ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-324/20 от 15.05.2020 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-324/2020

44RS0028-01-2020-000007-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кострома 15 мая 2020 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,

с участием помощника прокурора г. Костромы Маннаповой А.Р.,

при секретаре Негановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Костромского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, организовать работу по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища,

у с т а н о в и л:

Прокурор Костромского района обратился в суд с административным иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, организовать работу по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища.

В обоснование заявленных требований со ссылками на положения ч. 2 ст. 11, ст. 25 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст. 4, 7, 9, 12, ч.ч. 1, 2 ст. 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 4, 8, 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 1 Закона Костромской области от 4 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», указали, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения требований указанного законодательства, выразившиеся в том, что администрацией Сущевского сельского поселения до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, деятельность в указанном направлении в соответствии с требованиями действующего законодательства не организована. Вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела, решаются администрацией поселения (выделение земельного участка для захоронения умершего). Предусмотренные действующим законодательством услуги по погребению, оказываемые на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории сельского поселения в нарушение действующего законодательства не оказываются. Земельные участки, на которых расположены общественные кладбища Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены, права на земельные участки не оформлены. Администрацией Сущевского сельского поселения распоряжение указанными земельными участками (выдача разрешений на захоронение) производится в отсутствие соответствующего права. В связи с этим 16 октября 2017 года прокурором Костромского района в адрес главы администрации Сущевского сельского поселения внесено представление. Вместе с тем по результатам рассмотрения представления исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений закона не принято, тогда как выявленные в ходе проведенной проверки нарушения, по мнению прокурора, могут повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на погребение, в том числе, в соответствии с их волеизъявлением.

На основании изложенного, прокурор Костромского района просил суд обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, организовать работу по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в целях организации деятельности по погребению и похоронному делу.

В ходе рассмотрения дела административные исковые требования прокурором уточнены, на основании первоначальных доводов просили обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, установить порядок ее деятельности в соответствии с действующим законодательством; обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по оформлению прав на земельные участки, на которых расположено общественное кладбище и вероисповедальное кладбище (для захоронения людей езидского вероисповедания), расположенных в с. Сущево Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района, в целях организации деятельности по погребению и похоронному делу.

Административный истец, в лице помощника прокурора г. Костромы Маннаповой А.Р., в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске. При этом выразили несогласие с позицией административного ответчика относительно исполнения заявленных административных исковых требований по организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела ввиду того, что органам местного самоуправления запрещено делегировать полномочия по погребению коммерческим структурам, соглашения с которыми были заключены администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Падагов Н.А., действующий на основании доверенности, заявленные административные исковые требования в части организации работы по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены общественное и вероисповедальное кладбища Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в целях организации деятельности по погребению и похоронному делу признал, отметив, что договор на выполнение кадастровых работ заключен с ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» 10 февраля 2020 года. На настоящий момент работы по оформлению земельных участков ведутся. Не признавая заявленные к административному ответчику требования в остальной их части: организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела и установить порядок ее деятельности, представитель административного ответчика Падагов Н.А. считал их исполненными, поскольку администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области 27 января, 01 и 05 февраля 2020 года заключены соглашения с юридическими лицами, предметом которых являлось существо заявленных административным истцом требований в вышеуказанной части. Также полагал, что создание соответствующей службы сельским поселением нецелесообразно, поскольку связано с дополнительными расходами, при том что бюджет сельского поселения ограничен. Считал, что такая служба должна быть создана администрацией района и осуществлять свою деятельность во всех сельских поселениях района.

Представитель заинтересованного лица Администрации Костромского муниципального района Костромской области, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. В адрес суда направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Против удовлетворения административных исковых требований не возражали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Положениями ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Костромской области» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.п. 1,2 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В силу ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На основании ст. 12 названного закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Таким образом, приведенные выше нормы закона предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной в октябре 2017 года, прокуратурой Костромского района о соблюдении законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области выявлены нарушения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле». В частности до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, деятельность в указанном направлении в соответствии с требованиями действующего законодательства не организована. Вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела: выделение земельного участка для захоронения умершего, находятся на стадии решения администрацией поселения. Предусмотренные действующим законодательством услуги по погребению, оказываемые на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории сельского поселения в нарушение действующего законодательства не оказываются.

В обоснование возражений против удовлетворения заявленных требований стороной административного ответчика суду представлены соглашения, заключенные между Администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с рядом юридических лиц: соглашение от 27 января 2020 года с Бюро ритуальных услуг «Небеса» (ИП Красавин Д.Ю.), соглашение от 01 февраля 2020 года с ООО «Федеральный похоронный дом», соглашение от 05 февраля 2020 года с МП г. Костромы «Городские ритуальные услуги» (срок действия соглашения до 01 мая 2020 года). Предметом договоров является предоставление жителям Сущевского сельского поселения Костромского района комплекса услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению (в соответствии со ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Давая оценку действиям, предпринятым администрацией Сущевского сельского поселения Костромского района, суд находит их недостаточными и не обеспечивающими должный уровень гарантий граждан в области организации и проведения процедуры захоронения.

Из анализа ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Как усматривается из доводов административного ответчика функциями специализированной службы по договору наделены коммерческие организации, но не организация, созданная органом местного самоуправления, как того требует действующее законодательство.

Между тем, в силу положений вышеприведенных статей закона именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, административным ответчиком, между тем, представлено суду постановление администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района № 20 от 27 мая 2019 года об утверждении Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Сущевского сельского поселения и сам порядок, а также постановление администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района № 6 от 30 января 2020 года об утверждении стоимости и требований к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, что указывает на частичное фактическое исполнение административным ответчиком требований законодательства об организации похоронного дела на территории сельского поселения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о допущенном администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области незаконном бездействии, выразившемся в неисполнении обязанности по обеспечению деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Сущевского сельского поселения.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В нарушение вышеприведенных норм права, земельные участки, на которых расположены кладбища в границах Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены, права на земельные участки не оформлены.

В этой связи 16 октября 2017 года прокурором Костромского района Костромской области внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В ответе на представление прокурора Костромского района 16 ноября 2017 года администрация Сущевского сельского поселения указала, что постановка на кадастровый учет кладбища будет произведена после расширения его границ. В администрацию Костромского района подана заявка на выделение земельного участка в размере 7 га для расширения людского кладбища на территории Сущевского сельского поселения.

Между ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» и Администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области 10 февраля 2020 года заключен договор на выполнение кадастровых работ в соответствии с которым подрядчик обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков с подготовкой их межевых планов. Дата начала выполнения работ 10 февраля 2020 года. Дата окончания выполнения работ 01 мая 2020 года.

Использование земельных участков без оформления соответствующих прав на них является недопустимым, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось административным ответчиком, согласившимся с исковыми требованиями в указанной части.

Суд полагает достаточным срок для исполнения указанной обязанности, предложенный административным истцом, разумность этого срока стороной ответчика не оспаривалась.

Таким образом, во избежание дальнейшего нарушения прав неопределенного круга лиц на достойное погребение родственников и волеизъявителей умерших суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Костромского района в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Костромского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить деятельность (создать) специализированной службы по вопросам похоронного дела;

- установить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с действующим законодательством;

- организовать работу по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены общественное кладбище и вероисповедальное кладбище (для захоронения людей езидского вероисповедания), расположенных в Сущевском сельском поселении Костромского муниципального района Костромской области, в целях организации деятельности по погребению и похоронному делу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Федеральный судья С.Ю. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2020 года.