ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-324/2023 от 30.05.2023 Татищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-324/2023

64RS0036-01-2023-000259-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Вайцуль М.А.,

при секретаре судебного заседания Габелок Д.А.,

с участием помощника Татищевской прокуратуры Саратовской области Серейчикаса М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения,

установил:

заместитель прокурора Татищевского района Саратовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В обоснование требований, указал, что прокуратурой Татищевского района Саратовской области в рамках исполнения информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 июня 2021 года № 8-12-2021 и задания прокуратуры Саратовской области от 29 января 2022 года № 07/1-14-2022/668-22-20630001 проведен мониторинг исполнения законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

В ходе мониторинга установлено, что на территории Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района расположены автомобильные дороги местного значения и их участки. Вместе с тем администрацией муниципального образования мониторинг дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения в рамках своей компетенции в 2022-2022 годах не проводился.

Ссылаясь на положения ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 443-ФЗ), ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ), п.10 ст.1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» (далее по тексту Закон Саратовской области № 108-ЗСО), ст. ст. 22,27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 2202-1), просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области; возложить на администрацию Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области обязанность организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах Октябрьского муниципального образования, в пределах компетенции.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Татищевской прокуратуры Саратовской области Серейчикас М.В., заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области, в лице Временно исполняющего полномочия главы Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области Андрианова С.Ю. представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие, с административными исковыми требованиями согласны в полном объеме.

Заинтересованное лицо администрация Татищевского муниципального района Саратовской области о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, заявлений об отложении судебного заседания от нее не поступило.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела размещена на официальном сайте Татищевского районного суда Саратовской области (http://tatishevsky.sar.sudrf.ru/) (раздел судебное делопроизводство).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 6 ст. 226, ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суд считает, что прокурор Татищевского района Саратовской области, обращаясь в суд с данным заявлением, действует в интересах неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, в соответствии с функциями надзора за исполнением требований федерального законодательства.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ за сельскими поселениями закрепляется вопрос местного значения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района (п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В статье 5 Федерального закона № 196-ФЗ указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территориях сельских поселений, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.

Согласно п. 5 Приказа Минтранса России от 18 апреля 2019 года № 114 «Об утверждении Порядка мониторинга дорожного движения» мониторинг дорожного движения должен осуществляться посредством сбора, обработки, накопления и анализа основных параметров дорожного движения, установленных п. 2 Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2018 года № 1379.

В соответствии с подп. «в» п. 6 Приказа Минтранса России от 18 апреля 2019 года № 114 сбор значений параметров дорожного движения следует осуществлять, в том числе посредством получения информации с пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения.

Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 18 апреля 2019 года № 114 предусмотрено, что мониторинг дорожного движения должен проводиться в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных владельцев автомобильных дорог по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.

В силу п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В развитие ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 443-ФЗ приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года № 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения, требования к составу и содержанию документации по организации дорожного движения, порядку ее разработки, согласования и утверждения (далее по тексту - Правила).

В силу ч. 9 ст. 226 и ч. 7 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, нарушение ими прав и свобод административного истца и необходимость их восстановлении. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Татищевского района Саратовской области при проведении исполнения законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог установлено, что на территории Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области расположены автомобильные дороги местного значения и их участки. Вместе с тем администрацией муниципального образования мониторинг дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения в рамках своей компетенции в 2022-2022 годах не проводился (л.д.7-8).

Исходя из установленных судом обстоятельств, а также учитывая признание иска административным ответчиком, суд приходит к выводу, что в нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона № 443-ФЗ администрацией Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области не проводился мониторинг дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения в рамках своей компетенции в 2022-2023 годах.

В судебном заседании установлено и подтверждается заявлением Врип главы Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области Андриановой С.Ю. о том, что исковые требования признает в полном объеме.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Согласно ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанностей по проведению мониторинга дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения в рамках своей компетенции в 2022-2023 годах, нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с указанными сведениями, а также фактическое признание иска административным ответчиком, изложенном в письменном заявлении, подписанным Временно исполняющим полномочия главы Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области Андриановой С.Ю., суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации административному ответчику администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, являются законными и обоснованными, и, как следствие, подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), то государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области по не проведению мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения за 2022 год и истекший период 2023 года.

Возложить на администрацию Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области обязанность организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах Октябрьского муниципального образования, в пределах компетенции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд Саратовской области.

Судья М.А. Вайцуль

Срок составления мотивированного решения – 14 июня 2023 года.

Судья М.А. Вайцуль