ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3253/20 от 21.10.2020 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-3253/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 октября 2020 года г.Барнаул

Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Жидких Н.А.,

при секретаре Стародубовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю к Алтайской региональной общественной организации «Наше будущее - одаренные дети» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском с учетом уточнения к Алтайской региональной общественной организации «Наше будущее - одаренные дети» (далее - АРОО «Наше будущее - одаренные дети») о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование требований указано, что 21.06.2012 Управлением принято решение о государственной регистрации АРОО «Наше будущее - одаренные дети», учетный номер ***. Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28.06.2012 за основным государственным регистрационным номером ***. Общественной организацией не исполнена обязанность, предусмотренная абз. 8 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», информация по форме ОН 0003 за 2019 год не представлена. За неисполнение требований абз.4, 8 ч.1 Закона Управлением 09.07.2020 в адрес руководящего органа общественной организации вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства, где установлен срок для устранения допущенных нарушений не позднее 25.08.2020. 04.08.2020 в Управление поступила информация от председателя общественной организации о том, что отчетность за 2019 год предоставлена не будет в связи с прекращением деятельности организации.

На основании ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управление просит признать АРОО «Наше будущее - одаренные дети» прекратившим деятельность в качестве юридического лица с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца - Абушкина О.С. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Законный представитель административного ответчика - Безматерных Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю Коваленко А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором рассмотрение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке (далее - КАС РФ).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон №82-ФЗ).

Как установлено ст.8 Федерального закона №82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Согласно ст.29 Федерального закона №82-ФЗ общественное объединение обязано, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз.1,7-8).

Формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», Постановлением Правительства Российской Федерации №212 от 15.04.2006, общественное объединения представляют в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003 (об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании).

В соответствии со ст.29 Федерального закона №82-ФЗ непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 №1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Как следует из материалов дела, 21.06.2012 Управлением принято решение о государственной регистрации АРОО «Наше будущее - одаренные дети». Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28.06.2012 за основным государственным регистрационным номером ***

В связи с нарушением ст.29 Федерального закона №82-ФЗ 08.05.2018 Управлением в адрес руководящего органа направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства, возложена обязанность в срок не позднее 25.08.2018 устранить выявленные нарушения.

04.08.2020 в адрес Управления поступила информация от председателя АРОО «Наше будущее - одаренные дети» о прекращении деятельности организации, в связи с чем, отчетность за 2019 год предоставлена не будет.

Кроме того, из материалов дела следует, что указанное общественное объединение фактически не ведет деятельность в качестве юридического лица в настоящее времени, расчетный счет общественного объединения закрыт 24.03.2020.

Согласно сведениям официального информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации АРОО «Наше будущее - одаренные дети» ОГРН *** отчет по форме ОН0003 в течение 2020 года (за 2019 год) не представила.

Исходя из анализа сведений, представленных МИФНС №15 по Алтайскому краю, МИФНС №14 по Алтайскому краю, законным представителем административного ответчика, следует отсутствие хозяйственной деятельности общественного объединения с начала 2020 года, задолженности по уплате налогов, сборов, пеней по состоянию на 19.10.2020 не имеется.

Непредставление в установленный срок документов отчетности свидетельствует не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 №1246-0, от 10.11.2002 №270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П, от 06.12.2011 №26-П).

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд полагает, что АРОО «Наше будущее - одаренные дети» были допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественного объединения, которые влекут признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю удовлетворить.

Признать Алтайскую региональную общественную организацию «Наше будущее - одаренные дети»(***) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключив из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края.

Судья: Н.А. Жидких

****

****

****

****

****

****

****а