ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-324/2021 от 09.08.2021 Островского районного суда (Костромская область)

№ 2а-324/2021

44RS0014-01-2021-000598-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2021 года

Островский районный суд п. Судиславль Костромской области в составе:

председательствующего судьи Затынина С.Е., при секретаре Григорьевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации Судиславского муниципального района Костромской области к Отделению судебных приставов по Судиславскому района УФССП по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Судиславского муниципального района Костромской области (далее Администрация) обратилась в суд к ОСП по Судиславскому району УФССП России по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП с 50 000 руб. до 37 500 руб..

В обоснование требований указали, что решением Островского районного суда от 30.01.2017 г. по делу (далее — Решение суда) удовлетворены требования прокурора Судиславского района, суд обязал администрацию муниципального образования Расловское сельское поселение Судиславского муниципального района Костромской области организовать водоотведение и очистку сточных вод на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды до 01 января 2019 года.

Определением Островского районного суда Костромской области от 05.07.2018 г. по делу (далее — Определение суда) удовлетворено заявление Администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области о замене должника администрации Расловского сельского поселения на его правопреемника – администрацию Судиславского муниципального района. Судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 января 2020 года.

На основании Решения и определения суда ОСП по Судиславскому району 11.02.2020 г. возбуждено исполнительное производство -ИП (постановление от 22.11.2019 г.) в отношении должника — Администрации Судиславского муниципального района.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Судиславскому району ФИО1 от 11.06.2021 г. (получено 01.07.2021 г.) с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Судиславскому району ФИО1 от 11.06.2021 г. (получено 01.07.2021 г.) с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Для исполнения Решения суда администрации Судиславского муниципального района Костромской области необходимы средства в размере 5 452 000 (Пять миллионов четыреста пятьдесят две тысячи) рублей для выполнения проектных и строительно-монтажных работ по объекту «Строительство очистных сооружений <адрес>

Глава Судиславского муниципального района Костромской области ФИО2 неоднократно обращался в Собрание депутатов Судиславского муниципального района с ходатайствами об увеличении администрации района бюджетные ассигнований из бюджета района в целях выполнения проектных и строительно-монтажных работ по объекту «Строительство очистных сооружений п<адрес>», но в удовлетворении ходатайств было отказано в связи с предельным уровнем дефицита бюджета муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области и отсутствием доходных источников.

Администрация Судиславского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда по следующим основаниям: отсутствуют необходимые финансовые средства. Учитывая предельный уровень дефицита бюджета муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес> и отсутствие дополнительных доходных источников проектно-изыскательские работы «Строительство очистных сооружений <адрес>» и сами строительные работы не могут быть выполнены. Расходы на проектирование объекта не заложены в бюджет муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес>.

Закупка услуг по разработке проекта объекта.

Администрацией Судиславского муниципального района в целях определения стоимости проектных работ по объекту «очистные сооружения в <адрес>», были направлены запросы коммерческих предложений в проектные организации: ООО «Строительная экспертиза», ООО «Облстройинвестпроект», ЗАО «Проектно-инвестиционная компания» и НПО «Агростройсервис».

Поступили коммерческие предложения от ООО «Строительная экспертиза» от 01.10.2018 г. и от НПО «Агростройсервис» от 25.10.2018 г., а так же от компании «Топол-ЭКО».

Правоотношения в сфере закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, муниципальные контракты на оказание услуг по разработке проекта очистных сооружений в <адрес> и на выполнении работ по объекту могут быть заключены только после проведения конкурсных процедур и в пределах выделах лимитов бюджетных обязательств. Но так как средства бюджете района на эти цели не предусмотрены закупка указанных услуг невозможна.

Указанные выше обстоятельства являются затрудняющими исполнение судебного решения и подтверждают, что администрацией Судиславского муниципального района предприняты и предпринимаются все возможные меры для исполнения Решения суда, но по объективным причинам, не зависящим от администрации района, оно не исполнено до настоящего времени.

С учетом указанных выше обстоятельств, учитывая тяжелое финансовое положение Судиславского муниципального района, считаем возможным уменьшить размер исполнительского сбора, который подлежит взысканию на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.06.2021 г. по исполнительному производству -ИП с 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (Тридцати семи тысяч пятисот) рублей, то есть, уменьшив его размер на 12 500 руб., что составляет 1/4 от его общей суммы.

Просит, уменьшить размер исполнительского сбора, который подлежит взысканию на основании постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 11.06.2021 г. по исполнительному производству -ИП с 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (Тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

Представитель административного истца Администрации Судиславского муниципального района Костромской области ФИО3 по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика отделения СП по Судиславскому району Управления ФССП по Костромской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, а также отзыв, согласно которого, в отделении судебных приставов по Судиславскому району УФССП России по Костромской области на принудительном исполнении находится ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа по делу от 30.01.2017 Г., выданного Островским районным судом п. Судиславль Костромской области, в отношении Администрации Судиславского муниципального района <адрес>, об обязании организовать водоотведение и очистку сточных вод на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды в срок до 01.01.2019 г.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства разъяснено должнику о взыскании исполнительского сбора в соответствии с действующим законодательством. 11.02.2020 г., 16.10.2020 г, 15.04.2021 г. представителю должника под роспись вручены требования об исполнении решения суда.

Требования исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения не исполнено. В связи с чем, 11.06.2021 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, 01.07.2021 г. вручено должнику под роспись.

Денежные средства от взыскания исполнительского сбора поступают в Федеральный бюджет. В настоящее время организация действует и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Сведений об отсрочке (рассрочке), наличии обстоятельств непреодолимой силы для исполнения решения суда, должником не представлено.

Просит в административном иске отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

В соответствии со ст. 2, 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Федерального закона "Об исполнительном производстве"), ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее по тексту - Федерального закона "О судебных приставах"), задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Перечень оснований для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства установлен в части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.

Статьей 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю для осуществления возложенных на него задач предоставлены полномочия на совершение исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как разъяснено в пунктах 42, 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 - 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 55 Конституции РФ).

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Из анализа названных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда. А в случае немедленного исполнения решения суда в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником. Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора допускается только в том случае, если решение суда не исполнено полностью либо в части.

В ч. 12 ст. 30 названного Закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что 30.01.2017 года решением Островского районного суда исковые требования прокурора Судиславского района удовлетворены. На администрацию муниципального образования Расловское сельское поселение Судиславского муниципального района Костромской области возложена обязанность организовать водоотведение и очистку сточных вод на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды до 01 января 2019 года. Решение вступило в законную силу.

Определением Островского районного суда Костромской области от 05.07.2018 г. произведена замена должника администрации Расловского сельского поселения на его правопреемника – администрацию Судиславского муниципального района. Судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 января 2020 года.

На основании решения суда был выдан исполнительный лист и Отделом судебных приставов в отношении должника 11.02.2020 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, которым был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.

По окончании срока отсрочки исполнения решения суда администрацией требования исполнительного документа выполнены не были и постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.06.2021 года с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Копия постановления должником была получена.

Как следует из представленных материалов, Администрацией Судиславского муниципального района в целях определения стоимости проектных работ по объекту «очистные сооружения в <адрес>», были направлены запросы коммерческих предложений в проектные организации.

Поступили коммерческие предложения от ООО «Строительная экспертиза» от 01.10.2018 г. и от НПО «Агростройсервис» от 25.10.2018 г., а так же от компании «Топол-ЭКО».

Для выполнения проектных и строительно-монтажных работ по объекту «Строительство очистных сооружений <адрес>» необходимы средства более 2 млн. рублей..

Главой муниципального района неоднократно направлялись обращения в Собрание депутатов Судиславского муниципального района с ходатайствами об увеличении администрации района бюджетные ассигнований из бюджета района в целях выполнения проектных и строительно-монтажных работ по объекту «Строительство очистных сооружений <адрес>», однако в удовлетворении было отказано в связи с предельным уровнем дефицита бюджета муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области и отсутствием доходных источников.

Суд полагает, что наложение на администрацию Судиславского муниципального района Костромской области исполнительского сбора в полном объеме является несоразмерным совершенному деянию ввиду следующего.

В материалах дела, отсутствуют сведения о том, что при вынесении постановления о взыскании с администрации Судиславского муниципального района Костромской области исполнительского сбора в максимальном размере, судебным приставом-исполнителем принимались во внимание и оценивались обстоятельства, связанные со степенью вины администрации Судиславского района в неисполнении требований исполнительного документа, с имущественным положением должника, являющегося муниципальным учреждением, с действиями, которые надлежало совершить администрации Судиславского муниципального района в целях исполнения требований исполнительного документа (обеспечить выделение соответствующих средств из бюджета Судиславского муниципального района, разместить заказ на осуществление соответствующих работ и на заключение муниципального контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Взыскание исполнительского сбора в максимальном размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета таких существенных обстоятельств, как степень вины и имущественное положение должника, являющегося муниципальным учреждением.

Поэтому учитывая степень вины администрации Судиславского муниципального района в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа и принимая во внимание наличие указанных обстоятельств, а также предпринятые действия для исполнения требований исполнительного документа (л.д. 25-47), суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", снизив таким образом исполнительский сбор до 37500 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Снизить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации Судиславского муниципального района Костромской области в рамках исполнительного производства -ИП от 11.02.2020 г. до 37500 (Тридцати семи тысяч пятисот) руб.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.Е. Затынин