Дело № 2а-3272/2018
Изгот.19.09.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 17 августа 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Похлебаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля о признании приказа незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля о признании приказа незаконным. Исковые требования мотивированы следующим.
ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 757 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по <адрес> о чем в Единый государственный реестр недвижимости 05.12.2017 года внесена запись регистрации №; основанием возникновения права является договор купли-продажи от 28.11.2017 года.
Имея намерение приобрести право собственности на земельный участок большей площади за плату, в соответствии с п.п.1-3 ст.39.29 Земельного Кодекса РФ 05.03.2018 года ФИО1 обратился в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, приложив к нему необходимые документы. В том числе, в связи с отсутствием проекта межевания территории, в границах которой предполагалось осуществить перераспределение, к заявлению была приложена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плате территории. В названной схеме, подготовленной в соответствии с п.п. 1, 2, 123 ст.11.10 ЗК РФ по установленной форме были изображены границы образуемого в результате перераспределения земельного участка с указанием его площади – 805 кв.м, что на 48 кв.м превышает площадь принадлежащего ФИО1 земельного участка, указаны координаты характерных точек границ.
В результате рассмотрения заявления департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля было принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Данное решение оформлено приказом департамента от 29.03.2018 года №1187 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес> подписанным заместителем директора департамента – начальником управления земельных ресурсов ФИО. Государственный орган ссылается при этом на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, указывая на наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ – нарушены предусмотренные п.6 ст.11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам. Согласно ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Планируемый к перераспределению земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории. Иных оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков департамент не привел, что в соответствии с п.10 ст.39.29 ЗК РФ свидетельствует об их отсутствии.
ФИО1 считает, что приказ от 29.03.2018 года №1187 является незаконным и нарушает его право на приобретение в собственность за плату земельного участка большей площади посредством заключения с административным ответчиком соглашения о перераспределении земельных участков, что предусмотрено пп.3 п.1, п.п.2, 5 ст.39.28 ЗК РФ.
Согласно п.3 ст.39.28, пп.4 п.2, пп.3 п.3 ст.39.29 ЗК РФ схема расположения земельного участка призвана заменить отсутствующий проект межевания территории, в границах которого предполагается осуществить перераспределение. В данном случае ФИО2 просил осуществить перераспределение в пределах территории квартала, ограниченного улицами <адрес> Названный элемент планировочной структуры многоквартирными домами не застроен. Данные сведения являются общедоступными, поскольку в силу п.1 ч.1, ч.ч.3,4 ст.12 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приложения к приказу Минэкономразвития России от 17.03.2016 года №145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» воспроизведены на публичной кадастровой карте.
В соответствии со сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте, подавляющее большинство земельных участков в границах данного квартала, в том числе, земельный участок ФИО1, предназначены для индивидуального жилищного строительства. Земельных участков для обслуживания многоквартирных домов в квартале не имеется. Факт застройки многоквартирными домами иных, больших по площади, элементов планировочной структуры, например, района при отсутствии таковой застройки квартала, в котором расположен земельный участок ФИО1, правового значения не имеет.
Кроме того, согласно карте градостроительного зонирования земельный участок ФИО1 расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4). В соответствии с градостроительным регламентом, установленным для данной зоны в ст.39 Правил землепользования и застройки г.Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года №201, в числе видов разрешенного использования многоквартирные дома, в том числе, многоквартирные малоэтажные дома, не названы. В перечне основных видов разрешенного использования указаны индивидуальные жилые дома, блокированные жилые дома, 2-6-квартирные жилые дома.
С учетом изложенного, на настоящий момент какие-либо изменения вышеуказанного квартала, как элемента планировочной структуры, составляющего в части предмет документации по планировке территории, не предполагаются: проект планировки и проект межевания территории не разработаны.
Таким образом, оспариваемый приказ не основан на общеизвестных фактических обстоятельствах, не соответствует вышеназванным правовым нормам и нарушает субъективное право ФИО1
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным полностью приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля от 29.03.2018 года №1187 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес> подписанный заместителем директора департамента – начальником управления земельных ресурсов ФИО; с целью устранения допущенного нарушения права обязать Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению ФИО1 от 05.03.2018 года в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и направить данное решение с приложением указанной схемы ФИО1
В судебное заседание административный истец ФИО1, надлежаще извещенный, не явился, доверил представлять свои интересы ФИО3
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения согласно доводам искового заявления. Кроме того, пояснила, что, исходя из буквального толкования норм ч.2 ст.49 ГрК РФ, жилой дом блокированной застройки выделен в качестве самостоятельного вида в перечне объектов капитального строительства, разновидностью многоквартирного дома не является, при его определении термины «квартира», «квартиры», «многоквартирный дом» не используются, это иной объект капитального строительства. Для территориальной зоны застройки (Ж.4), в границах которой расположен земельный участок ФИО1, многоквартирные дома отсутствуют даже в перечне условно разрешенных видов использования.
Кроме того, исходя из буквального толкования п.п.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, законодатель придает правовое значение наличию не менее 2-х многоквартирных домов в границах элемента планировочной структуры, в данном случае, квартала, ограниченного <адрес> В его границах расположен только один дом блокированной застройки <адрес>
Административный ответчик Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, надлежаще извещенный, в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в письменных возражениях пояснил, что согласно п.35 ст1 Градостроительного Кодекса РФ элемент планировочной структуры – часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст.41,42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с разделом 5 п.5.4 «СП 42.133330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 года №1034/пр, территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований: микрорайон (квартал) – основной элемент планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого от 5 до 60 га. В микрорайоне (квартале) выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. В данном случае площадь элемента планировочной структуры составляет 16,5 га, таким образом, размер территории соответствует показателям микрорайона. Данный элемент планировочной структуры расположен в территориальной зоне Ж.4. Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны Ж.4, установленном в ст.39 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года №201, к основным видам разрешенного использования в данной территориальной зоне относятся, в том числе: жилые дома, блокированные жилые дома; 2-6 квартирные жилые дома.
Исходя из видов разрешенного использования, в данной территориальной зоне находятся: 2-6 квартирные дома – по <адрес> на земельном участке с кадастровым №<адрес> на земельном участке с кадастровым №; блокированные жилые дома – <адрес> на земельном участке с кадастровым №<адрес> на земельном участке с кадастровым №
Перечисленные жилые дома имеют жилые помещения в виде квартир. В соответствии с п.3 ст.16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении и имеют статус многоквартирных в соответствии с разделом I п.6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47. Каждый из перечисленных домов имеет общее имущество в виде земельного участка.
Таким образом, запрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. При этом, согласно п.3 ст.11.3 ЗК РФ предусмотрены случаи, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Требование истца об обязании департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка заявлено безосновательно.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ярославской области, надлежаще извещенное, в судебное заседание представителя не направило.
Заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области», надлежаще извещенное, в судебное заседание представителя не направил, представил письменный отзыв, согласно которому по сведениям ЕГРН земельный участок площадью 757 кв.м с кадастровым №, расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома поставлен на кадастровый учет 13.07.2011 года. Решение по существу оставляет на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 757 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по <адрес> на основании договора купли-продажи от 28.11.2017 года, о чем в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации №.
В соответствии с п.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 ст.11.7 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п.8 ст.11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В соответствии с п.13 указанной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
05.03.2018 года ФИО1 обратился в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Приказом заместителя директора департамента от 29.03.2018 года №1187 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес> отказано на основании пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ – нарушены предусмотренные п.6 ст.11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам. Согласно ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Планируемый к перераспределению земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории.
Согласно п.35 ст.1 градостроительного Кодекса РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 апреля 2017 года №738/пр утверждены следующие виды элементов планировочной структуры: район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортно-пересадочного узла, территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения, улично-дорожная сеть.
В соответствии со ст.41, 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с разделом 5 п.5.4 «СП 42.133330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 года №1034/пр, территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований: микрорайон (квартал) – основной элемент планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого от 5 до 60 га. В микрорайоне (квартале) выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
Район, микрорайон (квартал) являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории.
При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
В данном случае площадь элемента планировочной структуры составляет 16,5 га, таким образом, размер территории соответствует показателям микрорайона.
Сторонами не оспаривается, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится на территории элемента планировочной структуры, в отношении которой утвержденный проект межевания территории отсутствует.
В соответствии с п.2 с.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п.3 указанной статьи исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с п.2 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами.
В обоснование своих доводов административный истец ссылается на то, что земельный участок площадью 757 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по <адрес>, расположен в территориальной зоне Ж..4 – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», в связи с чем требования п.2 ст.11.3 ЗК РФ в данном случае неприменимы.
Вместе с тем, суд принимает во внимание следующее. Согласно ст.39 «Правил землепользования и застройки города Ярославля», утвержденных Решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 года №201 «Градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж. 4)» 1), основные виды разрешенного использования в данной зоне включают в себя, в том числе; индивидуальные жилые дома; блокированные жилые дома, состоящие из двух и более блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи и имеет непосредственный выход на придомовую территорию; 2-6-квартирные жилые дома.
В обоснование своих доводов истец указывает, что жилые дома блокированной застройки по смыслу ГрК РФ не являются многоквартирными жилыми домами и представляют собой иной вид объектов капитального строительства. Так, согласно п.6 ст.35 градостроительного Кодекса РФ в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.Также не могут быть отнесены к многоквартирным 2-6 квартирные жилые дома.
Жилищный кодекс РФ не содержит определение понятия жилого многоквартирного дома. Это понятие содержится в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно п. 6 которого многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.49 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого приказа, дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, отнесены к многоквартирным.
Фактически на территории элемента планировочной структуры, включающего в себя земельный участок ФИО1, расположены кроме индивидуальных жилых домов 2-6 квартирные дома: <адрес> на земельном участке с кадастровым №<адрес> на земельном участке с кадастровым № а также блокированные жилые дома – <адрес> на земельном участке с кадастровым №; <адрес> на земельном участке с кадастровым №
Учитывая приведенные выше положения п.2 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ, ст.39 «Правил землепользования и застройки города Ярославля», утвержденных Решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 года, размещение в границах данного элемента планировочной структуры перечисленных строений не противоречит требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, исходя из смысла п.3 ч.2 ст.49 ГрК РФ, п.6 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указанные жилые дома являются многоквартирными.
Учитывая изложенное, отказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес> при отсутствии утвержденного проекта межевания территории является законным, а требования административного истца о признании незаконным полностью приказа Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля от 29.03.2018 года №1187, обязании административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению ФИО1 от 05.03.2018 года о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и направить данное решение с приложением указанной схемы ФИО1 - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья: А.А.Доколина