ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3257/18 от 23.08.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2А-3257/2018

24RS0017-01-2018-002565-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе

председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

при секретаре Репине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Железнодорожного района г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Железнодорожного района г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка исполнения администрацией Железнодорожного района г. Красноярска требований законодательства о землепользовании, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления. По результатам проверки на землях неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала с местоположением к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес>, выявлен несоответствующий требованиям действующего законодательства объект размещения отходов – несанкционированная свалка (полиэтиленовые пакеты, картонная упаковка, фрагменты битового стекла, пластиковая пищевая упаковка и другие), площадью около 100 кв.м. Поскольку указанная часть земельного участка не является полигоном для захоронения твердых бытовых отходов, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, ограждение отсутствует, складирование отходов устроено беспорядочно, то размещение и захоронение отходов на указанном объекте недопустимо. Таким образом, администрация Железнодорожного района г. Красноярска, как муниципальный органа городского округа, на который возложены обязанности по организации работы и выполнению функций муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок, является лицом, на которое в силу закона возложена обязанность по устранению выявленных нарушений. На основании изложенного просит признать бездействие администрации Железнодорожного района г. Красноярска по ликвидации несоответствующего требованиям действующего законодательства объекта размещения отходов (несанкционированной свалки), площадью около 100 кв.м., находящегося к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; возложить на администрацию Железнодорожного района г. Красноярска обязанность по ликвидации несоответствующего требованиям действующего законодательства объекта размещения отходов (несанкционированной свалки), площадью около 100 кв.м., находящегося к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Дмитриев И.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации Железнодорожного района г. Красноярска ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что частично несанкционированная свалка ликвидирована, предоставленного времени недостаточно из-за значительных объемов.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На основании п. 4 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу положений ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся - утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно п. 4.18 правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского совета депутатов от 25.06.2013 года № В-378, запрещается накопление и размещение отходов на территории города в не предусмотренных для этих целей местах.

В соответствии с п. 2.2.3 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденном Распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2007 № 46-р, в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация организует работу и выполняет функции муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок.

Как установлено в судебном заседании, Прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка исполнения администрацией Железнодорожного района г. Красноярска требований законодательства о землепользовании, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.

По результатам проверки установлено, что на землях неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 24:50:0200036 с местоположением к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес> выявлен несоответствующий требованиям действующего законодательства объект размещения отходов – несанкционированная свалка (полиэтиленовые пакеты, картонная упаковка, фрагменты битового стекла, пластиковая пищевая упаковка и другие), площадью около 100 кв.м.

Представителем административного ответчика наличие в указанном месте свалки не оспаривалось.

Кроме того, наличие данной свалки подтверждено актами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицами к ним.

Таким образом, судом установлено, что недостаточные действия администрации Железнодорожного района г. Красноярска в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушает требования законодательства о землепользовании, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Железнодорожного района г. Красноярска по ликвидации несоответствующего требованиям действующего законодательства объекта размещения отходов (несанкционированной свалки), площадью около 100 кв.м., находящегося к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку административный ответчик не представил доказательства, подтверждающие необходимость дополнительного временного срока для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Железнодорожного района г. Красноярска по ликвидации несоответствующего требованиям действующего законодательства объекта размещения отходов (несанкционированной свалки), площадью около 100 кв.м., находящегося к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Железнодорожного района г. Красноярска ликвидировать несоответствующий требованиям действующего законодательства объект размещения отходов (несанкционированной свалки), площадью около 100 кв.м., находящегося к северу от здания, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда, 28.08.2018 г.

Председательствующий Т.А. Вербицкая