Дело № 2а – 3253 / 2020
24RS0046-01-2020-002090-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре м,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК 22 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, прокуратуре Красноярского края о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и об отмене постановления Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 26 февраля 2020 года, которым было отменено постановление начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 24 января 2020 года о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденной б в виде объявления выговора. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным, нарушает права истца на применение мер взыскания к осужденным, постановление начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю отменено без учета фактических обстоятельств дела, требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, о проведении проверки в установленном ч.3 ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре» учреждение не извещено, решение о ее проведении не выносилось.
В судебном заседании представитель административного истца ч, действующая на основании соответствующей доверенности, административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Помощник Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях п в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ прокурором вынесено в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях, на основании представленных материалов, не нарушает права и законные интересы исправительного учреждения. Осужденная б привлечена к дисциплинарной ответственности учреждением без законныю оснований, посокльку данных об умышленном уклонении осужденной от выполнения нормы выработки материалы не свидетельствуют. Кроме того в ходе проверки установлены нарушения организации труда осужденных. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель прокуратуры Красноярского края а, действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании пояснила, что заявленные административные требования являются не обоснованными так как Красноярская специализированная прокуратура в рамках регулярно проводимых надзорных мероприятий в исправительном учреждении установила необоснованность привлечения осужденной к дисциплинарной ответственности в связи с чем в рамках своих полномочий вынесла оспариваемое постановление, которое прав и законных интересов исправительного учреждения не нарушает. Просит отказать в удовлетворении иска.
Заинтересованное лицо б извещена о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что признание решения государственного органа незаконным возможно лишь при наличии совокупности условий: принятие данного решения вне предоставленной компетенции, несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя указанным решением.
Наличие совокупности таких условий при разрешении заявления судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Судом установлено, что постановлением врио начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 24 января 2020 года осужденная б привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение п. 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295, а именно в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 08.05 часов до 16.20 часов в цехе № недобросовестно отнеслась к труду, а именно: являясь швеей умышленно уклоняясь от работы при пошыве костюма (куртки) ветровлагозащитного для сотрудников ОВД ТУ 8572-115-088, выполняя операцию № п. 40, 41, 42 (обтачать муфты, вывернуть муфты, стачать концы муфты) и операцию № (вывернуть муфты, закрепить припуски шва стачивания концов муфты, обтачать погоны, подрезать излишки ткани, настрочить шов обтачивания погон), не выполнила дневное сменное задание, доведенное начальником цеха к на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, при сменном задании 122 единицы, фактически выполнила 65 единиц, что составило 53,2 % от доведенного начальником цеха сменного задания.
Постановлением Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" вышеуказанное постановление отменено.
В соответствии со ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3); осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (ч. 4); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Согласно п. 16 главы 3 Правил осужденные обязаны добросовестно относиться к труду.
Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, порядок их применения установлены статьями 115, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
На основании п. «а» ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться выговор.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Согласно представленным материалам факт не выполнения дневного сменного задания ДД.ММ.ГГГГ осужденной б нашел свое подтверждение в судебном заседании. Данные обстоятельства подтверждаются рапортами, объяснением осужденной, копией журнала «Норма выработки», копией должностной инструкции швеи 3 разряда производственной бригады №, приказом № об утверждении норм времени и расценок, приказом о трудоустройстве, технологической схемой.
Однако обстоятельств умышленного уклонения осужденной б от выполнения нормы выработки судом не установлено. Согласно представленных материалов, осужденная б в течении длительного времени не выполняла нормы выработки.
Кроме того, суд считает, что из административного искового заявления ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю не усматривается, что оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных
Статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры взыскания, которые могут применяться к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе перевод в помещение камерного типа.
В соответствии со ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Права и обязанности учреждений, исполняющих наказание, регламентированы Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. ст. 13, 14).
Применение врио начальником ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю к осужденной взыскания в виде выговора связано с осуществлением властных полномочий, предусмотренных ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор, в том числе, вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Пунктом 1.1 и 1.3 приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам - на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Практиковать проведение проверок следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом отмена прокурором дисциплинарного взыскания, наложенного на лицо, отбывающее наказание в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес>, никоим образом не препятствует административному истцу исполнять свои обязанности и реализовывать свои права, установленные приведенным выше законом, в том числе и на применение мер взысканий к осужденным, а также не возлагает на него какие-либо дополнительные обязанности.
Доводы административного истца об обратном, а также о необходимости применения при осуществлении надзора органами прокуратуры положений ч. 3 ст. 21 ФЗ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в части уведомления учреждения о проведении проверки, основаны на неверном толковании норм права и судом не принимаются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления прокурора прав административного истца ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес> не нарушают, а рассмотрение такого административного иска не ведет к восстановлению нарушенного, по утверждению истца, права, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФКУ ИК 22 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, прокуратуре Красноярского края о признании постановления незаконным.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 28 сентября 2020 года.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.