Дело №2а-3264/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
представителей административного истца Волкова С.Н., Фаустовой Н.Н.
представителя административного ответчика Бариевой А.Е.
заинтересованного лица Кувшиновой М.В.
представителя заинтересованных лиц Осетрова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дондук С.Ю. к территориальной избирательной комиссии Гагаринского района г. Севастополя об отмене решения территориальной комиссии, заинтересованные лица - Кувшинова М.В., Гагаринское районное местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», Севастопольская региональная общественная организация поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», -
установил:
Дондук С.Ю. обратился с иском к территориальной избирательной комиссии Гагаринского района г. Севастополя об отмене решения территориальной комиссии от 08 августа 2020 года №32/216-2 «О регистрации Кувшиновой Маргариты Викторовны кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу № 2 на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ, выдвинутой Севастопольской региональной общественной организацией поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь». Требования мотивированы тем, что решением территориальной избирательной комиссии Гагаринского района г. Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ) от 04 июля 2020 г. № 19/103-2 назначены досрочные выборы депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ на 13 сентября 2020 года. 24 июля 2020 года Кувшинова М.В. представила в территориальную избирательную комиссию Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский муниципальный округ) документы для выдвижения. 08 августа 2020 года территориальная избирательная комиссия Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский муниципальный округ) решением от 08 августа 2020 года № 32/216-2 «О регистрации Кувшиновой М.В. кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу № 2 на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ, выдвинутой Севастопольской региональной общественной организацией поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь». Решение о регистрации Кувшиновой М.В. принято с нарушениями норм избирательного законодательства. Кандидат Кувшинова М.В. указала в заявлении о согласии баллотироваться: «Принадлежность политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению: Севастопольская региональная общественная организация поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь». Также в заявлении о согласии баллотироваться указан статус и представлена соответствующая справка. Сведения о том, что Кувшинова М.В. является членом Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» в заявлении согласии баллотироваться отсутствуют. При указании места работы кандидатом представлена только выписка из ЕГРЮЛ, однако, данная выписка содержит информацию о юридическом лице, а не о месте работы физического лица. При предоставлении сведений об источнике дохода отсутствует указание на то, что Кувшинова М.В. получала доход по месту работы. Кроме того, Кувшиновой М.В. предоставлена неполная информация о смене фамилии. В протоколе Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» от 23 июля 2020 года отсутствуют сведения об образовании кандидата, о месте жительства кандидата, об основном месте работы и занимаемой должности / роде занятий кандидата, о принадлежности кандидата не более чем к одному общественному объединению и его статусе в нем, о гражданстве кандидата. Кандидатом Кувшиновой М.В. представлена незаверенная копия протокола Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» от 23 июля 2020 года. Подпунктом б пункта 1 части 4 статьи 40 Закона 20-ЗС установлено, что кандидат, выдвинутый общественным объединением, обязан представить копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представленная кандидатом Кувшиновой М.В. копия устава Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» не соответствует указанным требования, поскольку не заверена надлежащим лицом. Абзацем 2 части 5 статьи 40 Закона установлено, что в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами а и б пункта 1 части 4 статьи 40 может представить первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами а и б пункта 1 части 4 статьи 40 Закона, в эту же избирательную комиссию могут не представлять. Представление кандидатом ФИО8 копии документа о государственной регистрации Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», заверенной ненадлежащим лицом, а также незаверенной копии устава Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», не освобождает кандидата от исполнения подпунктов а и б пункта 1 части 4 статьи 40 Закона. Кроме того, кандидат представила недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения являются недействительными поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям Приложения 8 к Федеральному закону №67-ФЗ. В подписном листе должно быть указано наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии со статьей 24 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ наименование представительного органа Гагаринского муниципального округа - Совет Гагаринского муниципального округа. В подписном листе кандидата указано Совет Гагаринского муниципального округа города Севастополя. В нарушении формы подписного листа, установленного Приложением 8 к Федеральному закону, вместо наименования или номера избирательного округа в подписном листе указано наименование избирательной кампании, наименование и номер избирательного округа. Также указан не полный адрес кандидата, собравшего подписи. В соответствии с примечанием к Приложению 8 к Федеральному закону если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к общественному объединению и свой статус в данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. Кандидат Кувшинова М.В. указала в заявлении о согласии баллотироваться принадлежность к Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив Наш Севастополь» и свой статус в ней. Как было указано выше, принадлежностью к общественной организации является членство. В подписном листе кандидата Кувшиновой М.В. отсутствуют ведения о том, что она является членом Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь». 03 августа 2020 года территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский муниципальный округ) истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа по пятимандатному избирательному округу № 2. Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Федеральным законом, иным законом. Указанное нарушение повлекло нарушение избирательных прав истца, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представители административного истца исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика против удовлетворения иска возражала, пояснила, что у избирательной комиссии не было оснований для отказа в регистрации Кувшиновой М.В. в качестве кандидата. Действительно, в предоставленных документах имели место недостатки, но в целом совокупностью предоставленных документов информация о кандидате была предоставлена в полном объеме.
Заинтересованное лицо Кувшинова М.В. против удовлетворения иска возражала, пояснила, что она предоставил весь требуемый пакет документов.
Представитель заинтересованного лица Кувшиновой М.В., который также являлся представителем Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» против удовлетворения иска возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях, дополнительно пояснил, что Комиссия получила полный пакет документов, а потому не нашла никаких недостатков. Отклонение от формы документов, при наличии совокупности всех документов, не препятствует регистрации, так как является технической ошибки. Наличие технических ошибок не повлекло за собой отказ в регистрации, так как имелись все необходимые сведения. Форма подписного листа соблюдена, все сведения являются правильными, никаких ограничений пассивного избирательного права не установлено, документов было достаточно для принятия решения. Избирательное законодательство исходит из презумпции наличия пассивного избирательного права.
Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду того, что кандидатом предоставлены неполные сведения о смене фамилии.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
На основании ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (ч. 5 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Судом установлено, что досрочные выборы депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ назначены Решением Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ) от 04 июля 2020 года № 19/103-2.
Полномочия окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский муниципальный округ возложены на Территориальную избирательную комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ) решением от 06 июля 2020 № 20/105-2.
Решением Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя от 08 августа 2020 года № 32/216-2 Кувшинова М.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу № 2 на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ. Кандидат выдвинута Севастопольской региональной общественной организацией поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь».
Решением Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя от 03 августа 2020 года № 29/165-2 Дондук С.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу № 2 на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ. Кандидат выдвинут местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В соответствии со ст. 33 ФЗ №67-ФЗ, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы административного иска о том, что кандидатом предоставлены неполные сведения о месте работы, поскольку закон не ограничивает перечень документов, которые могут подтвердить место работы кандидата, при этом ЕГРЮЛ является официальным источником, которые содержит актуальные сведения о юридическом лице, в том числе и о руководителе.
Неуказание в заявлении о членстве в партии также не является основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку к материалам приобщена справка о членстве в общественной организации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 37 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» решение избирательного объединения о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения), в котором содержится информация о решении о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу (с указанием его номера и (или) наименования) и итоги голосования по этому решению, в котором указываются, в том числе: образование; место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта); основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); по желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения; гражданство кандидата.
Из исследованного в судебном заседании протокола общего собрания Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» от 23 июля 2020 года следует, что в нем отсутствуют сведения об образовании кандидата, о месте жительства кандидата, об основном месте работы и занимаемой должности/роде занятий кандидата, о принадлежности кандидата не более чем к одному общественному объединению и его статусе в нем, о гражданстве кандидата, при этом принимая во внимание, что в предоставленных Кувшиновой М.В. в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом материалах необходимые сведения недостаток оформления протокола от 23 июля 2020 года кандидатом был восполнен и не может свидетельствовать о грубом нарушении избирательного законодательства, предусматривающего порядок выдвижения общественной организацией кандидатов.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 40 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Пунктом 1 приведенной нормы установлено, что копия документа о государственной регистрации избирательного объединения должна быть официально заверена постоянно действующим органом избирательного объединения.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, одним из нотариальных действий является засвидетельствование копий документов. Для совершения данного нотариального действия нотариусу предъявляется подлинник документа, с которого изготавливается копия.
Из материалов дела следует, что надлежащим образом заверенные копии документов о государственной регистрации Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» приобщены ранее зарегистрированным кандидатом ФИО8, а потому доводы иска о ненадлежаще оформленных документах общественной организации необоснованны.
Подписные листы, предоставленные Кувшиновой М.В.., содержат в себе исчерпывающие сведения, предусмотренные Приложение 8 к Федеральному закону Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (подпункт «и» пункта 6.4 ст. 38), в том числе и о наименовании представительного органа муниципального образования; наименования или номера избирательного округа; принадлежность кандидата к общественному объединению и свой статус в данном общественном объединении. То обстоятельство, что адрес кандидата указана <адрес> без указания <адрес>, не является существенным нарушением, поскольку позволяет полностью идентифицировать адрес и двоякого толкования не допускает.
Наличие в подписном листе более расширенной информации относительно наименования представительного органа муниципального образования, наименования или номера избирательного округа, не свидетельствует о наличии информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, и влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает наименование представительского органа в целом и вида выборов.
Таким образом, указанные выше доводы иска судом не могут быть приняты во внимание ввиду того, что имеющиеся недостатки не искажают информацию о кандидате.
При этом, как следует из материалов дела, кандидат предоставила свидетельство о расторжении брака, при этом факт изменения фамилии кандидата может быть подтвержден посредством представления в избирательную комиссию соответствующих документов, в том числе свидетельства о рождении кандидата, а также свидетельства о заключении брака или о расторжении брака, при это свидетельство о рождении предоставлено не было и у комиссии не имелось возможности достоверно установить добрачную фамилию кандидата, что является основанием для отмены решения избирательной комиссии, поскольку указанное выше нарушение является существенным.
Доводы заинтересованного лица и представителя заинтересованных лиц о том, что территориальная комиссия не уведомила кандидата о недостатках, а потому не имела права отказывать в регистрации кандидата, не могут приняты во внимание, поскольку отсутствие уведомления о недостатках не является препятствием для отмены решения территориальной комиссии в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Дондук С.Ю. к территориальной избирательной комиссии Гагаринского района г. Севастополя об отмене решения территориальной комиссии - удовлетворить.
Отменить решение территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа №2 Гагаринский муниципальный округ) от 08 августа 2020 года №32/216-2 «О регистрации Кувшиновой М.В. кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу №2 на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ, выдвинутой Севастопольской региональной общественной организацией поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь».
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированный текст решения составлен 21 августа 2020 года.
Председательствующий (подпись) И.Г.Блейз
Копия верна судья