ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-324/2021 от 12.07.2021 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-324/2021

56RS0043-01-2021-000430-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 12 июля 2021 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Морозовой С.П.,

при секретаре Рачковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Шарлыкского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования Шарлыкский сельсовет. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и водоснабжении в деятельности администрации МО «Шарлыкский сельсовет», в ходе которой установлено, что в нарушение положений действующего законодательства, на территории МО «Шарлыкский сельсовет» имеются бесхозяйные объекты водоснабжения, на которые не зарегистрировано право собственности. Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления. Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания водопроводной сети муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию. Одним из условий предоставления финансовой поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в силу п. 9.2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов), и находятся на территориях муниципальных образований, либо наличия утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков регистрации прав государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с учетом необходимости завершения государственной регистрации таких прав не позднее 1 января 2016 года, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации прав на указанные объекты, являющиеся бесхозяйным имуществом, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры после 1 января 2013 года. Несоблюдение указанного условия лишает возможности участия муниципального образования в программах, разрабатываемых и реализуемых в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что в свою очередь ущемляет права и интересы населения муниципального образования в целом.

Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района по непринятию мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующих объектов водоснабжения:

- Водозаборная скважина (с. Шарлык, ул. Колпакова), дата ввода в эксплуатацию - 04.09.2013;

- Башня Рожновского (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Водопроводные сети, протяженностью 1500 м. (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Насосная станция (с. Шарлык, ул. М. Джалиля), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Скважина № 2 (с. Кармалка, ул. Молоденая, д. 2а), дата ввода в эксплуатацию –30.10.2006;

- Центральный водозабор (с. Шарлык, ул. Нагорная);

- Водопровод (с Шарлык, ул. Кирова), протяженностью 450 м., дата ввода в эксплуатацию – 19.11.2018;

- Водопроводная сеть жилого района с. Шарлык (с. Шарлык, пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 29.12.2018;

- Водопровод ул. Цыбина с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020;

- Водопровод ул. Автозаправочная с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020.

И обязать администрацию МО «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района по истечению 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять в собственность муниципального образования и зарегистрировать в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, муниципальное имущество:

- Водозаборная скважина (с. Шарлык, ул. Колпакова), дата ввода в эксплуатацию - 04.09.2013;

- Башня Рожновского (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Водопроводные сети, протяженностью 1500 м. (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Насосная станция (с. Шарлык, ул. М. Джалиля), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Скважина № 2 (с. Кармалка, ул. Молоденая, д. 2а), дата ввода в эксплуатацию –30.10.2006;

- Центральный водозабор (с. Шарлык, ул. Нагорная);

- Водопровод (с Шарлык, ул. Кирова), протяженностью 450 м., дата ввода в эксплуатацию – 19.11.2018;

- Водопроводная сеть жилого района с. Шарлык (с. Шарлык, пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 29.12.2018;

- Водопровод ул. Цыбина с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020;

- Водопровод ул. Автозаправочная с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020.

Представитель прокуратуры Шарлыкского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился, предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель администрации МО Шарлыкский сельсовет, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражали против удовлетворения иска прокурора.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III–ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются иные вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 50 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии со ст. 215 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ст.ст. 294 и 296 ГК РФ.

На основании ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (далее – Положение).

Согласно п. 5 Положения принятие на учет недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенный органом по учету недвижимого имущества.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление ВС РФ) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно приложению №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации к объектам государственной собственности, расположенным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе относятся объекты инженерной инфраструктуры.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III – ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения закреплены за сельскими поселениями.

Согласно ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Судом установлено, что на территории МО «Шарлыкский сельсовет» имеются бесхозяйные объекты водоснабжения, на которые не зарегистрировано право собственности, а именно:

- Водозаборная скважина (с. Шарлык, ул. Колпакова), дата ввода в эксплуатацию - 04.09.2013;

- Башня Рожновского (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Водопроводные сети, протяженностью 1500 м. (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Насосная станция (с. Шарлык, ул. М. Джалиля), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Скважина № 2 (с. Кармалка, ул. Молоденая, д. 2а), дата ввода в эксплуатацию –30.10.2006;

- Центральный водозабор (с. Шарлык, ул. Нагорная);

- Водопровод (с Шарлык, ул. Кирова), протяженностью 450 м., дата ввода в эксплуатацию – 19.11.2018;

- Водопроводная сеть жилого района с. Шарлык (с. Шарлык, пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 29.12.2018;

- Водопровод ул. Цыбина с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020;

- Водопровод ул. Автозаправочная с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020.

Вышеуказанные объекты водоснабжения, расположенные в муниципальном образовании, до настоящего времени не приняты в собственность муниципального образования.

Таким образом, вышеуказанные сооружения коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие население сёл питьевым водоснабжением в настоящее время собственника не имеют. До признания их муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию, взимать плату с граждан за пользование услугами водоснабжения.

Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления.

Суд соглашается, с доводами прокурора о том, что финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания водопроводной сети муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию.

Правовые и организационные основы противодействия террористической деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу п. 4 ст. 5.2. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Непринятие органом местного самоуправления мер, направленных на признание права муниципальной собственности на выявленные сооружения водоснабжения, негативно сказывается на обеспечение надлежащей антитеррористической безопасности, свидетельствует о непринятии соответствующих мероприятий по недопущению посторонних лиц на территорию объектов водоснабжения.

Возражений со стороны административного ответчика, относительно заявленных прокурором исковых требований, в суд не поступило, согласно заявления представителя ответчика, имеющегося в материалах дела, администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области не имеет возражений против административных исковых требований прокурора по делу 2а-324/2021.

Таким образом, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района по непринятию мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующих объектов водоснабжения:

- Водозаборная скважина (с. Шарлык, ул. Колпакова), дата ввода в эксплуатацию - 04.09.2013;

- Башня Рожновского (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Водопроводные сети, протяженностью 1500 м. (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Насосная станция (с. Шарлык, ул. М. Джалиля), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Скважина № 2 (с. Кармалка, ул. Молоденая, д. 2а), дата ввода в эксплуатацию –30.10.2006;

- Центральный водозабор (с. Шарлык, ул. Нагорная);

- Водопровод (с Шарлык, ул. Кирова), протяженностью 450 м., дата ввода в эксплуатацию – 19.11.2018;

- Водопроводная сеть жилого района с. Шарлык (с. Шарлык, пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 29.12.2018;

- Водопровод ул. Цыбина с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020;

- Водопровод ул. Автозаправочная с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020.

Обязать администрацию МО «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района по истечению 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять в собственность муниципального образования и зарегистрировать в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, муниципальное имущество:

- Водозаборная скважина (с. Шарлык, ул. Колпакова), дата ввода в эксплуатацию - 04.09.2013;

- Башня Рожновского (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Водопроводные сети, протяженностью 1500 м. (с Шарлык, ул. Заречная), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Насосная станция (с. Шарлык, ул. М. Джалиля), дата ввода в эксплуатацию – 08.12.2006;

- Скважина № 2 (с. Кармалка, ул. Молоденая, д. 2а), дата ввода в эксплуатацию –30.10.2006;

- Центральный водозабор (с. Шарлык, ул. Нагорная);

- Водопровод (с Шарлык, ул. Кирова), протяженностью 450 м., дата ввода в эксплуатацию – 19.11.2018;

- Водопроводная сеть жилого района с. Шарлык (с. Шарлык, пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 29.12.2018;

- Водопровод ул. Цыбина с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020;

- Водопровод ул. Автозаправочная с. Шарлык (с. Шарлык пер. Коммунальный, д. 5), дата ввода в эксплуатацию – 14.08.2020.

Разъяснить административному ответчику обязанность сообщить суду и административному истцу, об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (ч. 9 ст. 227 КАС РФ).

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись С.П. Морозова