного отдела судебных приставов УФССП по РС(Я) возбуждено исполнительное производство № 20365/18/14017-ИП от 04.09.2018, в настоящее время исполнительное производство не окончено. Сведений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 20.29 КоАП РФ в отношении ФИО2 не имеется.
Из представленного в материалы дела копии приговора мирового судьи судебного участка № 18 Мирнинского района РС(Я) от 08 августа 2008 года следует, что ФИО2 осужден за совершение преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса РФ и подвергнут к наказанию в виде штрафа 200 000 (двести тысяч) рублей с рассрочкой выплаты на 20 месяцев с выплатой ежемесячно по 10 000 (десять тысяч) рублей в последний день месяца, с лишением права управления транспортными средствами сроком на два года. Данный приговор не обжалован и вступил в законную силу 20 августа 2018 года.
Обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.
Таким образом, установлено, что требования, содержащиеся в пункте 2.1 ст. 33 и в пункте 58 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соблюдены ответчиком ФИО2 в должной мере, в которой они должны быть соблюдены кандидатом в депутаты, а именно в заявлении кандидата, не указана полная дата осуждения (вынесения приговора) число, месяц; не указано наименование Кодекса, по которому кандидат привлечен к ответственности (уголовный или иной и какого государства), в графе «сведения о судимости» кандидатом в депутаты указано «нет», то есть имеет место сокрытие кандидатом сведений о своей судимости, кроме того не принял меры по их предоставлению дополнительно до принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидатом в депутаты, что в целом свидетельствует о нарушении кандидатом требований избирательного законодательства к оформлению документов, предоставляемых в избирательную комиссию.
При этом, причины и мотивы, вследствие которых сведения о судимости не были указаны кандидатом, в данном случае правового значения не имеют.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 1 части 7 статьи 92 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З №815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных, в том числе подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 8 части 9 стать 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З №815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Принимая во внимание, что на момент принятия решения о регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты обстоятельства о судимости ФИО2 существовали, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей такой список, поскольку данное обстоятельство избирательной комиссии стало известно из ответа ИЦ МВД Республики Саха (Якутия), полученного в ходе выявления обстоятельств, ограничивающих пассивное избирательное право кандидатов, в соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, в связи с чем суд считает их вновь открывшимися, что в силу правовых предписаний подпункта "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата.
При таком положении суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты наслежного Совета муниципального образования «Ботуобинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по единому мажоритарному пятнадцатимандатному избирательному округу по мотиву сокрытия сведений о судимости.
Учитывая приведенные выше законоположения и установленные по делу фактические обстоятельства, административное исковое заявление Избирательной комиссии МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС(Я) подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск удовлетворить.
Регистрацию кандидата в депутаты наслежного Совета муниципального образования «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по единому мажоритарному пятнадцатимандатному избирательному округу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> Якутской АССР, включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования «Ботуобинский наслег» в порядке самовыдвижения, - о т м е н и т ь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2020 года.
Председательствующий В.В. Николаева