ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-325/19 от 21.01.2019 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

№ 2а-325/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2019 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Рыбаковой М.И.,

при секретаре Стаховской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, заинтересованное лицо: Администрация г. Новочеркасска, Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска о признании незаконным отказа в подготовке проекта межевания территории, обязании подготовить проект межевания территории,

установил:

ФИО1, ФИО2, в лице представителя ФИО3, обратились в суд с указанным административным иском, сославшись на следующее. Решением <адрес> Совета депутатов трудящихся от <дата> ФИО4 было разрешено строительство гаража на земельном участке по <адрес> организацией выезда в сторону <адрес>. В соответствии с решением райсовета было построено здание гаража литер Д общей площадью 48, 4 кв. м, состоящее из 2-х гаражных помещений. Решением Новочеркасского городского суда от <дата> дело за ФИО2 было признано право собственности на здание гаража литер Д общей площадью 48, 4 кв. м по адресу: <адрес>. На основании договора дарения от <дата> ФИО2 подарил ФИО1 1/2 долю здания гаража литер Д общей площадью 48, 4 кв. м по адресу: <адрес>. Права собственности административных истцов на здание гаража зарегистрированы в установленном порядке. Однако, находящийся под зданием гаража земельный участок не оформлен в пользование либо собственность истцов, не сформирован, на кадастровый учёт не поставлен. МУП «ЦТИ» <адрес> подготовлена схема расположения земельного участка под зданием гаража административных истцов на кадастровом плане территорий, на основании которой осуществляется формирование земельного участка. <дата> ФИО1 обратился в УАиГ Администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в районе <адрес> в кадастровом квартале , площадью 57 кв. м. При этом в заявлении было указано, что вид разрешенного использования просит установить «для эксплуатации гаража». Согласно ответа УАиГ Администрации <адрес> от <дата> зона Ж-4 в границах которой расположен земельный участок, не предусматривает вид разрешённого использования «для эксплуатации гаража». Однако, зона Ж-4 предусматривает вид разрешённого использования «для размещения гаражей для автотранспорта инвалидов». Согласно справки МСЭ ФИО1 и ФИО5 являются <данные изъяты>. В связи с этим вид разрешённого использования земельного участка возможно установить «для размещения гаражей для автотранспорта инвалидов». Однако, в ответе УАиГ Администрации <адрес> от <дата> указано на отсутствие проекта межевания территорий, что рассматривается как препятствие для согласования схемы расположения земельного участка. Административные истцы обратились в органы местного самоуправления с заявлением о подготовке за счет бюджетных средств проекта межевания территорий. <дата>. получен отказ, который нарушает права административных истцов, так как неисполнение административным ответчиком, возложенных на него функций по формированию земельных участков под многоквартирными домами и в том числе под строениями истцов путем подготовки проекта межевания – единственный способ сформировать и оформить права на земельный участок под строениями истцов.

Просят признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> от <дата> в подготовке проекта межевания территорий в границах элемента планировочной структуры – квартала, ограниченного <адрес> Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> подготовить проект межевания территорий в границах элемента планировочной структуры - квартала, ограниченного <адрес>

В судебное заседание административные истцы не явились. Их представитель ФИО3, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленного требования, сославшись на доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО6 просил отказать в удовлетворении административных исковых требований указав, на то обстоятельство, что на КУМИ Администрации не возложены полномочия по формированию земельных участков и подготовке проектов межевания, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель администрации г. Новочеркасска ФИО7 полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Новочеркасска ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, сославшись на доводы, изложенные в отзыве.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что истцам на праве общей долевой собственности в размере ? доли за каждым, принадлежит гараж, площадью 48,4 кв.м., расположенный в <адрес>

При обращении ФИО1 в КУМИ Администрации <адрес><дата>. по вопросу предоставления в собственность земельного участка, расположенного по <адрес>, сообщено, что согласно паспорту земельного участка граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и необходимо обратиться в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, после чего обеспечить выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Решением Новочеркасского городского суда от <дата>. по административному делу по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в удовлетворении исковых требований отказано.

<дата> представитель административных истцов обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии мер к подготовке проекта межевания территорий, в границах которой располагается земельный участок под гаражом.

КУМИ Администрации <адрес> заявителю дан ответ от <дата>. о том, что формирование земельных участков проектом межевания под существующими объектами капитального строительства (за исключением формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами) осуществляется за счет средств собственников таких объектов.

Считая отказ КУМИ Администрации г. Новочеркасска незаконным, административные истцы обратились с настоящим иском.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в частности, проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4 пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).

Отношения по планировке территории регулируются главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрены статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1, 5, 10 которой, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью десятой статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.5 ст. 46 ГрК РФ).

Таким образом, на орган местного самоуправления законом возложена обязать по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно, подготовка и утверждение проекта межевания территории, в границах которой располагается земельный участок под многоквартирным домом.

Поскольку административные истцы обратились в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке проекта межевания территории, в целях дальнейшего формирования земельных участков на которых расположены гаражи, принадлежащие истцам на праве собственности, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по подготовке и утверждению проекта межевания территории за счет средств местного бюджета.

В связи с этим, содержащиеся в письме КУМИ Администрации г. Новочеркасска от <дата>., разъяснения по порядку подготовки проекта межевания, основаны на нормах действующего законодательства.

Собственники нежилых помещений не лишены возможности самостоятельно осуществить кадастровые работы в целях подготовки проекта межевания и обратиться в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке с заявлением об утверждении проекта.

Кроме того, Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, утвержденным Решением Городской Думы <адрес> от <дата>, к функциям комитета не отнесены подготовка проектов межевания территорий.

В соответствии с п.<дата>. Положения об Администрации <адрес>, утвержденного Решением Городской Думы <адрес> от <дата>, Администрация города разрабатывает проекты генеральных планов города Новочеркасска, правил землепользования и застройки, утверждает подготовленную на основе генеральных планов города Новочеркасска документацию по планировке территории.

На основании изложенного, требования административных истцов об обязании КУМИ Администрации г. Новочеркасска подготовить проект межевания территории, заявлены к органу, не уполномоченному осуществлять функции в области планировки территорий муниципального образования.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, заинтересованное лицо: Администрация г. Новочеркасска, Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска о признании незаконным отказа, обязании подготовить проект межевания территории, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: М.И. Рыбакова

Мотивированный текст решения изготовлен 25 января 2019 года.