Дело № 2а-325/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Дивеево. 06 октября 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2021 г.
Решение суда в окончательной форме принято 13 октября 2021 г.
Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего – судьи Нагайцева А.Н.,
при секретаре Масловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в Дивеевском районе Нижегородской области,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд и просит:
1. Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых
природных территорий - памятники природы регионального (областного) значения: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив», расположенных в границах Дивеевского района Нижегородской области.
2. Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
1) установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятники природы: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив», расположенных в Дивеевском районе Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
2) представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив», расположенных в Дивеевском районе Нижегородской области.
Прокурор обосновывает свои требования следующим образом:
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения.
В ходе проверки установлено, что что Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерством) не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особоохраняемых природных территорий в Дивеевском районе Нижегородской области.
Природоохранной прокуратурой установлено, что на территории Дивеевского района Нижегородской области расположены 2 памятника природы регионального значения: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив».
Памятник природы «Урочище Ломовка» создан распоряжением администрации Нижегородской области от 22.08.1997 № 1206-р.
Памятник природы «Урочище Скит и прилегающий лесной массив» создан распоряжением администрации Нижегородской области от 08.04.1996 № 468-р.
В ходе проверки выявлен факт, что из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет по состоянию на 12.05.2021 г. не поставлено 257 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входят 2 вышеизложенных ООПТ регионального значения в границах Дивеевского района Нижегородской области.
Однако, до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 17.03.2021 № 02-10-2021, установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Дьякова Е.Г. иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на иск в котором просит в иске прокурора отказать, указывает, что не согласен с иском по следующим причинам.
Постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306 в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением — ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию.
По состоянию на 01.01.2021 из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет-постановлено 145 ООПТ регионального значения, из которых 38 - как земельные участки. В 2020 году в ЕГРН были внесены сведения о 51 ООПТ регионального значения общей площадью 21,3 тыс. га, в 2021 году согласно государственному заданию, постановка на кадастровый учет планируется по 26 территориям общей площадью 56,9 тыс. га. На настоящий момент государственное задание на 2021 год сформировано, кадастровые работы по большинству намеченных территорий проводятся.
Территории, указанные в исковом заявлении Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, в перечень ООПТ, сведения о которых планируется внести в ЕГРН в 2021 году, не вошли.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ регионального значения в орган регистрации прав необходимо направить документы, содержащие реквизиты решений органов государственной власти об утверждении положения об ООПТ (охранной зоне ООПТ) или о внесении изменений в них.
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ (охранной зоны ООПТ), перечень координат характерных точек границ таких территорий в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
Таким образом, для постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения, заявленных в исках Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, потребуется проведение кадастровых работ с целью подготовки в электронной форме графического описания местоположения и перечня координат характерных точек границ данных территорий. Проведение этих работ с учетом сбора исходных данных занимает порядка 1-2 месяцев.
Срок внесения сведений в ЕГРН в соответствии со статьей 34Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составляет 15 рабочих дней с даты получения документов органом регистрации прав.
Более того, в административном исковом заявлении природоохранная прокуратура просит возложить на министерство обязанность в течении 18 месяце со дня вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет ООПТ расположенных в Дивеевском районе Нижегородской области.
Указанный в административном исковом заявлении срок природоохранной прокуратурой не обоснован и не подкреплен ссылкой на нормативно — правовой акт.
Учитывая, что перечень ООПТ, подлежащих постановке на кадастровый учет в текущем году уже сформирован и работы по объектам начаты, проведение кадастровых работ с целью внесения в ЕГРН сведений памятниках природы регионального значения «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив» возможно в 2024 году при условии выделения необходимого объема бюджетных средств на кадастровые работы.
Вместе с тем, принимая во внимание общее количество ООПТ (162 ед. общей площадью 284 тыс. га, включая охранные зоны ООПТ), указанных в исковых заявлениях Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры и рассматриваемых в настоящее время в судах общей юрисдикции, постановка данных территорий на кадастровый учет и проведение работ по внесению сведений о них в ЕГРН может занять 6-8 лет.
Третьи лица- представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области и представитель Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.150 КАС РФ.
Заслушав помощника прокурора Дьякову Е.Г., изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Исходя из положения преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статьей 27 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы.
Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно статье 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 9, 10 ч. 1).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно статьи 44 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 г. № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
В ходе проверки выявлен факт, что из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет по состоянию на 12.05.2021 г. не поставлено 257 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входят 2 вышеизложенных ООПТ регионального значения в границах Дивеевского района Нижегородской области.
Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 № 98-3 «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции принимает решение о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.
Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Однако, до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 17.03.2021 № 02-10-2021, установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
По информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, памятники природы регионального значения:
«Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив» по состоянию на 12.05.2021 на кадастровый учет не поставлены.
Данный факт подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 12.05.2021 № Исх-319- 222011/21, согласно которому Министерством, границы вышеуказанного ООПТ не установлены, не описаны, сведения в орган государственного кадастрового учета для постановки на учет не переданы.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансового обеспечения соответствующих мероприятий, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку не основаны на законе и относятся к организационным вопросам самого министерства.
При этом суд учитывает, что при необходимости исполнение решения суда может быть отсрочено или рассрочено в порядке, предусмотренном ст.203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий - памятники природы регионального (областного) значения: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив», расположенных в границах Дивеевского района Нижегородской области.
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
1) установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятники природы: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив», расположенных в Дивеевском районе Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
2) представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «Урочище Ломовка», «Урочище Скит и прилегающий лесной массив», расположенных в Дивеевском районе Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н.Нагайцев