ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3271/2021 от 29.07.2021 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи - Катбамбетова М.И.,

при секретаре судебного заседания - ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» по доверенности ФИО4, представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1, обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение.

В обосновании административного искового заявления истец указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание, общей площадью 153,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с к/н Строение расположено на земельном участке с к/н. , площадью 600 кв.м., находящемся у него в аренде. Фактически строение по планировке является индивидуальным жилым домом, он проживает в строении с женой и четырьмя детыми постоянно. ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» обратился в Майкопский городской суд РА с исковым заявлением к нему об обязании его привести в надлежащий вид земельный участок, путем его использования в соответствии с разрешенным видом - для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Управление с заявлением о переводе вышеуказанного нежилого помещения в жилое в целях использования помещения в качестве индивидуального жилого дома. Однако, ответчиком было вынесено решение об отказе ввиду несоблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, в частности не соблюдения минимальных отступов от границ земельных участков и расстояния до красной линии улиц/проездов от жилых зданий.

Просит суд, признать отказ Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» в переводе нежилого здания (хозпостройки) с кадастровым в жилое помещение – незаконным. Признать нежилое здание, общей площадью 153,4 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, жилым домом, пригодным для постоянного проживания. Возложить на Управление обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных его интересов путем принятия решения о переводе нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 153,4 кв.м. в жилое в целях использования помещения в качестве индивидуального жилого дома.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании подержал заявленные административные исковые требования и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании также полагала требования не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав стороны по делу, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в частях 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет следующие обстоятельства, обязанность доказывания которых возлагается на орган, принявший оспариваемое решение:

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Частями 4, 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Соответствующий орган, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно пункту 1.7.1. Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, как собственник нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 153,4 кв.м, обратился в Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» с заявлением о переводе данного помещений в жилое, в целях использования помещения в качестве индивидуального жилого дома.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» отказано ФИО1 в переводе нежилого помещения в жилое помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ: несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения, а именно, перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности. Не соблюдены требования, предусмотренные ст. 43 «Правил землепользования и застройки <адрес> муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. -рс.

Согласно зонированию территории <адрес>, предусмотренному «Правилами землепользования и застройки <адрес> муниципального образования «<адрес>», земельный участок по <адрес> в <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома относится к зоне Ж-1Б/1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птиц). Градостроительным регламентом зоны Ж-1Б/1 предусмотрены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальные отступы от границ земельных участков - 3м., расстояние до красной линии улиц/проездов от жилых о общественных зданий 5м/3м. Согласно представленной истцом документации данные нормы не соблюдаются.

Нарушение данных отступов от границ соседних земельных участков, может нарушать имущественные права и законные интересы третьих лиц, что не может быть устранено в порядке обжалования действий органа местного самоуправления по КАС.

Более того, согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 4 указанной нормы земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Также суд учитывает, что согласно решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Комитета по управлению имуществом МО <адрес> к ФИО1 о понуждении приведения земельного участка в соответствие с его целевым назначением, постановлено: «Обязать ФИО1, собственными силами и за свой счет привести земельный участок с кадастровым номером по адресу : <адрес>, в соответствии с его целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Более того, в качестве невозможности признания ответа административного ответчика незаконным, суд также учитывает, что ФИО1, при обращении в Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» с заявлением о переводе данного помещений в жилое, приложил к заявлению заключение ООО ПСК «ИНЖСТРОЙ» и заключение АНО «Бюро независимых экспертов «РИТМ», согласно данных заключений следует, что при производстве экспертиз не учитывались требования «Правил землепользования и застройки <адрес> муниципального образования «<адрес>», что препятствует правильному определению юридически значимых обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение, отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий -подпись- М.И. Катбамбетов

УИД 01RS0-51

Подлинник храниться в материалах дела а-3271/2021

В Майкопском городском суде РА