ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3266/2022 от 07.08.2022 Чеховского городского суда (Московская область)

Решение изготовлено в полном объеме 07.08.2022 года

Дело № 2а-3266/2022

УИД 50RS0049-01-2022-004551-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» августа 2022 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Трощило А.Е.

при секретаре судебного заседания Евсеевой Т.А.,

с участием помощника Чеховского городского прокурора Морозовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3266/2022 по административному иску ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии г. Чехов Московской области о признании незаконным и отмене решения ТИК г. Чехова от 23.07.2022 года № 25/132-2022 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва», назначенных на 11 сентября 2022 года,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец, ФИО2, обратилась в суд с иском к административному ответчику, Территориальной избирательной комиссии г. Чехова, о признании незаконным и отмене решения ТИК г. Чехова от 23.07.2022 года № 25/132-2022 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва», назначенных на 11 сентября 2022 года, мотивируя свои требования тем, что кандидатом ФИО1. при выдвижении своей кандидатуры на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва грубо нарушены нормы законодательства о выборах, а именно: в ТИК г. Чехова для уведомления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва ФИО1 представил заявление, в котором не указал в установленном законом объеме необходимые сведения об образовании: отсутствует год окончания образовательной организации и реквизиты документа об образовании и квалификации (не указаны серия и номер диплома). Также кандидатом ФИО1 допущены нарушения при сборе подписей и оформлении подписных листов: в подписных листах 1, 2, 3, 4, 5 подписи в строках 1, 2, 3, 4, 5 даты внесения подписей избирателей указаны не в полном объеме – год указан только двумя цифрами. Также даты заверения указанных подписных листов кандидатом и сборщиком подписей указаны не в полном объеме – год указан только двумя цифрами. При указанных обстоятельствах ТИК г. Чехова должна была принять решение об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты по причине допущенных нарушений законодательства о выборах. Она (ФИО2) является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по тому же пятимандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва, что и кандидат ФИО1 М.Р., регистрация которого в нарушение требований закона нарушает ее права, а именно принцип равенства прав и обязанностей кандидатов.

Административный истец, ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена. Её представитель по доверенности ФИО7, диплом о высшем юридическом образовании в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик, представитель Территориальной избирательной комиссии г. Чехова, в судебное заседание не явился, извещен, в лице председателя ТИК г. Чехова ФИО3 направил в адрес суда письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, разрешение требований оставил на усмотрение суда (л.д.66).

Заинтересованное лицо, ФИО1., его представитель по доверенности ФИО8, диплом о высшем юридическом образовании в судебное заседание явились, заявленные требования не поддержали, просили в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо, представитель Избирательной комиссии Московской области, в судебное заседание не явился, извещен (л.д.65).

Заинтересованное лицо, представитель Совета депутатов городского округа Чехов Московской области, в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без его участия, возражений не представил (л.д.68-70).

Заинтересованное лицо, представитель Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Московской области, в судебное заседание не явился, извещен (л.д.63).

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетелей, заключения прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает, что административный иск подлежит отклонению.

Частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В части проведения выборов на территории Московской области - Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно пункту 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).

Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 14.06.2022 года № 69/8-2022 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва на 11 сентября 2022 года (л.д.12).

Решением Избирательной комиссии Московской области от 19 мая 2022 года № 8/69-7 на Территориальную избирательную комиссию г. Чехов возложено исполнение полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления в городском округе Чехов Московской области (л.д.13-17).

Решением ТИК г. Чехова от 23 июня 2022 года № 20/93-2022 определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, и числе избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года, которое по пятимандатному избирательному округу № 2 составляет: необходимое количество – 21, максимальное количество – 25 (л.д.72).

Решением ТИК г. Чехова от 23 июня 2022 года № 20/92-2022 создана рабочая группа территориальной избирательной комиссии г. Чехова по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва (л.д.73).

В статье 30 Закона Московской области № 46/2013-03 предусмотрена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в том числе частями 5 - 17 указанной статьи установлен порядок проверки избирательной комиссией представленных кандидатом подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

Так, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (пункт 5 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-03).

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей (пункт 7 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-03).

Решением ТИК г. Чехова от 23 июля 2022 года № 25/132-2022 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва», назначенных на 11 сентября 2022 года (л.д.18).

Решением ТИК г. Чехова от 01 августа 2022 года № 28/201-2022 ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по тому же пятимандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва», назначенных на 11 сентября 2022 года, выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Московской области.

ФИО1 уведомление о выдвижении кандидатом представил в избирательную комиссию 15 июля 2022 года, а 25 подписей избирателей собраны 14 – 15 июля 2022 года, заверены лицом, осуществлявшим сбор подписей, и кандидатом, то есть в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства (л.д.24-29).

В ходе проверки рабочей группой подписных листов, представленных ФИО1, принимал участие эксперт, который по результатам проверки подписных листов составил заключение, ответив на поставленные перед ним избирательной комиссией вопросы (л.д.74-76). В соответствии с Итоговым протоколом от 22 июля 2022 года об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва, выдвинутого по пятимандатному избирательному округу № 2 ФИО1 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года, проверено 25 подписей избирателей, количество подписей, признанных достоверными, составило 25 (л.д.77-80).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что сведения о себе как избирателе и подпись в подписном листе проставлял 14 июля 2022 года.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6 показали, что сведения о себе как избирателях и подписи в подписном листе проставляли 15 июля 2022 года.

Доводы административного истца о нарушении кандидатом ФИО1 норм законодательства о выборах в части уведомления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва и представления заявления, в котором не указал в установленном законом объеме необходимые сведения об образовании: отсутствует год окончания образовательной организации и реквизиты документа об образовании и квалификации (не указаны серия и номер диплома), суд считает подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат предоставляет избирательной комиссии заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (пп. «б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (пп. «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (пп. «в.2»).

Аналогичные основания содержатся в п. 24 ст. 30 Закона Московской области от 4 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 ФИО1. сообщил о себе, в том числе, что имеет профессиональное образование – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский Государственный Университет», ДД.ММ.ГГГГ, квалификация – «Горный инженер» (специалист). При этом реквизиты документа об образовании (серия и номер) ФИО1 в данном заявлении не указал (л.д.31).

К заявлению о согласии баллотироваться ФИО1 была приложена копия диплома об образовании , выданного ему 05 июля 2018 года Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тульский Государственный Университет» (л.д.42-46), что также отражено в отзыве на административный иск председателем ТИК г. Чехова ФИО3 (л.д.66).

Суд исходит из того, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению (в частности, дипломом), позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным. Поскольку полнота указанных ФИО1 сведений в заявлении о согласии баллотироваться определялась не только данными, указанными им в самом заявлении, но и приложенной копией диплома о профессиональном образовании, то избирательная комиссия на момент принятия оспариваемого решения располагала достоверными сведениями о кандидате в полном объеме.

Также подлежат отклонению доводы административного истца о том, что кандидатом ФИО1 допущены нарушения при сборе подписей и оформлении подписных листов: в подписных листах 1, 2, 3, 4, 5 подписи в строках 1, 2, 3, 4, 5 даты внесения подписей избирателей указаны не в полном объеме – год указан только двумя цифрами. Также даты заверения указанных подписных листов кандидатом и сборщиком подписей указаны не в полном объеме – год указан только двумя цифрами. По этой причине административный истец считает, что невозможно с достоверностью определить дату внесения подписей избирателями и дату заверения подписных листов кандидатом и сборщиком подписей.

В силу пункта 2 статьи 33 Федеральный закон № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, вместе с которым представляет пакет документов, перечень которых содержится в пункте 2.2 указанной статьи. Учитывая, что на момент рассмотрения заявления ФИО1 о регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 2, в избирательной комиссии имелись все необходимые документы, какие-либо недостатки в представленных документах не были выявлены, то оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты на основании пункта 24 статьи 38 Федеральный закон № 67-ФЗ у избирательной комиссии не имелось.

В то же время, в ходе рассмотрения настоящего дела судом были выявлены 2 подписи избирателей, сведения о которых являются недостоверными.

Так, в подписном листе 2 строка 1 указан номер паспорта избирателя, не соответствующий данным ГАС «Выборы», а также ответу отдела по вопросам миграции ОМВД России по городскому округу Чехов Московской области (указан , вместо ).

В подписном листе 3 строка 4 указанный адрес места регистрации избирателя не совпадает с действительным, что также подтверждается выпиской из ГАС «Выборы», а также установлено в ходе допроса в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, который подтвердил, что по указанному в подписном листе адресу не проживает и не зарегистрирован.

Учитывая обстоятельства дела и нормы материального права, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что общее число недействительных подписей в подписных листах в поддержку самовыдвижения ФИО1 составляет 2 подписи (25 - 2), а общее число достоверных подписей - 23, что было достаточно для регистрации его кандидатом в депутаты при необходимом количестве 21 подписи, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмене решения ТИК г. Чехова от 23.07.2022 года № 25/132-2022 суд не усматривает.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 239 - 244 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии г. Чехов Московской области о признании незаконным и отмене решения ТИК г. Чехова от 23.07.2022 года № 25/132-2022 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва», назначенных на 11 сентября 2022 года, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Е. Трощило