ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3268/18 от 08.10.2018 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-3268/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь 08 октября 2018 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Сомовой И.В.,

при секретаре Лисничей А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выдать военный билет офицера запаса,

У С Т А Н О В И Л:

28.08.2018 ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя», указав, что по состоянию на 18.03.2014 проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, в Академии Военно-Морских Сил им. П.С. Нахимова, постоянно зарегистрирован и проживает на территории города Севастополя. После принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в дальнейшем прохождении военной службы в рядах ВС РФ ему было отказано. После чего он обратился установленным порядком в военный комиссариат г. Севастополя с комплектом документов для постановки на воинский учет. 10.04.2015 ему была выдана справка о постановке его на временный воинский учет в качестве офицера запаса с воинским званием капитан-лейтенант. 22.06.2018 им было направлено почтой заявление о замене справки на военный билет офицера запаса. До настоящего времени ответчик на обращение не дан, военный билет офицера запаса не выдан. Полагая, что действия (бездействие) военного комиссариата города Севастополя нарушает его права, административный истец просил:

Признать неправомерными действия административного ответчика, выразившиеся в непредоставлении ответа на обращение административного истца; невыдаче административному истцу установленным порядком военного билета офицера запаса.

Обязать административного ответчика выдать административному истцу военный билет офицера запаса.

В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представители административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Севастополю» ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ответчик не являлся военнослужащим российской армии, не был уволен из рядов Вооруженных Сил Украины и не обратился с соответствующим заявлением о включении его в списки личного состава Вооруженных Сил РФ, в связи с чем он не может быть принят на воинский учет как офицер запаса, а только как рядовой с выдачей соответствующего военного билета. Ответы на обращение истца ему направлены почтой.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины по контракту от 24.04.2009 в звании капитан-лейтенант, в Академии Военно-Морских Сил Украины имени П.С. Нахимова.

Из ответа ФГКУ ВОУВО «Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова» от 02.02.2018 следует, что капитан-лейтенант ФИО1 согласно приказу начальника Академии Военно-Морских Сил Украины имени П.С. Нахимова от 12.03.2014 был направлен в отпуск на 25 суток, с 12.03.2014 по 05.04.2014, из отпуска не прибыл, отпускной билет не сдавал, с рапортом о включении его в списки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и заключении контракта о прохождении военной службы к командованию ФГКУ ВОУВО «Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова» не обращался.

05.02.2015 ФИО1 обратился с заявлением в Военный комиссариат г. Севастополя по Гагаринскому и Балаклавскому районам, просил поставить его на воинский учет как гражданина Российской Федерации, ранее проходившего службу в Украине.

Согласно справке от 10.04.2015, выданной начальником отдела Военного комиссариата г. Севастополя по Гагаринскому и Балаклавскому районам, капитан-лейтенант запаса ФИО1 принят на временный учет.

22.06.2018 ФИО1 направил заявление Военному комиссару Гагаринского и Балаклавского районов г. Севастополя, в котором просил заменить ему справку от 10.04.2015 на военный билет офицера запаса.

23.07.2018 в ответ на обращение административного истца Военный комиссар Гагаринского и Балаклавского районов г. Севастополя направил письмо, в котором просил для полного и всестороннего рассмотрения обращения предоставить копию решения Севастопольского гарнизонного военного суда. Факт направления ответа ФИО1 подтверждается записью в журнале исходящей корреспонденции.

14.08.2018 ФИО1 направил заявление на имя Военного комиссара г. Севастополя, в котором также просил заменить ему справку от 10.04.2015 на военный билет офицера запаса.

11.09.2018 Военным комиссаром города Севастополя ФИО1 направлен ответ, в котором разъяснено, что ему необходимо прибыть в военный комиссариат Гагаринского и Балаклавского районов, при себе иметь справку о временном учете, паспорт гражданина РФ. Факт направления ответа подтверждается записью в журнале исходящей корреспонденции.

Приказом Военного комиссара Гагаринского и Балаклавского районов г. Севастополя от 03.10.2018 аннулирована постановка на временный воинский учет гражданина ФИО1 в качестве офицера запаса; ФИО1 поставлен на воинский учет в качестве рядового запаса.

08.10.2018 уведомление о принятом решении направлено истцу.

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа …., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ).

Согласно статье 8 Закона № 53-ФЗ граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 53-ФЗ воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Статьей 47 Закона № 53-ФЗ установлен порядок присвоения военнослужащим воинских званий.

В соответствии со статьей 51.2 Закона № 53-ФЗ для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время. Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.

Согласно статье 52 Закона № 53-ФЗ запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования;

успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;

не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;

не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедших альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

На основании пункта 3 статьи 52 Закона № 53-ФЗ гражданину, не прошедшему военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением ему отсрочки, а также гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Со дня принятия в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Согласно статье 5 указанного закона № 6-ФКЗ органы военного управления и воинские формирования Республики Крым осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении этих органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании (расформировании).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, продолжают исполнять обязанности военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении указанных органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании (расформировании).

Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым имеют преимущественное право на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

В силу статьи 6 Закона № 6-ФКЗ переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, действует до 1 января 2015 года.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 никогда не проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, воинские звания российской армии в порядке, установленном статьей 47 Закона № 53-ФЗ, ему не присваивались.

С заявлением как военнослужащий Республики Крым о принятии на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона № 6-ФКЗ, в период с 21.03.2014 до 01.01.2015 ФИО1 не обращался, на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации не поступал.

Данное обстоятельство подтверждается решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 18.03.2016, вступившим в законную силу, которым отказано в иске ФИО1 о признании незаконными действий начальника ФГКУ ВОУВО «Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова», связанных с незаключением с ним контракта о прохождении военной службы.

Указом Президента Российской Федерации от 02.01.2015 № 2 установлено, что при постановке на воинский учет в Республике Крым и г. Севастополе граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.

Как видно из текста Указа, он распространяется на граждан, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя. К указанной категории граждан ФИО1 не относится, поскольку на момент принятия в Российскую Федерации Республики Крым и города Севастополя не пребывал в запасе и не состоял в качестве офицера запаса на воинском учете.

Поскольку ФИО1 не проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, не имеет звания офицера российской армии и не подпадает под категорию граждан, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 02.01.2015 № 2, он не может быть принят на воинский учет в качестве офицера запаса. На основании пункта 3 статьи 52 Закона № 53-ФЗ ФИО1 при постановке на воинский учет и зачислении в запас может быть присвоено воинское звание рядового или матроса.

Соответствующая правовая позиция изложена в письме статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.07.2015.

При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий административного ответчика по невыдаче ему военного билета офицера запаса.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком направлены письменные ответы на обращения ФИО1, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными требования административного истца в части непредоставления ответа на его обращения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выдать военный билет офицера запаса отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 15.10.2018.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья И.В. Сомова