ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3255/201828 от 28.11.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-3255/2018 28 ноября 2018 года

г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием административного истца Филоновой И.А.,

представителя административного ответчика Лотоевой С.В.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филоновой Ирины Андреевны к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

установил:

Филонова И.А. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным и необоснованным постановления от ДД.ММ.ГГГГ-па об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения и утвердить постановление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 874 кв.м, расположенного в кадастровом квартале .

В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования <адрес> ею было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1363 кв.м, расположенного в кадастровом квартале , описание местоположения: <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровой карте. ДД.ММ.ГГГГ в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования <адрес> ею была предоставлена откорректированная в соответствии с рекомендациями этого комитета и требованиями Правил землепользования и застройки Тосненского городского поселения схема расположения земельного участка площадью 874 кв.м на кадастровой карте (в соответствии с письмом комитета по управлению муниципальным имуществом (kymu-a-tosno@yandex.ru), от ДД.ММ.ГГГГ, поступившем на её электронную почту). ДД.ММ.ГГГГ на сайте https://torgi.gov.ru и в газете «Тосненский вестник» было опубликовано извещение о возможности предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 874 кв.м, расположенного в кадастровом квартале , описание местоположения: <адрес>, напротив <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в комитете по управлению муниципальным имуществом ею было получено постановление от ДД.ММ.ГГГГ-па об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. Отказ был мотивирован тем, что в течение 30 дней со дня опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе.

Данный отказ она считает незаконным и необоснованным, поскольку извещение о возможности предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства содержит сведения о дате начала приёма заявлений – ДД.ММ.ГГГГ и дате окончания приёма заявлений заинтересованных граждан – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму Тосненской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ-ж18, после опубликования вышеуказанного извещения, ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО4 о намерении участвовать в аукционе, что и послужило основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ-па.

Таким образом, администрацией муниципального образования <адрес>, в нарушение законодательства, после истечения 30 дней со дня опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка принято заявление от ФИО4 о намерении участвовать в аукционе, поданное им через три дня после окончания срока приёма заявлений о намерении участвовать в аукционе. Административный ответчик должен был принять решение в соответствии с п.5 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Необоснованный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушает права административного истца на получение земельного участка в рамках процедур, предусмотренных статьёй 39.18 ЗК Российской Федерации, для осуществления жилищного строительства.

Кроме того, административным ответчиком нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации, для рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и 30-дневный срок, установленный пунктом 1 статьи 39.18 ЗК Российской Федерации, для опубликования извещения о предоставлении земельного участка (л.д.40-43).

В судебном заседании Филонова И.А. поддержала административный иск, пояснила, что официальных заявлений по нарушению срока не было. В тот момент, когда извещение еще действовало, в случае неправильного установления срока администрация должна была тем же самым извещением уведомить, что срок указан неправильно, и он считается с 11 до 11. В конце мая ей позвонила сотрудник земельного отдела ФИО5, сообщила, что на это извещение не было подано ни одной заявки, произойдет предварительное согласование земельного участка, и она будет межеваться в соответствии с постановлением о предварительном согласовании. А в сентябре ей выдали отказ.

Представитель административного ответчика Лотоева С.В. административный иск не признала, пояснила, что в связи с обращением Филоновой И.А. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования на основании п.1 ст.39.18 ЗК Российской Федерации принято решение о публикации извещения о предоставлении земельного участка в аренду (постановление -па). ДД.ММ.ГГГГ на сайте torgi.gov.ru и в газете «Тосненский вестник», на сайте администрации муниципального образования было опубликовано извещение. Срок приёма заявок указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту администрации поступило заявление ФИО4 о намерении участвовать в аукционе, данное заявление зарегистрировано в администрации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией было вынесено оспариваемое постановление на том основании, что в течение 30-и дней со дня опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе. ДД.ММ.ГГГГ администрацией принято постановление -па об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 874 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале .

Доводом административного искового заявления является то, что заявление ФИО4 было принято администрацией после истечения 30 дней со дня опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка. Администрация считает этот довод необоснованным. Исходя из положений статьи 191 ГК Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Публикация извещения о предоставлении земельного участка в аренду была произведена ДД.ММ.ГГГГ, соответственно 30-дневный срок начинался с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивался ДД.ММ.ГГГГ. В извещении о публикации администрацией ошибочно указан срок окончания приёма заявок ДД.ММ.ГГГГ. Заявление ФИО4 отправлено на адрес электронной почты ДД.ММ.ГГГГ, то есть в последний день приёма заявок. Эта заявка была учтена при вынесении постановления. Срок вынесения постановления был нарушен, но на правильность постановления это не влияет (л.д.63-64).

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (подпункт 2 пункта 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 2 пункта 7).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования <адрес> поступило заявление Филоновой Ирины Андреевны с просьбой предварительно согласовать предоставление в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1363 кв.м, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании пп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.10-15).

В соответствии с письмом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Филонова И.А. откорректировала схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой его площадь уменьшилась до 874 кв.м (л.д.56-57).

ДД.ММ.ГГГГ на сайте https://torgi.gov.ru и в газете «Тосненский вестник» административным ответчиком было опубликовано извещение о возможности предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 874 кв.м, с местоположением: <адрес> напротив <адрес>. Гражданам, заинтересованным в приобретении права на земельный участок, предлагалось в течение тридцати дней со дня опубликования извещения, подавать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Дата начала приёма заявок была обозначена ДД.ММ.ГГГГ в 9:00; дата окончания приёма заявок – ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 (л.д.18-21, 28, 58).

ДД.ММ.ГГГГ в 12:38 на официальную электронную почту motosno@mail.ru от ФИО4 поступило заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 874 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, напротив <адрес>. Заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в секторе работы с обращениями граждан указанной администрации (л.д.59, 65).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-па администрация муниципального образования <адрес> отказала Филоновой И.А. в предварительном согласовании предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка, так как в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе (л.д.55).

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па утверждена схема расположения земельного участка площадью 874 кв.м на кадастровом плане территории, согласно которому он расположен в кадастровом квартале , категория земель – земли населённых пунктов, территориальная зона – зона индивидуальной жилой застройки (Ж-2), вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельному участку присвоен адрес: <адрес>, <адрес><адрес>. Данным постановлением предписано комитету имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес> обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории; поставить земельный участок на государственный кадастровый учёт в органе, осуществляющем государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав; обеспечить проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д.66).

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как предусмотрено абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Анализ норм, содержащихся в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанная процедура администрацией муниципального образования <адрес> была соблюдена, но нарушен срок принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В связи с нарушением этого срока в адрес главы администрации <адрес> Тосненским городским прокурором подготовлено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.33-34).

Согласно п.1 ст.194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Исходя из положений, предусмотренных 191, 194 ГК Российской Федерации, пунктов 5 и 7 статьи 39.18 ЗК Российской Федерации, течение тридцатидневного срока начинается на следующий день со дня опубликования извещения и оканчивается в 24 часа тридцатого дня. В данном случае извещение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, срок закончился в 24 часа ДД.ММ.ГГГГ. Заявление ФИО4 поступило на электронную почту администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока. Вышеуказанные нормы закона имеют приоритет в определении срока по сравнению со сроком подачи заявок о намерении участвовать в аукционе, обозначенном в извещении.

Поскольку в установленный законом срок уполномоченным органом было получено заявление иного лица о намерении участвовать в аукционе, то оснований для предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства административному истцу без проведения аукциона не имелось. Оспариваемое решение соответствует положениям пп.2 п.7 ст.39.18 ЗК Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения административного иска. В целях приобретения права на испрашиваемый земельный участок административный истец не лишен возможности принять участие в торгах.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, его расходы по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Филоновой Ирине Андреевне отказать в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным и необоснованным постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об отказе Филоновой И.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду площадью 874 кв.метра, расположенного в кадастровом квартале »; обязании устранить допущенные нарушения и утвердить постановление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 874 кв.м, расположенного в кадастровом квартале .

Филоновой Ирине Андреевне отказать в возмещении расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись