РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2016 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Стопа Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6326/2015 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан», ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о ликвидации кооператива, возложении обязанности произвести действия в связи с ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований, в уточненной редакции, указано, что Кредитный потребительский кооператив граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» (КПКГ «БРКПКГ») зарегистрирован Дата (ОГРН №, ИНН №) и в настоящее время является действующим юридическим лицом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, подлежат размещению на официальном сайте органа надзора за саморегулируемыми организациями в сети «Интернет».
В связи с тем, что контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется Банком России, официальный сайт Банка России www.cbr.ru в разделе «Финансовые рынки» (подраздел «Надзор за участниками финансовых рынков», содержащий подраздел «Микрофинансирование и финансовая доступность») содержит Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (реестр СРО), содержащий литы: «Реестр СРО КПК» и «Реестр КПК, членов СРО КПК».
В результате проведенного в «Реестре КПК, членов СРО КПК» поиска организаций с ИНН, присвоенным Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан», кредитный потребительский кооператив с указанными реквизитами не обнаружен, что подтверждается заверенной копией скриншота с сайта Банка России, сделанной во время работы поисковой системы.
По результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, Отделением Иркутск Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации было установлено, что КПКГ «БРКПКГ» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Данное нарушение зафиксировано актом от Дата № ВН№ о невступлении кредитных потребительских кооперативов Иркутской области в саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов.
Таким образом, КПКГ «БРКПКГ» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность КПКГ «БРКПКГ» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.
Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.
Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.
Административный истец просит принять решение о ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» (ОГРН №, ИНН №) за нарушение требований части 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Обязать Кредитный потребительский кооператив граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
Возложить на учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан», указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан.
Представитель административного истца Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие.
Административные ответчики представитель КПКГ «БРКПКГ», ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие, представил отзыв на административный иск, в котором указано, что в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения о членах кредитного потребительского кооператива граждан, следовательно, ЕГРЮЛ не отображает актуальных сведений о членах КПКГ, имеются лишь сведения об учредителях КПКГ. В настоящее время Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области, в состав которого входит Отделение по Иркутской области, осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации кредитными потребительскими кооперативами, находящимися на территории Иркутской области. Таким образом, Инспекция оставляет рассмотрение данного спора на усмотрение суда.
При этом неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому, не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в нем доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
По правилам ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу п. 3 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в частности, потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
П. 1 ст. 123.2 ГК РФ предусмотрено, что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
При этом некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности, в том числе, кредитных потребительских кооперативов.
П. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.
По приказу Банка России от 11.12.2015 года № ОД-3565 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России», Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации является территориальным учреждением Банка России, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской федерации потребительскими кооперативами, находящимися на территории Иркутской области.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации», саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
По информационному сообщению Минфина РФ от 08.08.2011 года <По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию>, Кредитные кооперативы, нарушающие требования части 3 статьи 35 Закона № 190-ФЗ, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с частью 4 статьи 35 Закона № 190-ФЗ.
Ч. 4 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрено, что кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 5 ФЗ «О кредитной кооперации», Банк России осуществляет следующие функции: обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 8).
Судом установлено, что Кредитный потребительский кооператив граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» (КПКГ «БРКПКГ») зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу Дата, основной государственный регистрационный номер №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от Дата.
При этом, как следует из Протокола № 1, решение об учреждении КПКГ «БРКПКГ» принято на учредительном собрании Дата.
Согласно Уставу Кредитного потребительского кооператива граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан», утвержденному решением учредительного собрания от Дата, КПКГ «БРКПКГ» является некоммерческой организацией добровольно объединившихся физических лиц (граждан) на основе членства с целью улучшения социального положения и материального благосостояния своих членов, защите их финансовых интересов путем оказания ими друг другу взаимной финансовой помощи.
Предмет деятельности КПКГ - организация системы финансовой взаимопомощи пайщиков путем совместного сбережения их личных денежных средств в целях предоставления займов на взаимной основе. Финансовая взаимопомощь оказывается только пайщикам КПКГ под их демократическим контролем.
Как видно из материалов дела, КПКГ «БРКПКГ», в нарушение требований ч. 3 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации», не вступил в СРО в срок, установленный законом, что следует из акта № № от Дата года о невступлении кредитных потребительских кооперативов Иркутской области в саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.
По постановлению Правительства РФ от 29.09.2008 года № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (вместе с «Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»), настоящие Правила устанавливают порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - реестр).
Реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций (далее - саморегулируемая организация), в соответствующей сфере деятельности (п. 1).
Реестр ведется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченный орган) на бумажном и электронном носителях путем внесения в реестр реестровых записей. При несоответствии записей на бумажном носителе записям на электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе (п. 2).
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их внесения в реестр (п. п. 4, 18).
Так, Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru. Однако по результатам поиска, КПКГ «БРКПКГ» в Реестр СРО не включен, что подтверждается скриншотом с интернет-сайта Банка России.
Таким образом, КПКГ «БРКПКГ» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, в части наличия обязательного членства в СРО, что является основанием для ликвидации кооператива.
Обстоятельства дела не оспариваются, доказательств, подтверждающих выполнение КПКГ «БРКПКГ» требований ч. 3 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации», не представлено (ст. ст. 60, 61, 62 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что КПКГ «БРКПКГ» не является кредитным кооперативом второго уровня, на который законом не возлагается обязанность по вступлению в СРО, а также, принимая во внимание, что административными ответчиками не доказано, что КПКГ «БРКПКГ» имеет обязательное членство в СРО, полагает, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в частности, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
П. п. 1 - 3 ст. 62 ГК РФ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Согласно п. 1, 2, 9 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу приведенных норм, единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Судом достоверно установлено, что учредителями КПКГ «БРКПКГ» являются ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от Дата.
Таким образом, суд, исходя из положений гражданского законодательства Российской Федерации, считает, что обязанности по совершению действий, направленных на ликвидацию кооператива, надлежит возложить на указанных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поэтому, с КПКГ «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» (ОГРН №, ИНН №) за нарушение требований части 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Обязать Кредитный потребительский кооператив граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
Возложить на учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан».
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива граждан «Байкальский региональный кредитный потребительский кооператив граждан» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 18 января 2016 г.
Судья: О.А. Матвиенко
Копия верна:
Судья: О.А. Матвиенко
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-6326/2015.
Секретарь судебного заседания ___________ Стопа Л.В.
Дата выдачи «_____» _________________ 20___ г.