ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-326/20 от 27.10.2020 Североморского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североморск 27 октября 2020 г.

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Ракитина Д.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой Т.В., с участием представителя административного ответчика по доверенности Судаковой В.Н. и представителя заинтересованного лица - командира войсковой части по доверенности Балашовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Малиновского Георгия Васильевича об оспаривании решения заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

У С Т А Н О В И Л:

бывший военнослужащий Малиновский с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части . ДД.ММ.ГГГГ он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, оформленное письменным уведомлением в адрес командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС) и обязать административного ответчика включить Малиновского в указанный реестр с ДД.ММ.ГГГГ

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго ответчика по делу привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ "Северрегионжилье", жилищный орган), а для решения вопроса распределения судебных расходов в качестве соответчика привлечен филиал федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" (далее – 2 ФЭС, финансовый орган). Этим же определением в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен командир войсковой части .

Административный истец и административный ответчик – начальник 2 ФЭС, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не явились. При этом Малиновский в административном исковом заявлении, а начальник финансового органа в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ заявили ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

В поданном в суд административном иске Малиновский указал, что он, после заключения в ДД.ММ.ГГГГ второго контракта о прохождении военной службы, ДД.ММ.ГГГГ подал по команде соответствующий рапорт о его включении в реестр участников НИС, который в этот же день был зарегистрирован за вх. . Оригинал рапорта ответственными должностными лицами был утрачен, но при этом имеются его копии, заверенные командиром войсковой части .

В ДД.ММ.ГГГГ в данной войсковой части было проведено служебное разбирательство, по итогам которого, комплект документов для включения административного истца в реестр участников НИС был направлен в жилищный орган. Между тем оспариваемым решением заместителя начальника ФГКУ "Северрегионжилье" ему, Малиновскому, было отказано во включении в указанный реестр.

В судебном заседании представитель административного ответчика Судакова указала, что оснований для включения Малиновского в реестр участников НИС не имелось, так как в личном деле административного истца отсутствует оригинал его рапорта, являющегося основанием для включения в указанный реестр, а поэтому возврат его документов соответствовал требованиям действующего законодательства. Кроме того, Малиновским, в отсутствие убедительных доказательств его письменного обращения о включении в реестр участников НИС, включая свидетельские показания, предоставлена в регистрирующий орган копия, снятая с копии вышеуказанного рапорта.

Представитель заинтересованного лица Балашова дала объяснения, что она является ответственным должностным лицом по реализации НИС в войсковой части . При этом, в ДД.ММ.ГГГГ были найдены и переданы ей дело с документами по НИС и журнал учета рапортов, актов, зачетных ведомостей и листов (инв. ), в которых имеются соответственно надлежаще заверенные копия рапорта административного истца и копия списка для его включения в реестр НИС, а также запись о регистрации рапорта за от ДД.ММ.ГГГГ Документы для включения Малиновского в реестр участников НИС дважды направлялись в жилищный орган, но были оставлены без реализации. В первый раз по причине недостатков в оформлении, а во второй раз в связи с отсутствием подлинника рапорта административного истца. Также Балашовой даны пояснения о том, что к личному делу военнослужащего приобщается первый экземпляр личной карточки участника НИС, а не подлинник соответствующего рапорта.

Начальник 2 ФЭС в вышеупомянутом отзыве решение вопроса по существу административных исковых требований Малиновского оставил на усмотрение суда.

Заслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, а также исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Из выписки из послужного списка, копий четырех контрактов о прохождении военной службы, копий выписок из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и соответственно, а также копий выписок из приказов командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что первый, второй, третий и четвертый (последний) контракты заключены Малиновским ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Из копии приказа командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ видно, что административный истец уволен с военной службы и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части .

В период прохождения военной службы в войсковой части , а именно, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Малиновский обратился с рапортом по команде к командиру войсковой части с просьбой о его включении в реестр участников НИС, при этом на указанном рапорте имеется отметка с входящим от ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство подтверждено копией рапорта административного истца, а также осмотром дела с документами по НИС и журнала учета рапортов, актов, зачетных ведомостей и листов войсковой части (инв. ).

Из копий материалов проведенного по обращению Малиновского от ДД.ММ.ГГГГ к командиру войсковой части административного разбирательства усматривается, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не включен в реестр участников НИС по вине бывшего ответственного должностного лица по реализации НИС. Кроме того, установлен факт обращения Малиновского с рапортом по команде по вопросу включения его в реестр участников НИС. Указанный рапорт был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части , однако к личному делу военнослужащего первый экземпляр личной карточки приобщен не был.

По результатам административного расследования командир войсковой части издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым определил ответственному лицу подготовить комплект документов для включения Малиновского в реестр участников НИС.

При таких данных факты письменного обращения административного истца с просьбой о включении в реестр участников НИС и регистрации этого рапорта ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части у суда сомнений не вызывают.

Как усматривается из копий сопроводительных писем войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ за исх. и жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ за исх. документы для включения Малиновского в реестр участников НИС в первый раз направлялись в жилищный орган в ДД.ММ.ГГГГ после проведения служебного разбирательства, но были возвращены без реализации по причине выявленных недостатков.

С решением заместителя начальника ФГКУ "Северрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , оформленным в виде письменного уведомления, документы для включения административного истца в реестр участников НИС были повторно возвращены в войсковую часть без реализации по причине отсутствия в личном деле Малиновского оригинала рапорта, являющегося основанием для включения в реестр участников НИС. При этом, как видно из сопроводительного письма ФГКУ "Северрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ, сводного списка военнослужащих для включения в реестр и письма заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО) от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , регистрирующим органом, то есть ДЖО, Малиновский Г.В. не был включен в реестр участников НИС по основанию, указанному в оспариваемом решении должностного лица.

Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п.4 ч.1 ст.9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, к участникам НИС относились сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. В силу п.4 ч.2 указанной выше статьи основанием для включения этих военнослужащих в реестр участников НИС являлось в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.

Согласно п.2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Инструкция), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, функции по формированию и ведению реестра участников НИС возлагались на Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 11-13 Инструкции было установлено, что командиры воинских частей (организаций Вооруженных Сил), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр (далее - Список) согласно приложению к Инструкции. При этом, командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений. Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, должны были направляться по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны.

Инструкция действовала до издания приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации", которым приказ Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

В связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее – Порядок), вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, приказ Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Согласно п.2 данного приказа ДЖО является регистрирующим органом.

В соответствии с п.8 нового Порядка при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника НИС в двух экземплярах, представляет ее на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу воинской части, отвечающему за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части и приобщает первый экземпляр личной карточки к личному делу военнослужащего. Ко второму экземпляру личной карточки прилагается копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в НИС); копия паспорта военнослужащего; документы, подтверждающие возникновение основания для включения военнослужащего в реестр; в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока.

Согласно п.11 Порядка личная карточка военнослужащего и документы, указанные в п.8, не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляются воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения или их отделы (далее - подразделение жилищного обеспечения) в соответствии с территориальной принадлежностью.

П.12 Порядка установлено, что подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в п. 11 Порядка, осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр.

Указанные обстоятельства полностью подтверждаются представленными в суд из войсковой части подлинниками дела с документами по НИС и "Журнала учета рапортов…", а также объяснениями Балашовой. Каких-либо оснований не доверять данным документам и показаниям представителя заинтересованного лица, а также сведениям, содержащимся в письменных доказательствах, у суда оснований не имеется.

Доводы представителя административного ответчика в обоснование своей позиции следует признать несостоятельными по вышеуказанным основаниям.

При таких данных суд считает, что Малиновский имеет право состоять в реестре участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Таким образом, решение заместителя начальника ФГКУ "Северрегионжилье", об отказе во включении Малиновского в реестр участников НИС следует признать незаконным.

С учетом установленных обстоятельств дела суд считает, что право административного истца будет восстановлено посредством возложения на начальника ФГКУ "Северрегионжилье" обязанности повторно внести Малиновского в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников НИС с указанием даты возникновения основания для включения в реестр – "ДД.ММ.ГГГГ" и направить сводный список в ДЖО.

На основании ст.103 КАС РФ суд относит к судебным расходы административного истца по уплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд в размере 300 руб.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ указанные судебные расходы подлежат возмещению с административного соответчика, осуществляющего финансово-экономическое обеспечение ФГКУ "Северрегионжилье", то есть, с 2 ФЭС.

На основании изложенного и руководствуясь ст.111, 180 и 227 КАС РФ, военный суд,

Р Е Ш И Л:

административное исковое бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Малиновского Георгия Васильевича об оспаривании решения заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, удовлетворить.

Признать незаконным решение заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, оформленное письменным уведомлением в адрес командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении Малиновского Георгия Васильевича в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно внести Малиновского Георгия Васильевича в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с указанием даты возникновения основания для включения в реестр – "ДД.ММ.ГГГГ" и направить сводный список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово – экономическая служба" в пользу Малиновского Георгия Васильевича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 (триста) руб.

Об исполнении решения суда административному ответчику в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий по делу Д.В. Ракитин