ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3270/2021 от 17.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 17 февраля 2022 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Вязовик А.Р.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца адвоката Ганиева М.А.,

представителя административного истца адвоката Пряничникова Е.В.,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-354/2022 (2а-3270/2021) по административному исковому заявлению ФИО1 к Нижнетагильской городской Думе Седьмого созыва о признании незаконными решения Нижнетагильской городской Думы о назначении публичных слушаний, протокола публичных слушаний и решения участников публичных слушаний,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что Решением Нижнетагильской городской думы № 48 от 28.10.2021 назначены публичные слушания по проекту решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» на 15.11.2021 (приложение № 1 к Решению Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48).

Указанным проектом было предусмотрено внесение изменений в ст. 20 Устава города Нижний Тагил, а именно: уменьшить количество депутатов до 27 (п. 2 Устава) и заменить существующую избирательную систему на мажоритарную (п. 2.1 Устава).

Жителям города Нижний Тагил этим же решением было предоставлено право в срок до 16:00 часов ДД.ММ.ГГГГ передать в Нижнетагильскую городскую Думу свои предложения относительно готовящихся изменений в Уставе.

ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по обсуждению данного проекта.

Административный истец полагает, что Решение Нижнетагильской городской думы № 48 от 28.10.2021 и принятые в ходе публичных слушаний документы нарушают его права и законные интересы, а итоговый протокол общественных слушаний не соответствует действительности, поскольку из протокола следует, что ДД.ММ.ГГГГ обсуждались также и другие проекты изменений в Устав: первый был предложен депутатом ФИО3, второй - Главой города Нижний Тагил ФИО4. При этом в протоколе указано, что проект депутата ФИО3 внесен председателем Счетной палаты города Нижний Тагил ФИО5, а проект Главы города Нижний Тагил ФИО4 внесен первым заместителем Главы Администрации города Нижний Тагил ФИО6

Таким образом, на обсуждение было предложено несколько проектов изменений в Устав города, хотя изначально для обсуждения планировался лишь один проект изменений.

Из видеозаписи публичных слушаний не следует, что на обсуждение выносились также проекты ФИО3 - ФИО5 и ФИО4 - ФИО6

Ссылаясь на п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 8 Положения об организации и проведении публичных слушаний на территории городского округа Нижний Тагил, административный истец считает, что в изначальном Решении о назначении публичных слушаний должны быть указаны все предлагаемые к обсуждению вопросы, то есть и проекты ФИО3 - ФИО5 и ФИО4 - ФИО6 Кроме того, ведущий публичных слушаний должен был также указать на все предлагаемые к обсуждению вопросы, к которым непосредственно относятся указанные проекты.

Вынесенное на обсуждение предложение заместителя председателя Нижнетагильской городской Думы ФИО7 было оформлено в итоговом протоколе в надлежащем виде и из него понятно, с каким предложением он обратился. В то же время предложения ФИО3 - ФИО5 и ФИО4 - ФИО6 так оформлены не были, несмотря на необходимость включения предложений и рекомендаций в итоговый протокол публичных слушаний согласно п. 11 ст. 8 Положения

Кроме того, оспариваемым Решением № 48 от 28.10.2021 подача предложений по проекту изменений в Устав была ограничена датой публикация Решения № 48 от 28.10.2021 в газете «Тагильский рабочий» - 29.10.2021 и сроком окончания принятия письменных предложений – 12.11.2021.

Однако оба названных предложения были поданы ещё до принятия оспариваемого Решения № 48 от 28.10.2021.

В связи с этим административный истец считает, что проектов изменений в Устав, предложенных депутатом ФИО3 и Главой города Нижний Тагил ФИО4 не существует, а в итоговом протоколе указана недостоверная информация, поскольку жители города не обсуждали проекты ФИО3 - ФИО5 и ФИО4 - ФИО6, и не голосовали за них.

Согласно итоговому протоколу, голосование за проект изменений в Устав города, предложенный депутатом ФИО3, за проект изменений, предложенный Главой города Нижний Тагил ФИО4, за проект изменений, предложенный ФИО7, проходило единоразово: одобрили изменения 178 человек, возражали против них - 46, воздержались от голосования - 31.

Таким образом, голосование за принятие всех перечисленных вариантов проекта, за внесение в один из них (неизвестно какой) изменений было проведено за один раз. Такой порядок по мнению административного истца является незаконным.

Административный истец считает, что имеется противоречие в количестве голосовавших жителей. Так, в Решении участников публичных слушаний по результатам обсуждения проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021 указано, что на слушаниях присутствовал 251 житель города.

Однако согласно итоговому протоколу за предложения ФИО3, ФИО4, ФИО7 всего проголосовало 255 человек, то есть на 4 человека больше чем зарегистрировалось на публичные слушания.

Таким образом в нарушение п. 4 ст. 5 и п. 1 ст. 8 Положения об организации и проведении публичных слушаний в голосовании принимали участие незарегистрированные в установленном порядке лица.

По мнению административного истца проведение публичных слушаний по обсуждению спорных вопросов было изначально незаконно инициировано Нижнетагильской городской Думой, поскольку в силу п. 4 ст. 6 Избирательного кодекса Свердловской области на муниципальных выборах в представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 26 и более депутатов применяется смешанная система выборов, при которой не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 26 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

В то же время предлагаемые изменения в Устав города Нижний Тагила предполагали избрание всех 27 депутатов на основе мажоритарной избирательной системы, что противоречит Избирательному кодексу Свердловской области и административный ответчик, руководствуясь действующими нормами права, не должен был инициировать обсуждение данного проекта изменений в Устав города Нижний Тагил.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит признать незаконными:

- решение Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48 в части назначения публичных слушаний по проекту Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил»;

- итоговый протокол публичных слушаний по обсуждению проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021;

- решение участников публичных слушаний по результатам обсуждения проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представители Ганиев М.А. и ФИО8 поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях относительно заявленных требований.

В возражениях представитель административного ответчика, ссылаясь на положения статьей 28, 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Положение о публичных слушаниях на территории городского округа Нижний Тагил, утвержденное Решением Нижнетагильской городской Думы от 30.06.2021 № 23, указала, что нарушений порядка проведения публичных слушаний не было, а права административного истца не нарушены.

Кроме того, после проведения публичных слушаний, их результаты были рассмотрены на заседании Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2021, где было принято решение № 50-П «Об итогах проведения публичных слушаний по проекту Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил».

На заседании Нижнетагильской городской Думы от 09.12.2021 принято Решение Нижнетагильской городской Думы № 60 от 09.12.2021 «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил», которое зарегистрировано Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований Свердловской области, и ему присвоен государственный регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Согласно ст. 25 указанного Федерального закона под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

Согласно ч. 5 ст. 25 Закона порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 6, 7 Федерального закона).

На публичные слушания обязательно выносятся проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Отношения, связанные с порядком организации и проведения публичных слушаний в городе Нижний Тагил регулируются Положением о публичных слушаниях на территории городского округа Нижний Тагил, утвержденные Решением Нижнетагильской городской Думы от 30.06.2021 № 23 (далее - Положение)

В соответствии со статьей 5 Положения публичные слушания, проводимые по инициативе городской Думы, назначаются городской Думой и оформляются Решением.

В Решении о назначении публичных слушаний указываются в том числе тема публичных слушаний, организаторы публичных слушаний, сроки и место подачи письменных предложений и замечаний по вопросу публичных слушаний, заявок на участие в публичных слушаниях, о сроках проведения публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях, о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний.

В соответствии пунктом 2 статьи 44 Устава города Нижний Тагил субъектами правотворческой инициативы по внесению в городскую Думу проекта Устава города, муниципального правового акта о внесении изменений в Устав города являются депутаты, Глава города, Счетная палата, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, органы прокуратуры.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) депутатом Нижнетагильской городской Думы ФИО3 в адрес Нижнетагильской городской Думы был направлен проект нормативного правового акта «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил». Внесение данных изменений было связано с изменениями в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

21.10.2021 (вх. № 1388) Глава города Нижний Тагил ФИО4 внес в Нижнетагильскую городскую Думу проект Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил». Данные изменения касались изменений количества депутатов городской Думы и избирательной системы выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы.

Во внесенном Главой города проекте решения предлагалось изложить пункты 2 и 2.1 статьи 20 Устава города Нижний Тагил в следующей редакции:

«пункт 2. Городская Дума состоит из 27 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Пункт 2.1. 27 депутатов городской Думы избираются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории города Нижний Тагил».

Рассмотрев указанные проекты решений, постоянная комиссия по местному самоуправлению, общественной безопасности и информационной политике Нижнетагильской городской Думы своим решением № 3 от 25.10.2021 решила предложить Председателю Нижнетагильской городской Думы включить в повестку дня очередного заседания Думы вопрос о назначении публичных слушаний по проекту Решения Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» и рекомендовать назначить публичные слушания на 15.11.2021.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48 «О назначении публичных слушаний по проекту Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» (далее - Решение) публичные слушания были назначены на ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов по адресу: <адрес>, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний по проекту Решения был назначен Председатель городской Думы ФИО3 Решение о назначении публичных слушаний вместе с проектом Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» официально опубликовано и размещено в газете «Тагильский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ (25179) стр. 7.

В Решении также было указано о приеме предложений жителей по проекту Решения Нижнетагильской городской Думы «О несении изменений в Устав города Нижний Тагил» до 16:00 часов ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, кабинет .

Порядок учета предложений по проекту Устава город Нижний Тагил, муниципального правого акта Нижнетагильской городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав города Нижний Тагил и участия граждан в его обсуждении, утвержденный Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.09.2016 № 51 опубликован одновременно с проектом решения о внесении изменений в Устав города Нижний Тагил.

С просьбой о предоставлении слова на публичных слушаниях обратились:

ДД.ММ.ГГГГ - депутат Нижнетагильской городской Думы ФИО9,

ДД.ММ.ГГГГ - первый заместитель Главы Администрации города ФИО6,

ДД.ММ.ГГГГ - Председатель Счетной палаты города Нижний Тагил ФИО5,

ДД.ММ.ГГГГ - ФИО1, являющийся административным истцом по настоящему делу,

ДД.ММ.ГГГГ - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО10,

ДД.ММ.ГГГГ - депутат Нижнетагильской городской Думы ФИО11,

ДД.ММ.ГГГГ – заместитель председателя Общественной палаты города Нижний Тагил ФИО12,

ДД.ММ.ГГГГ – заместитель председателя Нижнетагильской городской Думы ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ в Нижнетагильскую городскую Думу поступили предложения по проекту Устава от ФИО1 (вх. 1496), в которых содержалось предложение об отмене пп. 4.2 п. 3 ст. 21 Устава относительно избрания Главы города, а также предложение об отмене п.п. «б» п. 1 Приложения №1 к Решению Думы от 28.10.2021 № 48 об установлении числа депутатов в количестве 27 человек ввиду нарушения ст. 6 Избирательного кодекса Свердловской области.

ДД.ММ.ГГГГ в Нижнетагильскую городскую Думу поступили предложения по проекту Устава от ФИО13 (вх. 1499), в которых содержалось предложение о внесении изменений в пункт 2 статьи 26 Устава по вопросу избрания Главы города.

ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. Председателя Нижнетагильской городской Думы ФИО7 поступило письмо Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области № 66/01-18615 от 12.11.2021, в котором со ссылками на пункт 4 статьи 6 Избирательного кодекса Свердловской области было указано, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 26 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. В связи с этим избирательная система, на основе которой будут избираться, депутаты Нижнетагильской городской Думы не соответствует виду избирательной системы, предусмотренной Избирательным кодексом Свердловской области.

Указанным письмом предложено учесть замечания при рассмотрении и принятии проекта решения о внесении изменений в Устав города.

ДД.ММ.ГГГГ в Нижнетагильскую городскую Думу поступили предложения депутата ФИО14 (вх. 1537) по проекту Устава с учетом вышеуказанных замечаний, в которых содержалась поправка, предусматривающая установление 25, а не 27 депутатов городской Думы.

Табличная форма предложений по проекту Устава, внесенных ФИО1 и ФИО14, соответствует форме, предусмотренной Порядком учета предложений по проекту Устава город Нижний Тагил, муниципального правого акта Нижнетагильской городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав города Нижний Тагил и участия граждан в его обсуждении, утвержденном Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.09.2016 № 51.

Согласно итоговому протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, при обсуждении проекта Решения Нижнетагильской городской Думой «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил», выступившие в ходе слушаний депутаты Нижнетагильской городской Думы ФИО7, ФИО9, ФИО15, ФИО11, председатель Нижнетагильского местного отделения Ассоциации юристов России ФИО12, председатель ТОС «Удачный» ФИО16 рекомендовали поддержать проект Решения Думы.

В результате состоявшегося голосования в поддержку проекта Решения Думы проголосовало «За» - 178 человек, «Против» - 46 человек, «Воздержалось» - 31 человек. Всего 255 голосов.

Предложение ФИО1 об отмене пункта об отмене п.п. «б» п. 1 проекта Решения Думы поддержали выступившие в ходе публичных слушаний депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО10, сам ФИО1, а также житель города Нижний Тагил ФИО17

В результате состоявшегося голосования в поддержку предложения ФИО1 проголосовало «За» - 37 человек, «Против» - 145 человек, «Воздержалось» - 49 человек. Всего 231 голос.

По итогам обсуждений также состоялось голосование по окончательному решению участников публичных слушаний, в ходе которого в поддержку проекта Решения Думы с учетом предложения ФИО7 об изменении в проекте Решения слов «27 депутатов» словами «25 депутатов» проголосовало «За» - 207 человек, «Против» - 35 человек, «Воздержалось» - 7 человек. Всего 249 голосов. Участники публичных слушаний решили направить решение и протокол с предложениями и рекомендациями участников публичных слушаний в городскую Думу.

Решение участников публичных слушаний по результатам обсуждений проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021 и Итоговый протокол публичных слушаний по обсуждению проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021 были опубликованы в газете «Тагильский рабочий» от 19.11.2021 № 131 (25168) стр. 4.

Решением Нижнетагильской городской Думы № 50-П от 25.11.2021 «Об итогах проведения публичных слушаний по проекту Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» было решено принять к сведению решение участников публичных слушаний и протокол публичных слушаний. Постоянной комиссии Нижнетагильской городской Думы по местному самоуправлению, общественной безопасности и информационной политике было предписано подготовить и внести на ближайшее заседание Нижнетагильской городской Думы проект Решения.

Решение Нижнетагильской городской Думы № 50-П от 25.11.2021 было опубликовано в газете «Тагильский рабочий» от 01.12.2021 № 135 (25190) стр. 10.

Решением Нижнетагильской городской Думы № 60 от 09.12.2021 были приняты изменения в Устав города Нижний Тагил, предусматривающие уменьшение количества депутатов Думы до 25 человек и установление мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

13.01.2022 Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области уведомило Главу города Нижний Тагил о включении 12.01.2022 в государственный реестр уставов муниципальных образований Свердловской области Решения Нижнетагильской городской Думы № 60 от 09.12.2021, государственном регистрационном номере муниципального правового акта RU , и размещении текста муниципального правового акта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Решение Нижнетагильской городской Думы № 60 от 09.12.2021 «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» было опубликовано в газете «Тагильский рабочий» от 19.01.2022 № 5 (25209) стр. 80.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд считает, что поскольку в силу положений статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение публичных слушаний по проекту муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования являлось обязательным, оспариваемое административным истцом Решение Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48 о назначении публичных слушаний является законным.

Кроме того, данное решение не нарушает никаких прав ФИО1, поскольку носит по своей сути распорядительный характер, указывая на место, время и повод для проведения публичных слушаний.

Доводы административного истца о вынесении на публичные слушания нескольких проектов изменений в Устав города, суд находит несостоятельными.

Как видно из обстоятельств дела два проекта изменений по разным вопросам действительно были внесены 19.10.2021 и 21.10.2021 и рассмотрены 25.10.2021 постоянной комиссией по местному самоуправлению, общественной безопасности и информационной политике Нижнетагильской городской Думы.

При этом в пункте 1 решения № 3 от 25.10.2021 предложено Председателю Нижнетагильской городской Думы включить в повестку дня очередного заседания Думы вопрос о назначении публичных слушаний по проекту Решения Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» и

В свою очередь в пункте 2 решения рекомендовано назначить публичные слушания по проектам Решений Думы на 15.11.2021.

Суд считает, что употребление в пункте 1 решения наименования вопроса о назначении публичных слушаний по проекту Решения Думы, где слово «Решение» употребляется в единственном числе указывало на возможность вынесения на публичные слушания единого проекта Решения, включающего в себя текст обоих проектов.

При сопоставлении между собой проектов Решений Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил», внесенных 19.10.2021 депутатом Нижнетагильской городской Думы ФИО3 и 21.10.2021 Главой города Нижний Тагил ФИО4 с проектом Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил», который являлся приложением к оспариваемому Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48, судом установлено, что предлагаемые изменения в пункты 2 и 2.1 статьи 20 и пункты 3, 4, 5 и 11 статьи 30 Устава города являются тождественными.

В свою очередь другой проект изменений, внесенный депутатом ФИО3 был связан с деятельностью контрольно-счетных органов и имел целью приведение в соответствие Устава города в соответствие нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как видно из содержания данного проекта, предложения о внесении изменений в пункты 3-5 и дополнении пунктом 11 статьи 30 Устава города воспроизводят положения части 8 статьи 3, статьи 5, пунктов 6-10 статьи 6, статьи 20.1 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ).

Доводы административного истца об отличающемся количестве лиц, проголосовавших во время публичных слушаний и лиц, зарегистрировавшихся на публичные слушания, на решение суда по делу не влияют.

Действительно из итогового протокола следует, что на публичные слушания зарегистрировалось 251 лицо.

В то же время суммирование количества голосов в поддержку проекта составило 255 голосов.

Изучив содержание листов регистрации лиц, участвующих в публичных слушаниях, суд установил, что в них были зарегистрированы нижеперечисленные лица в количестве 255 человек, из которых одна фамилия была зачеркнута.

1.

ФИО18

2.

ФИО19

3.

ФИО20

4.

ФИО21

5.

ФИО22

6.

ФИО23

7.

ФИО24

8.

ФИО25

9.

ФИО26

10.

ФИО27

11.

ФИО28

12.

ФИО7

13.

ФИО29

14.

ФИО30

15.

ФИО31

16.

ФИО32

17.

ФИО33

18.

ФИО9

19.

ФИО34

20.

ФИО35

21.

ФИО36

22.

ФИО17

23.

ФИО37

24.

ФИО38

25.

ФИО39

26.

ФИО2

27.

ФИО40

28.

ФИО41

29.

ФИО42

30.

ФИО43

31.

ФИО44

32.

ФИО45

33.

ФИО46

34.

ФИО47

35.

ФИО48

36.

ФИО49

37.

ФИО50

38.

Ганиев М.А.

39.

ФИО51

40.

ФИО12

41.

ФИО52

42.

ФИО53

43.

ФИО54

44.

ФИО55

45.

ФИО56

46.

ФИО57

47.

ФИО58

48.

ФИО59

49.

ФИО60

50.

ФИО6

51.

ФИО61

52.

ФИО62

53.

ФИО63

54.

ФИО64

55.

ФИО65

56.

ФИО66

57.

ФИО67

58.

ФИО68

59.

ФИО69

60.

ФИО70

61.

ФИО71

62.

ФИО72

63.

ФИО73

64.

ФИО13

65.

ФИО74

66.

ФИО75

67.

ФИО76,

68.

ФИО77

69.

ФИО78

70.

ФИО79

71.

ФИО80

72.

ФИО81

73.

ФИО82

74.

ФИО83

75.

ФИО84

76.

ФИО85

77.

ФИО86

78.

ФИО87

79.

ФИО88

80.

ФИО89

81.

ФИО90

82.

ФИО91

83.

ФИО92

84.

ФИО93

85.

ФИО94

86.

ФИО95

87.

ФИО96

88.

ФИО97

89.

ФИО98

90.

ФИО99

91.

ФИО100

92.

ФИО101

93.

ФИО102

94.

ФИО103

95.

ФИО104

96.

ФИО105

97.

ФИО106

98.

ФИО107

99.

ФИО108

100.

ФИО109

101.

ФИО110

102.

ФИО111

103.

ФИО112

104.

ФИО113

105.

ФИО114

106.

ФИО115

107.

ФИО116

108.

ФИО117

109.

ФИО118

110.

ФИО119

111.

ФИО120

112.

ФИО121

113.

ФИО122

114.

ФИО123

115.

ФИО124

116.

ФИО125

117.

ФИО126

118.

ФИО127

119.

ФИО128

120.

ФИО129

121.

ФИО130

122.

ФИО131

123.

ФИО132

124.

ФИО133

125.

ФИО134

126.

ФИО135

127.

ФИО136

128.

ФИО137

129.

ФИО138

130.

ФИО139

131.

ФИО140

132.

ФИО141

133.

ФИО142

134.

ФИО143

135.

ФИО144

136.

ФИО145

137.

ФИО146

138.

ФИО147

139.

ФИО148

140.

ФИО149

141.

ФИО150

142.

ФИО151

143.

ФИО152

144.

ФИО153

145.

ФИО154

146.

ФИО155

147.

ФИО156

148.

ФИО157

149.

ФИО158

150.

ФИО159

151.

ФИО160

152.

ФИО161

153.

ФИО162

154.

ФИО163

155.

ФИО164

156.

ФИО165

157.

ФИО166

158.

ФИО167

159.

ФИО168

160.

ФИО169

161.

ФИО170

162.

ФИО171

163.

ФИО172

164.

ФИО173 (зачеркнуто)

165.

ФИО174

166.

ФИО175

167.

ФИО176

168.

ФИО177

169.

ФИО178

170.

Пряничников Е.В.

171.

Разумов Р..А.

172.

ФИО180

173.

ФИО3

174.

ФИО181

175.

ФИО182

176.

ФИО183

177.

ФИО184

178.

ФИО185

179.

ФИО186

180.

ФИО187

181.

ФИО188

182.

ФИО189

183.

ФИО190

184.

ФИО191

185.

ФИО192

186.

ФИО193

187.

ФИО194

188.

ФИО195

189.

ФИО196

190.

ФИО197

191.

ФИО198

192.

ФИО199

193.

ФИО200

194.

ФИО201

195.

ФИО202

196.

ФИО203

197.

ФИО204

198.

ФИО205

199.

ФИО206

200.

ФИО207

201.

ФИО208

202.

ФИО15

203.

ФИО209

204.

ФИО210

205.

ФИО211

206.

ФИО212

207.

ФИО213

208.

ФИО214

209.

ФИО215

210.

ФИО1

211.

ФИО216

212.

ФИО217

213.

ФИО218

214.

ФИО219

215.

ФИО220

216.

ФИО221

217.

ФИО222

218.

ФИО223

219.

ФИО224

220.

ФИО225

221.

ФИО226

222.

ФИО227

223.

ФИО228

224.

ФИО229

225.

ФИО230

226.

ФИО231

227.

ФИО232

228.

ФИО233

229.

ФИО234,

230.

ФИО235

231.

ФИО236

232.

ФИО237

233.

ФИО238

234.

ФИО239

235.

ФИО240

236.

ФИО241

237.

ФИО242

238.

ФИО243

239.

ФИО244

240.

ФИО245

241.

ФИО246

242.

ФИО247

243.

ФИО248

244.

ФИО249

245.

ФИО250

246.

ФИО251

247.

ФИО252

248.

ФИО253

249.

ФИО254

250.

ФИО255

251.

ФИО256

252.

ФИО257

253.

ФИО258

254.

ФИО259

255.

ФИО260

Таким образом, количество лиц, внесенных в списки, совпадает с суммарным числом голосов.

В любом случае разность в 4 человека, даже если она имеется, никаким образом не может влиять на результат выявленного мнения населения в ходе публичных слушаний.

Упоминание в итоговом протоколе субъектов внесения предложений по проекту Решения Думы, которые обсуждались на публичных слушаниях в виде проекта (ФИО261, ФИО4, ФИО5, ФИО262, ФИО7, ФИО1) не ставит под сомнение характер вопроса, обсуждавшегося на публичных слушаниях, что также видно и из расшифровки выступлений участников публичных слушаний представленных административным истцом.

При сопоставлении между собой проектов Решений Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил», внесенных 19.10.2021 депутатом Нижнетагильской городской Думы ФИО3 и 21.10.2021 Главой города Нижний Тагил ФИО4 с проектом Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил», который являлся приложением к оспариваемому Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48, судом установлено, что предлагаемые изменения в пункты 2 и 2.1 статьи 20 и пункты 3, 4, 5 и 11 статьи 30 Устава города являются тождественными.

Суд отмечает, что итоговый протокол публичных слушаний по обсуждению проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021 и решение участников публичных слушаний по результатам обсуждения проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021 не являются решениями органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые порождают какие-либо правовые последствия.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Согласно ч. 1 ст. 3 Положения о публичных слушаниях на территории городского округа Нижний Тагил, утвержденного Решением Нижнетагильской городской Думы от 30.06.2021 № 23 результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для городской Думы и Главы города, то есть по своей сути не несут в себе властного характера, порождающего возникновение каких-либо прав и обязанностей у административного истца или других лиц.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка проведения публичных слушаний, предусмотренного нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, а имеющееся разночтение в количестве участников слушаний не повлияло на право административного истца ФИО1 от своего имени выразить мнение по рассматриваемому проекту путем подачи замечаний, а также путем непосредственного выступления, что и является целью проведения публичных слушаний.

В случае нарушения процедуры проведения публичных слушаний это может являться основанием для оспаривания решения Нижнетагильской городской Думы, принятого с учетом результатов предварительных слушаний.

Таким образом заинтересованное лицо вправе оспорить не результаты публичных слушаний, а принятый на их основании акт органа власти, при этом в рамках дела об оспаривании такого акта органа власти могут быть проверены и доводы о недействительности публичных слушаний.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Результатом рассмотрения административного дела в случае удовлетворения административного иска о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является обязание лица, принявшего такие решение или совершившего такие действия, по совершению действий на восстановление нарушенных прав административного истца.

Из содержания административного искового заявления и выступлений административного истца и его представителей в судебном заседании не следует, что какие-либо права истца подлежат восстановлению в результате рассмотрения данного дела.

Таким образом оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Суд считает, что, заявляя административные исковые требования об оспаривании результатов публичных слушаний, административный истец ФИО1 фактически желает оспорить решение представительного органа местного самоуправления об изменении количества депутатов и способа формирования депутатского корпуса.

В то же время по настоящему делу само решение Нижнетагильской городской Думы о внесении изменений в Устав города в части изменения количества депутатов и способа их выборов административным истцом не оспаривается и не может оспариваться, поскольку в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматривают в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными Решения Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2021 № 48 «О назначении публичных слушаний по проекту Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» в части назначения публичных слушаний, итогового протокола публичных слушаний и решения участников публичных слушаний по обсуждению проекта Решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижний Тагил» от 15.11.2021 отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2022 года.

Судья Луценко В.В.