Дело №а-324/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2016 года п. Суксун Пермского края
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушина И.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.Н.,
с участием представителя административного истца – зам. прокурора Суксунского района Заякина А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов Российской Федерации об оспаривании бездействия Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края,
установил:
Прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Земскому собранию Суксунского муниципального района о возложении обязанности принять муниципальный нормативный акт, регулирующий порядок проверки сведений о доходах, представляемых депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края. В обоснование требований указано, что Земским собранием Суксунского муниципального района Пермского края не принят нормативный правовой акт в обеспечение положений ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), согласно которой лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решением Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о представлении депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение). В силу п.8 Положения проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением депутатами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, на федеральном уровне порядок проверки сведений о доходах, представленных депутатами ОМС, не предусмотрен. Из пункта 6 Указа Губернатора Пермского края от 28.12.2012 № 110 «О предоставлении гражданами, замещающими должности глав муниципальных образований Пермского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» следует, что проверка представленных главой муниципального образования Пермского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проводится в порядке, установленном для проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Пермского края, лицами, замещающими государственные должности Пермского края, и соблюдения ими установленных ограничений. Во исполнение данного требования на уровне субъекта Указом Губернатора Пермского края от 10.03.2010 № 11 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Пермского края председателя Правительства Пермского края, руководителя администрации губернатора Пермского края, лицами, замещающими указанные государственные должности Пермского края, и соблюдения ими установленных ограничений» утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Пермского края председателя Правительства Пермского края, руководителя администрации губернатора Пермского края, лицами, замещающими указанные государственные должности Пермского края, и соблюдения ими установленных ограничений. Вместе с тем, в Суксунском районе муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проверки сведений о доходах представляемых депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района отсутствует. В связи с отсутствием указанного муниципального нормативного правового акта цели и задачи Федерального закона № 273-ФЗ не достигнуты, требование п.8 Положения о предоставлении депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не исполнимо, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Суксунского района Заякин А.Ю. административные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика – Глава муниципального района – представитель Земского собрания Суксунского муниципального района Пучкин И.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменное заявление о признании административного иска в порядке ч.3 ст.46 КАС РФ. Заявление о признании административного иска подано административным ответчиком в письменном виде, из заявления следует, что положения ст.46, 157 КАС РФ, административному ответчику разъяснены и понятны.
Суд, заслушав мнение заместителя прокурора, исследовав документы дела, приходит к следующему.
Как установлено положением части 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Положением части 1 ст. 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В соответствии с пп. 38 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
На основании части 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, требований к служебному поведению" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальные служащие обязаны представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции является проведение проверки в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Суксунского района Пермского края проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства в деятельности Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края.
В результате проверки установлено, что Земским собранием Суксунского муниципального района Пермского края не принят нормативный правовой акт в обеспечение положений ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Суду представлено Положение о предоставлении депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Решением Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
Вместе с тем, Положение о проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, предоставляемых депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района, не разработано.
Учитывая, что административным ответчиком меры по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности не приняты, у суда имеются основания для удовлетворения административных исковых требований прокурора Суксунского района и возложении обязанности на Земское собрание Суксунского муниципального района Пермского края в месячный срок разработать муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений и доходах, предоставляемых депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 157, 175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Прокурора Суксунского района Пермского края удовлетворить.Признать незаконным бездействие Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края в части непринятия муниципального нормативного правового акта, регулирующего порядок проверки сведений о доходах, предоставляемых депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края.Возложить обязанность на Земское собрание Суксунского муниципального района Пермского края принять муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок проверки сведений о доходах, предоставляемых депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края, в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Ярушин
Мотивированное решение составлено 28 ноября 2016 года.