ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-326/2022 от 27.07.2022 Щигровского районного суда (Курская область)

дело № 2а-326/2022

УИД 46RS0028-01-2022-000391-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Малыхина Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Москалевой Т.С.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника Щигровского межрайонного прокурора Зайцевой А.Н.,

представителей ответчиков: УМВД России по Курской области Попова А.А., действующего на основании доверенности №30 от 08.07.2022, МО МВД России «Щигровский Самсонова И.В., действующего на основании доверенности №4 от 29.07.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ, к УМВД России по Курской области, МО МВД РФ «Щигровский» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприведении изолятора временного содержания в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Курской области, МО МВД РФ «Щигровский» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприведении изолятора временного содержания в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что в ходе проведенной 29 апреля 2022 г. проверки соблюдения МО МВД РФ «Щигровский» законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступлений, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, было установлено, что в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Щигровский» (далее по тексту ИВС МО МВД РФ «Щигровский») требования действующего законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания лиц в изоляторах временного содержания, надлежащим образом не исполняются, а именно: в помещении ИВС МО МВД РФ «Щигровский», расположенном на 1 этаже здания МО МВД РФ «Щигровский» по адресу: Курская область, г. Щигры, ул. Комсомольская, д. 32, имеется камер для содержания подозреваемых и обвиняемых, площадь которых требованиям законодательства не соответствует: камера на 4 человека площадью 11,56 кв.м., камера на 2 человека площадью 5,46 кв.м., камера на 2 человека площадью 6,6 кв.м., камера на 2 человека площадью 6,75 кв.м., камера на 2 человека площадью 5,87 кв.м. Таким образом, учитывая положения ст. 23 Федерального закона №103-Ф3, санитарная площадь камеры не соблюдена на 4,44 кв.м., камеры на 2,54 кв.м., камеры на 1,4 кв.м., камеры на 1,25 кв.м., камеры на 2,13 кв.м. В камерах содержания подозреваемых и обвиняемых условия для надлежащего естественного освещения не созданы, размеры оконных проемов не соответствуют требованиям п. 3.9 СП 12-95, что лишает возможности поступления естественного освещения. Размеры оконных проемов составляют в камере - высота 0,91 м., что на 0,29 м. меньше нормы, ширина 0,72 м., что на 0,18 м. меньше нормы; в камере - высота 0,88 м., что на 0,32 м меньше нормы, ширина 0,72 м., что на 0,18 м. меньше нормы; в камере - высота 0,88 м., что на 0,32 м меньше нормы, ширина 0,72 м., что на 0,18 м меньше нормы; в камере - высота 0,97 м., что на 0,23 м. меньше нормы, ширина на 0,72 м., что на 0,18 м. меньше нормы; в камере высота 0,94 м., что на 0,26 м. меньше нормы ширина 0,74 м., что на 0,16 м. меньше нормы.

Кроме того, в камерах содержания подозреваемых и обвиняемых санитарные узлы не отвечают требованиям приватности. В нарушение требований п. 17.16 СП 12-95 двери санитарных узлов и кабина с перегородкой отсутствуют. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку влекут нарушение прав граждан, содержащихся в ИВС, на охрану здоровья. Просил признать незаконным бездействие УМВД России по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский», выразившееся в неприведении изолятора временного содержания УМВД России по г. Курску в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; обязать УМВД по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести ИВС МО МВД РФ «Щигровский» в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: обеспечить соблюдение норм санитарной площади в камере на 1 человека не менее 4 кв.м.; создать условия для естественного освещения в камерах изолятора № посредством установки оконных проемов в соответствии с требованиями СП 12-95; - обеспечить соблюдение в камерах изолятора № требований приватности к санитарным узлами, установив двери и перегородку высотой не менее 1 м.

В судебном заседании представитель административного истца Зайцева А.Н. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила признать незаконным бездействие УМВД России по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский», выразившееся в неприведении изолятора временного содержания УМВД России по г. Курску в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; обязать УМВД по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести ИВС МО МВД РФ «Щигровский» в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: обеспечить соблюдение норм санитарной площади в камере на 1 человека (не менее 4 кв.м.); создать условия для естественного освещения в камерах изолятора № посредством установки оконных проемов в соответствии с требованиями СП 12-95; - обеспечить соблюдение в камерах изолятора № требований приватности к санитарным узлами, установив двери и перегородку высотой не менее 1 м.

Представители административных ответчиков – УМВД России по Курской области Попов А.А., МО МВД России «Щигровский» Самсонов И.В. в судебном заседании административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора признали частично, представив в судебное заседание письменные возражения относительного административного иска. Указали на обоснованность требований об увеличении высоты перегородок санитарных узлов, и уменьшении количества задержанных и содержащихся под стражей лиц для соответствия нормам 4 кв.м. на 1 человека.

Выслушав объяснения административного истца, административных ответчиков, свидетеля ФИО1, исследовав представленные в материалы дела документальные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон №103-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона №103-Ф3 содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона №103-Ф3 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В соответствии со ст.23 Федерального закона №103-Ф3 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона №103-Ф3 норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России (СП 12-95 - Свод правил. Санитарные правила. Принят и введен в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 №1-95, одобрен письмом Минстроя России от 16.05.1995 № 4-13/167) (далее СП 12-95) определены требования к расположению и оборудованию помещений специализированных учреждений милиции.

Согласно п. 3.9 СП 12-95 естественное освещение необходимо предусматривать во всех помещениях с постоянным пребыванием людей.

Естественное освещение в камерах, палатах, карцерах, изоляторах, медицинских изоляторах следует принимать согласно требованиям СНиП. При этом отношении площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС и специальных приемниках должны составлять не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине (п. 17.11). Оконные переплеты в камерах, изоляторах и палатах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками. Низ оконных проемов в камерах и изоляторах ИВС и специальных приемников должен быть на высоте не менее 1,5 м от уровня пола (п. 17.12).

В соответствии с п. 17.16 СП 12-95 унитазы в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м. от пола санитарного узла.

В соответствии с приказом УМВД России по Курской области от 19.09.2017 № 627, МО МВД РФ «Щигровский» входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел по Курской области.

МО МВД РФ «Щигровский» является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансирование Отдела осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Курской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 Положения за МО МВД РФ «Щигровский» в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.

В соответствии с Положением об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Щигровский», утвержденным Приказом МО МВД РФ «Щигровский» от 28.06.2021 № 249, изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Щигровский» является структурным подразделением МО МВД РФ «Щигровский».

В ходе судебного разбирательства установлено, что 29.04.2022 Щигровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания подозреваемых, обвиняемых в ИВС МО МВД России «Щигровский», в ходе которой установлено, что ИВС МО МВД России «Щигровский» расположен на 1 этаже административного здания, 1970 года постройки, по адресу: Курская область, г. Щигры, ул. Комсомольская, д. 32. Общая площадь ИВС составляет 91,84 кв.м. Установлены факты несоблюдения норм санитарной площади, определенных ст. 23 Федерального закона №1ОЗ-ФЗ (не менее 4 кв.м.). В помещении ИВС МО МВД России «Щигровский» имеется камер для содержания подозреваемых и обвиняемых: камера на 4 человека площадью 11,56 кв.м.; камера на 2 человека площадью 5,46 кв.м.; камера на 2 человека площадью 6,6 кв.м.; камера на 2 человека площадью 6,75 кв.м.; камера на 2 человека площадью 5,87 кв.м. Каждая камера оборудована двухъярусными кроватями, столом, тумбочкой, санузлом, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, вешалкой для верхней одежды, светильниками ночным и дневным, урной для мусора. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в части требований, предъявляемых к помещениям ИВС МО МВД России «Щигровский», в которых содержатся задержанные лица. Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России (СП 12-95-Свод правил. Санитарные правила. Принят и введен в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 №1-95, одобрен письмом Минстроя России от 16.05.1995 №4-13/167) (далее СП 12-9. - определены требования к расположению и оборудованию помещений специализированных учреждений милиции. Согласно п. 3.9 СП 12-95 естественное освещение необходимо предусматривать во всех помещениях с постоянным пребыванием людей. Естественное освещение в камерах, палатах, карцерах, изоляторах, медицинских изоляторах следует принимать согласно требованиям СНиП. При этом отношение площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС специальных приёмниках должны составлять не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине (п. 17.11). Кроме того, в камерах содержания подозреваемых и обвиняемых санитарные узлы не отвечают требованиям приватности. В нарушение требований п. 17.16 СП 12-95 двери санитарных узлов и отдельная кабина отсутствуют. Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного - содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 №950, камеры ИВС должны быть оборудованы- кнопками вызова дежурного. Проведенной проверкой установлено, что выполнение вышеуказанных - требований действующего законодательства в ИВС МО МВД России «Щигровский» надлежащим образом не обеспечено. В камерах содержания подозреваемых и обвиняемых условия для надлежащего естественного освещения не созданы, размеры оконных проемов не соответствуют требованиям п.3.9 СП 12-95, что лишает возможности - поступления естественного освещения. Размеры оконных проемов составляют: в камере ,91 м. на 0,72 м. (площадь 11,56 кв.м.); в камере ,88 м. на 0,72 м. (площадь 5,46 кв.м.); в камере ,88 м. на 0,72 м. (площадь 6,6 кв.м.), в камере ,97 м. на 0,72 м. (площадь 6,75 кв.м.), в камере ,94 м. на 0,74 м. (площадь 5,8 кв. м).

В октябре 2021 г. прокурором в адрес начальника МО МВД России «Щигровский» было внесено представление об устранении выявленных нарушений, согласно ответу на которое, во исполнение недостатков, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства при содержании граждан в изоляторе временного содержания с ОБУЗ «Щигровская ЦРБ» заключен договор безвозмездного оказания услуг проведения медицинских профилактических осмотров подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Щигровский» (договор от ДД.ММ.ГГГГ). Приведение в соответствие с требованиями приватности санитарных узлов и установка дверей будет произведена за счет лимитов бюджетных обязательств (текущий ремонт), доведенных на 2022 год. Приведение в соответствие с требованиями уровня естественного освещения, а именно увеличение размеров оконных проемов, возможно при проведении капитального ремонта. На данный момент подготавливается дефектная ведомость и необходимый пакет документов с последующим их направлением в тыл УМВД России по Курской области с целью доведения лимитов бюджетных обязательств на капитальный ремонт.

Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных Федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Таким образом, цели прокурорского надзора заключаются в выявлении фактов нарушения законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; принятии мер к устранению обнаруженных нарушений законов; привлечении к ответственности виновных должностных лиц; восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом 21 Положения МО МВД России «Щигровский», утвержденного приказом УМВД России по Курской области от 19.09.2017 г. № 527, МО МВД России «Щигровский» по Курской области обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дели лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Допрошенный в судебном заседании свидетель – начальник ИВС МО МВД России «Щигровский» ФИО1 суду пояснил, что в камерах ИВС МО МВД России «Щигровский» планируется содержание задержанных по одному либо по два человека, так как больше не позволяет площадь. Также пояснил, что санитарные узлы в камерах расположены так, что установка дверей будет препятствовать обзору и привести к нападению содержащихся в ИВС на его охрану.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Поскольку данные факты являются нарушением законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, суд, принимая во внимание, что срок для выполнения данных мероприятий должен быть разумным и достаточным, учитывая, необходимые меры безопасности, что содержаться лица будут по одному или двое в камерах, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на УМВД по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский» обязанности привести ИВС МО МВД России «Щигровский» в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: обеспечить соблюдение норм санитарной площади в камере на 1 человека (не менее 4 кв.м.); создать условия для естественного освещения в камерах изолятора № посредством установки оконных проемов в соответствии с требованиями СП 12- 95; - обеспечить соблюдение в камерах изолятора № требований приватности к санитарным узлами, установив перегородку высотой не менее 1 м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Щигровского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие УМВД России по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский», выразившееся в неприведении изолятора временного содержания УМВД России по г. Курску в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Обязать УМВД по Курской области и МО МВД РФ «Щигровский» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести ИВС МО МВД России «Щигровский» в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: обеспечить соблюдение норм санитарной площади в камере на 1 человека (не менее 4 кв.м.); создать условия для естественного освещения в камерах изолятора № посредством установки оконных проемов в соответствии с требованиями СП 12- 95; - обеспечить соблюдение в камерах изолятора № требований приватности к санитарным узлами, установив перегородку высотой не менее 1м.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Щигровский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме - 10 августа 2022 г.

Председательствующий судья Ю.В. Малыхин