Дело № 2а-3263/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Сангаевой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании Местной религиозной организации «Буддийская община «Жанрайсаг» г.Элисты прекратившей свою деятельность,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее – Управление) обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что Местная религиозная организация «Буддийская община «Жанрайсаг» г.Элисты (далее – Организация) была создана 12.01.2004г. и зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Республики Калмыкия 25.02.2004г. с присвоением учетного номера <данные изъяты>. В нарушение положений ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление не представлены сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, о фамилии, имени и отчества лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Кроме того, в нарушение ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Организация не проводила совместное исповедание и распространение веры, то есть не осуществлялась деятельность по достижению уставных целей, а также единственным участником Организации является лишь её председатель, что установлено плановой документарной проверкой в период с 9 января 2020 г. по 29 января 2020 г. Также Организацией нарушены пункты 5.2.2, 5.3 и 5.4 собственного устава в части не соблюдения периодичности проведения заседания Общего собрания, избрания Совета, Председателя Общины на новый срок. По результатам проведенной проверки в адрес Организации вынесены предупреждения о нарушении законодательства с требованием устранить выявленные нарушения. Однако указанные нарушения Организацией не устранялись. Приведенные обстоятельства являются основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Просит признать Организацию прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика в суд не явился, посредством телефонограммы Руководитель Организации ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения административных исковых требований не возражала, пояснив, что организация деятельность не осуществляет.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения регламентированы Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон №125-ФЗ).
Пунктами 1 и 3 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за деятельностью религиозных организаций. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, за исключением документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые могут быть запрошены и получены исключительно в случаях, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта; запрашивать и получать у религиозной организации, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма); запрашивать и получать, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и иных органов государственного контроля (надзора); направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации; проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом; проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований и других денежных средств, источников поступления и (или) использования иного имущества, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма); в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Федерального закона №125-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о Местной религиозной организации «Буддийская община «Жанрайсаг» г.Элисты внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 12 февраля 2010г., свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 08 № <данные изъяты>, выданным 2 марта 2004г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 12 февраля 2010г. Организации присвоен основной государственный регистрационный номер <данные изъяты>, адрес места нахождения: <...>.
Организация имеет Устав, определяющий цели и задачи ее создания и деятельности, порядок функционирования, органы управления.
В соответствии с п. 2.1 Устава основными целями создания и деятельности Организации являются реализация права граждан на свободу вероисповедания, содействие духовному возрождению калмыцкого народа, распространения буддийской религии, сохранение и возрождение буддийской культуры, традиций, обрядов и церемоний.
Согласно п.5.3, п. 5.4 Устава Организации в период между собраниями руководство деятельностью осуществляет Совет, избираемый собранием из числа участников Организации сроком на 5 лет.
Возглавляет работу Совета Председатель Организации, избираемый собранием сроком на 5 лет, который единолично решает все вопросы, не относящиеся к компетенции Собрания и совета и представляет интересы Организации без доверенности, несет ответственность за соответствие деятельности совета положениям Устава.
Собрания проводятся не реже одного раза в год (п. 5.2.2 Устава).
Протоколом №1 Общего собрания Организации от 14 января 2020 года принято решение об избрании Председателем Организации ФИО2 со сроком полномочий до 13 января 2015 г.
Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации. Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц (п. 9 ст. 8 Федерального закона №125-ФЗ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 12 февраля 2010г. его адрес местонахождения: <...>.
Однако направляемые Управлением по данному адресу документы для административного ответчика адресатом не были получены и возвращены с отметкой почтового отделения связи «истек срок хранения».
При этом в Управление не поступало сведений об избрании после 13 января 2015 г. Председателя Организации, адресе местонахождения в пределах места нахождения юридического лица.
Указанные обстоятельства явились основанием для проведения в период с 9 января 2020 г. по 29 января 2020 г. в порядке ст. 25 Федерального закона №125-ФЗ Управлением плановой документарной проверки деятельности Организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом.
Направленное в адрес Организации уведомление о проведении проверки за исх. № 08/03-3137 от 16.12.2019г. не были получены и возвращены с отметкой почтового отделения связи «истек срок хранения».
Из акта проверки от 29 января 2020 г. следует, что Управлением выявлено, что Организация не проводила совместное исповедание и распространение веры, не представила сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения, Организация состоит из 1 участника, Организацией не соблюдалась периодичность избрания Совета, Председателя, проведения Собраний.
В объяснительной председатель Организации ФИО2 подтвердила факт неосуществления Организацией в период с 9 января 2017 г. по 8 января 2020 г. деятельности по достижению уставных целей, заседания общего Совета не проводилось, единственным участником Организации является её председатель.
Как установлено судом, 29.01.2020г. за исх.№08/03-233, 06.04.2020г. за исх.№08/03-775, 15.06.2020 за исх.№08/03-1165 Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия в адрес Организации неоднократно направлялись письменные предупреждения об устранении нарушений законодательства. Однако перечисленные в предупреждениях нарушения по настоящее время не устранены, что свидетельствует об отсутствии у ответчика намерений привести деятельность Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 8 Федерального закона №125-ФЗ неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц (п. 9 ст. 8 Федерального закона №125-ФЗ)
С учетом изложенных обстоятельств, признания административным ответчиком предъявленных к нему требований, суд приходит к выводу о том, что допущенные Организацией нарушения закона являются неоднократными и грубыми и служат основанием для признания ее прекратившей деятельность в качестве юридического лица.
Признание Организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным общественной организации нарушениям и вызванным ими последствиям.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия удовлетворить.
Признать Местную религиозную организацию «Буддийская община «Жанрайсаг» г.Элисты, учетный № <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Буджаева