ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3256/2022 от 25.07.2022 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

УИД:22RS0065-02-2022-003532-07

Дело №2а-3256/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г.Барнаул

Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Жидких Н.А.,

при секретаре Стародубовой Е.О.,

с участием представителя административного ответчика Багреевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по искуМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Пичугину Сергею Владимировичу о взыскании задолженности по налогу, пени.

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к Пичугину С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 60450 руб., пени за его неуплату в размере 196,96 руб., по транспортному налогу за 2017 год в размере 8517,11 руб., пени за его неуплату в размере 986,57 руб. в общей сумме 70150,64 руб. (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование иска указано, что согласно сведениям, представленным ГИБДД, ответчику в 2017 и 2019 г.г. принадлежали следующие транспортные средства: КАМАЗ35410, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; СЕТРА 215, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ISUZU, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное имущество, в соответствии с Законом Алтайского края №66-ЗС от 01.10.2002 «О транспортном налоге на территории Алтайского края», а также п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является объектом налогообложения. Ставки налога установлены указанными законами.

Недоплаченная сумма транспортного налога за 2019 год составила 60450 руб.

В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу за 2019 год начислена пеня за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 196,96 руб.

Недоплаченная сумма транспортного налога за 2017 год составила 8517,11 руб.

В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу за 2017 год начислена пеня за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 986,57 руб.

В адрес ответчика направлены налоговые уведомления, однако уплату налога в установленные законом сроки налогоплательщик не произвел. Также, налоговым органом в адрес ответчика выставлены требования, которые оставлены без исполнения.

Мировым судьей судебного участка №10 Индустриального района г.Барнаула вынесен судебный приказ, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.

По настоящее время задолженность ответчиком в полном объеме не погашена, за последним числится общая задолженность по транспортному налогу и пене в размере 70150,64 руб., в связи с чем, административный истец обратился с исковым заявлением в суд.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, в иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил уточненный иск и письменные пояснения по делу.

Представитель административного ответчика Багреева О.В. в судебном заседании возражала по заявленному иску, полагала, что налоговым органом не соблюдены сроки обращения в суд.

Административный ответчик Пичугин С.В. не явился, извещен надлежаще.

В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся сторон.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного ст.69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

При рассмотрении дела судом установлено, чтосогласно сведениям, представленным ГИБДД, ответчику в 2017 и 2019 г.г. принадлежали следующие транспортные средства: КАМАЗ35410, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; СЕТРА 215, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ISUZU, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов дела в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ*** об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 67700 руб. в срок до 03.12.2018(л.д.13).

В связи с неуплатой в установленный законом срок суммы налога за 2017 год ответчику выставлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год об уплате транспортного налога в размере 8517,11 руб. и пени за его неуплату в размере 986,57 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма требований превысила 3000 руб. (л.д.16).

Кроме того, в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ*** об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 64200 руб. в срок до 01.12.2020(л.д.7).

В связи с неуплатой в установленный законом срок суммы налога за 2019 год ответчику выставлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год об уплате транспортного налога в размере 64200 руб. и пени за его неуплату в размере 209,18 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма требований превысила 3000 руб. (л.д.10).

Факт направления уведомлений и требований административному ответчику подтверждается реестрами заказных писем, сведениями АИС-Налог-3 Пром и стороной ответчика не оспаривается. Уведомления и требования направлены в установленные законом сроки.

Требования об уплате задолженности оставлены налогоплательщиком без исполнения.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Общая сумма задолженности по требованиюот ДД.ММ.ГГГГ*** в срок до ДД.ММ.ГГГГ превысила 3000 руб., налоговый орган обязан был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье судебного участка №10 Индустриального района г.Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа, соответственно, срок обращения к мировому судье по требованиюот ДД.ММ.ГГГГ*** не пропущен.

Вместе с тем судом установлено, что налоговым органом пропущен срок по требованию от ДД.ММ.ГГГГ*** со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма по которому превысила 3000 руб., в связи с чем налоговый орган обязан был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №10 Индустриального района г.Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании с Пичугина С.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю задолженности.

В связи с поступившими возражениями должника указанный судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ.

С иском в суд административный истец обратился посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, предусмотренный НК РФ, со дня отмены судебного приказа.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признает год.

Законом Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10.10.2002 №66-ЗС уплата налогоплательщиками - физическими лицам транспортного налога за налоговый период производится в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

Учитывая указанные положения НК РФ, ответчик обязан уплачивать транспортный налог.

Административный истец просит взыскать сумму транспортного налога за 2019 год в размере 60450 руб. и приводит следующий расчет задолженности:

КАМАЗ35410, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

-210 л/с (мощность двигателя) х 65 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 13650 руб.;

СЕТРА 215, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

-280 л/с (мощность двигателя) х 100 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 28000 руб.;

ISUZU, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

-180 л/с (мощность двигателя) х 50 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 9000 руб.;

ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

-98 л/с (мощность двигателя) х 50 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 4900 руб.

ГАЗ 322132, г.р.з. ***, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

-98 л/с (мощность двигателя) х 50 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 4900 руб.

Итого сумма транспортного налога за 2019 год составила 60450 руб.

Административным ответчиком расчет налога не оспорен, судом проверен и признан правильным.

С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 60450 руб.

В соответствии с ч.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст.75 НК РФ, в редакции, действующей в спорный период, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.176 КАС РФ).

В силу ч.4 ст.288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в определении от 08.02.2007 №381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из анализа правовых норм, содержащихся в ст.48 и ст.75 НК РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу за 2019 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 196,96 руб.

Расчет пени за указанный период приведен в иске, судом проверен, признается верным.

В связи с чем, суд находит требования истца о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 196,96 руб. подлежащими удовлетворению.

При этом суд не находит правовых оснований для взыскания транспортного налога за 2017 в размере в размере 8517,11 руб., а также пени за его неуплату в размере 986,57 руб.

Так, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что налоговым органом пропущен срок по требованию от ДД.ММ.ГГГГ*** со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма по которому превысила 3000 руб., поскольку налоговый орган обязан был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию не позднее ДД.ММ.ГГГГ, тогда как обратился с ним ДД.ММ.ГГГГ.

В первоначальном иске истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

Суд полагает необходимым разрешить указанное ходатайство, не смотря на то, что истцом в ответе на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ представлена информация, согласно которой срок на обращение к мировому судье налоговым органом не пропущен.

При разрешении ходатайства суд учитывает, что обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока на обращение в суд и уважительность причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ). Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.

Изучив доводы ходатайства, суд приходит к выводу о том, что уважительные причины для восстановления пропущенного срока отсутствуют. Суд учитывает то обстоятельство, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю действий по своевременному обращению к мировому судье не предприняла, доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих налоговому органу своевременно обратиться за судебной защитой не заявлено и не представлено. Приведенное налоговым органом обстоятельство: загруженность сотрудников инспекции, не является уважительной причиной для восстановления срока, поскольку указанное обстоятельство вызвано не объективной причиной. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должен быть известен порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Иных оснований для восстановления срока административный истец не приводит, в связи с чем судом не установлены основания для восстановления пропущенного срока. При разрешении дела суд также учитывает, что частичное списание недоимки к основаниям для восстановления срока обращения в суд не относится.

В связи с чем, суд находит требования истца о взыскании с ответчика транспортного налога за 2019 год в размере 60450 руб. и пени за его неуплату в размере 196,96 руб. подлежащими удовлетворению, в остальной части во взыскании транспортного налога за 2017 год в размере 8517, 11 руб. и пени за его неуплату в размере 986,57 руб. суд отказывает в иске.

В силу положений п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом частичного удовлетворения иска с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1992,31 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Пичугина Сергея Владимировича (ИНН:***), зарегистрированного по адресу: , в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** позадолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 60450 руб., пеню за его неуплату в размере 196,96 руб., всего взыскать 60646,96 руб.

Взыскать с Пичугина Сергея Владимировича (ИНН:***), зарегистрированного по адресу: , в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в размере 1992,31 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края.

Судья: Н.А. Жидких

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2022

Верно, судья: Н.А. Жидких

Секретарь с/з.: Е.О. Стародубова

По состоянию на 08.08.2022 решение не вступило в законную силу

Подлинный документ находится в материалах дела №2а-3256/2022

Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края.

Секретарь с/з.: Е.О. Стародубова