ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3264/2023 от 07.07.2023 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3264/2023

73RS0001-01-2023-003242-53

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2023 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щербакова Михаила Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, начальнику Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области Мартьянову Алексею Владимировичу о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов,

У С Т А Н О В И Л:

истец Щербаков М.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование требований указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ им получена информация от Заместителя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области-начальника ЦЛРР полковника полиции А.В. Мартьянова за от ДД.ММ.ГГГГ., о том, что принадлежащие ему (административному истцу) наградное оружие - 9 <данные изъяты> и патроны в количестве <данные изъяты> штук переданы в центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области. Основанием для этого послужил тот факт, что оружие хранилось в комнате хранения оружия прокуратуры Ульяновской области, а не по месту его жительства. Административный ответчик указал, что им нарушены п. 59 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и п. 60 Правил.

Считает эти действия (бездействия) Заместителя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области-начальника ЦЛРР полковника полиции А.В.Мартьянова незаконными, нарушившими его права и свободы.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации" внесены изменения в Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 - в) пункт 18 дополнен абзацем следующего содержания: "В государственных военизированных организациях в помещениях для хранения оружия может осуществляться хранение наградного оружия и патронов к нему военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций."

В Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 - г) пункт 60 дополнен абзацем следующего содержания: "Награжденные оружием военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, которым разрешено хранение и ношение табельного оружия, могут хранить в установленном порядке наградное оружие и патроны по месту военной службы (службы)."

Следовательно, он имеет право хранить своё наградное оружие в комнате хранения оружия прокуратуры Ульяновской области и действия административного ответчика не основаны на законодательстве.

Административный истец просит признать незаконными действия должностного лица –заместителя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области – начальница Центра лицензионно-разрешительной работы полковника полиции Мартьянова А.В., выразившиеся в приеме принадлежащего ему наградного оружия и патронов к нему, обязать административного ответчика устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов и передать его наградное оружие и патроны к нему в комнату хранения оружия прокуратуры Ульяновской области.

В судебном заседании административный истец Щербаков М.В. на доводах административного иска настаивал.

Административный ответчик заместитель начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области – начальник Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области Мартьянов А.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела по существу, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с административным иском не согласен.

В качестве административного соответчика к участию в деле привлечено Управление Росгвардии по Ульяновской области, представитель которого по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Варнаков А.В. ( диплом о высшем юридическом образовании ) в судебном заседании административный иск не признал и пояснил следующее.

По данным, имеющимся в Управлении Росгвардии по Ульяновской области, административный истец был награжден именным огнестрельным оружием — пистолетом <данные изъяты> года выпуска, в комплекте с боеприпасами калибра 9 мм в количестве <данные изъяты> (двадцати четырех) штук и снаряжением к нему. Основанием является приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 декабря 2003 г. № 89-к.

В результате проведения проверочных мероприятий по обеспечению условий сохранности оружия было установлено, что вышеуказанное оружие и боеприпасы их владелец хранит в комнате хранения оружия Прокуратуры Ульяновской области, в то время как в силу норм действующего законодательства обязан Щербаков М.В. обязан хранить наградное оружие по месту своего жительства.

На имя временно исполняющего обязанности прокурора Ульяновской области было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, котором проинформировано о сложившейся ситуации с хранением наградного оружия Щербаковым М.В., а также предложено передать это оружие его владельцу для дальнейшей организации его хранения по месту жительства награжденного лица. В ответе из прокуратуры Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Щербаковым М.В. меры по организации хранения наградного оружия и боеприпасов к нему по месту своего жительства до настоящего времени не предприняты. В связи с чем, предлагается рассмотреть вопрос о принятии на хранение этого оружия Управлением Росгвардии по Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области было принято от старшего помощника прокурора Ульяновской области по обеспечению собственной безопасности и физической защиты ФИО7 одна единица оружия, патроны в количестве <данные изъяты> штук, а также принадлежности к оружию. В этот же день указанное оружие и боеприпасы переданы на временное хранение до принятия соответствующего решения в ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска.

Щербакову М.В. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которым владелец оружия был проинформирован о требованиях Правил оборота оружия, определяющих место и условия хранения наградного оружия. Также сообщено, что указанное оружие и боеприпасы к нему сотрудником прокуратуры Ульяновской области из комнаты хранения оружия были переданы в подразделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области, а затем помещены в комнату хранения оружия ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска.

Следовательно, Щербаков М.В. не хранит имеющееся у него оружие и боеприпасы к нему по месту своего жительства в связи с тем, что не созданы условия по обеспечению их сохранности, безопасности хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

При таких обстоятельствах, а также на основании возложенных законом обязанностей по контролю (надзору) за оборотом оружия, было принято решение о временном помещении указанных наградного оружия и боеприпасов к нему в территориальное подразделение МВД России на районном уровне. Данное решение основано на положениях Закона об оружии, Правилах награждения оружием, Правилах оборота оружием, а также Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, утвержденного совместным приказом Росгвардии и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. Просит отказать Щербакову М.В. в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица по административному делу - прокуратуры Ульяновской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Холодилина Ю.О. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица по административному делу ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Елисеева Д.Р. (диплом о высшем юридическом образовании ) в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения административного дела, просила рассмотреть его в своё отсутствие.

Суд, с учётом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть административное дело по существу при данной явке.

Выслушав административного истца, представителя административного соответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов административного дела усматривается, что приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Щербаков Михаил Владимирович был награжден именным огнестрельным оружием-<данные изъяты> серии , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в комплекте с боеприпасами калибра мм в количестве <данные изъяты> штук и снаряжением к нему.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Щербакова М.В., являвшегося на то время пенсионером прокуратуры, было направлено сообщение о том, что принято решение по результатам его обращения о разрешении временного хранения принадлежащего ему наградного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в прокуратуре Ульяновской области.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон о войсках национальной гвардии) на войска национальной гвардии, помимо иных задач, возложен, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

При этом, согласно положений статьи 9 Закона о войсках национальной гвардии, эти войска наделены полномочиями контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) действует на основании Положения (далее - Положение о Росгвардии), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий.

Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии. Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; организации войск национальной гвардии.

Так, для выполнения задач, возложенных на Росгвардию, на территории Ульяновской области создан и функционирует территориальный орган Росгвардии - Управление по Ульяновской области.

Пунктом 9 Положения об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Положение о территориальном органе Росгвардии), утвержденного приказом Росгвардии от 17 июля 2018 г. № 297, перечислены полномочия, которые осуществляет территориальный орган Росгвардии. Помимо прочих полномочий, территориальный орган Росгвардии осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере оборота оружия.

Таким образом, Управление Росгвардии по Ульяновской области является территориальным органом Росгвардии, осуществляющим контрольные (надзорные) функции в сфере оборота оружия и правомочно проверять владельцев оружия на предмет создания ими условия по обеспечению сохранности имеющегося оружия и боеприпасов к нему, безопасности их хранения и исключения доступа к ним посторонних лиц. Указанные контрольные (надзорные) функции территориальный орган Росгвардии осуществляет посредством уполномоченных на то должностных лиц подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), который, как указано в его преамбуле, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Так, в статье 20.1 Закона об оружии, в частности, дано определение наградного оружия, получение разрешения на хранение и ношение такого оружия, оборот этого оружия и другие вопросы, связанные с наградным оружием, при этом определено, что порядок награждения указанным оружием устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 718 утверждены Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием (далее - Правила награждения оружием), которые в соответствии с Законом об оружии определяют порядок награждения оружием граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, приобретения оружия, а также патронов и боеприпасов к нему для пополнения наградных фондов, учета указанного оружия и патронов, их хранения и изъятия.

Как следует из положений пункта 2 Правил награждения оружием награждение оружием является одной из форм поощрения граждан Российской Федерации за заслуги перед государством, воинскую доблесть, достижения в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом 4 Правил награждения оружием установлено, что наградное боевое короткоствольное ручное стрелковое оружие и патроны к нему, врученные гражданам Российской Федерации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения и наследования. Хранение, ношение, передача и транспортирование указанного оружия осуществляются с соблюдением правил, установленных в отношении гражданского короткоствольного оружия самообороны.

Награжденный оружием, согласно положений статьи 19 Правилнаграждения оружием, обязан:

а) представить в 2-недельный срок со дня получения наградного оружия в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган по месту жительства для регистрации и получения разрешения на хранение и ношение указанного оружия документы, выданные ему при награждении, а также другие документы, предусмотренные Законом об оружии;

б) при изменении места жительства, иных сведений о награжденном, указанных в разрешении на хранение и ношение наградного оружия, представить в 10-дневный срок в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган по месту жительства заявление о переоформлении указанного разрешения;

в) с момента получения наградного оружия обеспечить его сохранность, безопасность хранения и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее — Правила оборота оружия), которые регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.

Пунктом 60 Правил оборота оружия определено, что военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, находящиеся на пенсии, а также лица, награжденные оружием, хранят имеющееся у них оружие и патроны по месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 59 Правил оборота оружия.

А пунктом 59 Правил оборота оружия установлен порядок хранения оружия и боеприпасов к нему, а именно они должны храниться по месту жительства гражданина с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Как было указано судом ранее, административный истец был награжден именным огнестрельным оружием — пистолетом Макарова модернизированным серии года выпуска, в комплекте с боеприпасами калибра мм в количестве <данные изъяты> (двадцати четырех) штук и снаряжением к нему. Основанием является приказ Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

В результате проведения проверочных мероприятий Управлением Росгвардии по Ульяновской области по обеспечению условий сохранности оружия было установлено, что вышеуказанное оружие и боеприпасы их владелец хранит в комнате хранения оружия Прокуратуры Ульяновской области.

На имя временно исполняющего обязанности прокурора Ульяновской области было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, котором проинформировано о сложившейся ситуации с хранением наградного оружия Щербаковым М.В., а также предложено передать это оружие его владельцу для дальнейшей организации его хранения по месту жительства награжденного лица.

В ответе из прокуратуры Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Щербаковым М.В. меры по организации хранения наградного оружия и боеприпасов к нему по месту своего жительства до настоящего времени не предприняты. В связи с чем, предложено рассмотреть вопрос о принятии на хранение этого оружия Управлением Росгвардии по Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области было принято от старшего помощника прокурора Ульяновской области по обеспечению собственной безопасности и физической защиты ФИО7 одна единица оружия, патроны в количестве 24 штук, а также принадлежности к оружию. В этот же день указанное оружие и боеприпасы переданы на временное хранение до принятия соответствующего решения в ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска.

Щербакову М.В. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которым владелец оружия был проинформирован о требованиях Правил оборота оружия, определяющих место и условия хранения наградного оружия. Также сообщено, что указанное оружие и боеприпасы к нему сотрудником прокуратуры Ульяновской области из комнаты хранения оружия были переданы в подразделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области, а затем помещены в комнату хранения оружия ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска.

Указанные действия административного ответчика и административного соответчика соответствуют требованиям действующего законодательства.

Доводы административного истца о том, что он имеет право хранить наградное оружие и боеприпасы к нему в комнате хранения оружия прокуратуры Ульяновской области не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они противоречат пункту 60 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 и согласно которому должностные лица государственных органов, лица, подлежащие государственной защите, военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, находящиеся на пенсии, а также лица, награжденные оружием, хранят имеющееся у них оружие и патроны по месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил.

Щербаков М.В. не является действующим сотрудником прокуратуры, является пенсионером прокуратуры, следовательно обязан хранить наградное оружие по месту своего жительства.

При таких обстоятельствах, а также на основании возложенных законом обязанностей по контролю (надзору) за оборотом оружия, было принято решение о временном помещении указанных наградного оружия и боеприпасов к нему в территориальное подразделение МВД России на районном уровне. Данное решение основано на положениях Закона об оружии, Правилах награждения оружием, Правилах оборота оружия, а также Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, утвержденного совместным приказом Росгвардии и МВД России от 22 февраля 2019 г. № 54/90, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска Щербакова М.В. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Щербакова Михаила Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, начальнику Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области Мартьянову Алексею Владимировичу о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева

срок принятия решения в окончательной форме 21.07.2023