ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3265/20 от 19.08.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело

город Севастополь УИД 92RS0-82

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при помощнике ФИО3,

с участием:

представителей административного истца ФИО5, ФИО6,

представителя административного ответчика ФИО7,

заинтересованного лица ФИО1,

представителя СРООПОИ "Наш Севастополь" ФИО9,

помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района г. Севастополя об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты;

заинтересованные лица: ФИО1, Гагаринское районное местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Севастопольская региональная общественная организация поддержки общественных инициатив "Наш Севастополь",

установил:

Административный истец ФИО2 обратился суд с административными исковыми требованиями к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района г. Севастополя, заинтересованные лица: ФИО1, Гагаринское районное местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Севастопольская региональная общественная организация поддержки общественных инициатив "Наш Севастополь" об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты и просил отменить Решение территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа Гагаринский муниципальный округ) от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ, выдвинутой Севастопольской региональной общественной организацией поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь».

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа Гагаринский муниципальный округ) зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа по пятимандатному избирательному округу .

ФИО1, решением территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский округ) от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ. Однако, по мнению административного истца, решение о регистрации ФИО1 принято с нарушением норм избирательного законодательства и подлежит отмене, поскольку кандидатом ФИО1 не представлены все необходимые для выдвижения документы, а именно: не представлена копия документа, подтверждающая изменение фамилии кандидата; представленные документы оформлены с нарушением требований закона:

- заявление о согласии баллотироваться не содержит сведений о членстве ФИО1 в Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь»;

- копия протокола Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» не заверена, протокол не содержит сведений, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 27 Закона города Севастополя от03.06.2014 №20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя»: об образовании кандидата; о месте жительства кандидата; об основном месте работы и занимаемой должности/ роде занятий кандидата; о принадлежности кандидата не более чем к одному общественному объединению и его статусе в нем; о гражданстве кандидата;

- копия документа о государственной регистрации избирательного объединения (свидетельства о государственной регистрации) Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» не заверена;

- копия Устава Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» не заверена надлежащим лицом;

- в заявлении о согласии баллотироваться не указана область места жительства (<адрес>);

- в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не указан источник выплаты дохода;

- копия пенсионного удостоверения кандидата не заверена.

Также в административном иске указывается, что ФИО1 предоставила недостаточное количество достоверных подписей избирателей, поскольку все подписи как на основание принятия решения избирателей, собранные в поддержку выдвижения ФИО1 являются недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям Приложения 8 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В обоснование данного обстоятельства указывается на неправильность написания наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Так, в соответствии со ст. 24 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ наименование представительного органа Гагаринского муниципального округа - Совет Гагаринского муниципального округа. В тоже время в подписном листе кандидата ФИО1 указано Совет Гагаринского муниципального округа города Севастополя. В нарушение формы подписного листа, установленного Приложением 8 к Федеральному закону, вместо наименования или номера избирательного округа в подписном листе указано наименование избирательной кампании, наименование и номер избирательного округа. В подписном листе кандидата ФИО1 отсутствуют сведения о том, что она является членом Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, отсутствует указание на субъект Российской Федерации.

Поскольку регистрация ФИО1, проведенная с нарушением требований законодательства, повлекла нарушение избирательных прав административного истца, ФИО2 просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский округ) от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, согласно содержанию административного искового заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представители административного истца ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании доводы административного иска поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО7 в суде пояснила, что территориальная избирательная комиссия исходила из того, что нарушения, связанные с указанием недостаточной информации восполняются другими представленными в отношении кандидата документами, а заверенная руководителем общественного объединения копия Устава общественной организации представлена одним из выдвинутых этой общественной организацией кандидатом – ФИО8, допущенные нарушения формы подписного листа хотя и связаны с указанием излишних сведений, но не искажают в целом наименование представительного органа муниципального образования и вида выборов, на которых выдвинут соответствующий кандидат.

Заинтересованное лицо ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2

Представитель заинтересованных лиц ФИО1 и СРООПОИ "Наш Севастополь" ФИО9, возражал против удовлетворения административного искового заявления ФИО2 в связи с тем, что приведенные основания для вынесения территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата не основаны на положениях законодательства, ФИО1 предоставлены в территориальную комиссию все необходимые сведения для регистрации кандидатом. От административного ответчика не поступало уведомлений о неполноте или неправильности данных документов для возможности их устранения, что прямо предусмотрено положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Гагаринское районное местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, представителя в суд не направило, о причинах неявки не известило, что не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя данного заинтересованного лица.

Согласно заключению помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя ФИО4 имеются основания для удовлетворения административных исковых требований.

В порядке ч. 1 ст. 243 КАС РФ Севастопольская городская избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ извещена о принятии к производству суда настоящего административного искового заявления и о времени и месте его рассмотрения.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

На основании ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (ч. 5 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Судом установлено, что досрочные выборы депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ назначены Решением Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ) от ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Гагаринский муниципальный округ возложены на Территориальную избирательную комиссию Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ) решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ. Кандидат выдвинута Севастопольской региональной общественной организацией поддержки общественных инициатив "Наш Севастополь".

Относительно доводов административного иска о нарушениях избирательного законодательства, допущенных при регистрации кандидата ФИО1 суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 48 Закона города Севастополя от 03.06.2014 №20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в статьях 3333 и 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1, 3 и 4 статьи 40, частях 1 - 3 статьи 41 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, на которую распространяется действие частей 2 - 5 статьи 42 настоящего Закона, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидата, списка кандидатов ее региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. Соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числеотсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона;отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1, пунктами 1 - 3 части 3, пунктами 3 - 5 части 4 статьи 40 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 2.2. вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Аналогично в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона города Севастополя от 03.06.2014 №20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию: 1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения: а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом; 2) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения его кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения; 3) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом личном представлении кандидатом документов в окружную избирательную комиссию в соответствии с частью 5 настоящей статьи копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; 4) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

4.1) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов;

5) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; 6) нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения).Документы, указанные в частях 1 - 4 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично.

Как следует из подтверждения получения документов для уведомления о выдвижении кандидата избирательным объединением ФИО1 документ, подтверждающий изменения ею фамилии предоставлен в территориальную избирательную комиссию не был.

В судебном заседании установлено и следует из представленного свидетельства о рождении I-ЯМ , фамилией ФИО1 в девичестве являлась «Кирпичева». Фамилия «ФИО13» получена после регистрации брака с ФИО10

Из свидетельства о расторжении брака I-РК следует, что брак между ФИО1 и ФИО10 прекращен ДД.ММ.ГГГГ, после расторжения брака ей присвоена фамилия «ФИО13».

При этом копия актовой записи о регистрации брака, подтверждающая изменение фамилии с «Кирпичева» на «ФИО13», заинтересованным лицом в избирательную комиссию представлена не была.

Таким образом, кандидатом ФИО1 не предоставлен документ, предоставление которого является обязательным с учетом положений вышеуказанных норм, что является основанием для отказа в регистрации кандидата. Однако административным ответчиком данный факт должным образом проверен не был.

Представленная ФИО1 копия пенсионного удостоверения ею заверена не была, однако при подаче документов ею представлен оригинал свидетельства, в связи с чем данное нарушение является техническим и не может свидетельствовать о непредоставлении либо предоставлении недостоверных данных о кандидате.

В силу положений п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одному общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения.

Как следует из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться указано на принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению - Севастопольская региональная общественная организация поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь». Также в заявлении о согласии баллотироваться указан статус ФИО1 о том, что кандидат является руководителем общественного медиацентра Севастопольской общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» также представлена справка о том, что ФИО1 является членом СРООПОИ "Наш Севастополь".

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (ч. 2 ст. 8).

Таким образом, сведения о том, что ФИО1 является членом Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», нашли свое подтверждение в предоставленных территориальной избирательной комиссии документах кандидата. При этом неуказание кандидатом в адресе места жительства ссылки на нахождение <адрес> в <адрес> является несущественным, поскольку иного города с аналогичным названием на территории Российской Федерации не имеется.

Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.

Из исследованных в судебном заседании справки - Сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетних детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, составленной ФИО1ДД.ММ.ГГГГ следует, что в графе источник выплаты дохода указано «пенсия 187053,64, гражданско-правовой договор 68049,26». При этом источник получения денежных средств- наименование органа, выплатившего пенсию и сторона-контрагент по гражданско-правовому договору не указаны.

В связи с изложенным, следует прийти к выводу о том, что ФИО1 указаны неполные сведения об источниках доходов.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 37 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 20-ЗС "О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя" решение избирательного объединения о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения), в котором содержится информация о решении о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу (с указанием его номера и (или) наименования) и итоги голосования по этому решению, в котором указываются, в том числе:

в) образование;

г) место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта);

д) основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

з) по желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;

и) гражданство кандидата;

Из исследованного в судебном заседании протокола общего собрания Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нем отсутствуют сведения об образовании кандидата, о месте жительства кандидата, об основном месте работы и занимаемой должности/роде занятий кандидата, о принадлежности кандидата не более чем к одному общественному объединению и его статусе в нем, о гражданстве кандидата.

Принимая во внимание, что в предоставленных ФИО1 в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом материалах содержались сведения и подтверждающие документы (копия диплома об образовании, копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия пенсионного удостоверения) недостаток оформления протокола от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом был восполнен и не может свидетельствовать о грубом нарушении избирательного законодательства, предусматривающего порядок выдвижения общественной организацией кандидатов.

При этом, следует учесть, что в общем собрании указанной общественной организации приняли участие все 6 её членов, единогласно поддержавших кандидатуру ФИО1

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 40 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 20-ЗС кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Пунктом 1 приведенной нормы установлено, что копия документа о государственной регистрации избирательного объединения должна быть официально заверена постоянно действующим органом избирательного объединения. Подпунктом б пункта 1 части 4 статьи 40 Закона 20-ЗС установлено, что кандидат, выдвинутый общественным объединением, обязан представить копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения.

В соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 40 Закона 20-ЗС установлено, что в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 4 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 4 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, одним из нотариальных действий является засвидетельствование копий документов. Для совершения данного нотариального действия нотариусу предъявляется подлинник документа, с которого изготавливается копия.

Судом установлено, что кандидатом Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь» ФИО8 представлена нотариально заверенная ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Севастополя ФИО11 копии Свидетельства о государственной регистрации Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», а также представлена копия Устава Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», которая заверена подписью председателя и печатью общественной организации, т.е. соответствует приведенному выше положению Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ЗС, в связи с чем нельзя признать нарушением требований избирательного законодательства непредоставление данных документов ФИО1

Из исследованных в судебном заседании предоставленных копии подписных листов в количестве 10 шт. следует, что в них содержаться сведения о 36 избирателях в поддержку кандидата ФИО1

Подписные листы содержат в себе исчерпывающие сведения, предусмотренные Приложение 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (подпункт «и» пункта 6.4 ст. 38), в том числе и о наименовании представительного органа муниципального образования; наименования или номера избирательного округа; принадлежность кандидата к общественному объединению и свой статус в данном общественном объединении.

Наличие в подписном листе более расширенной информации относительно наименования представительного органа муниципального образования, наименования или номера избирательного округа, не свидетельствует о наличии информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, и влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает наименование представительного органа в целом и вида выборов.

С учетом изложенного, доводы административного истца в части ненадлежащего оформления заявления о согласии баллотироваться, копии протокола Севастопольской региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Наш Севастополь», оформления свидетельства о регистрации общественной организации и Устава, и также подписных листов, не заверения копии пенсионного удостоверения не могли являться основаниями для отказа в регистрации кандидата ФИО1

Вместе с тем, непредоставление кандидатом документов об изменении фамилии, неуказание ею источников доходов, является существенным нарушением требований избирательного права, эти сведения отсутствуют также и в других документах, представленных ФИО1, следовательно, эти обстоятельства являются основаниями для отмены решения о регистрации кандидата ФИО1

Доводы представителя ФИО9 о том, что территориальной избирательной комиссией не были истребованы дополнительные документы в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ подлежат отклонению, поскольку ответственность за предоставление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления предоставляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности оп представлению документов, необходимых для его регистрации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 175 – 179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Решение территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа Гагаринский муниципальный округ) от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ по пятимандатному избирательному округу на досрочных выборах депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ, выдвинутой СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ «НАШ СЕВАСТОПОЛЬ» отменить.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение пяти дней со дня его вынесения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу:

судья /подпись/ Е.П.Матюшева

Копия верна.

Судья Е.П. Матюшева