ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3272/2022 от 02.06.2022 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело №2а-3272/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева И.И.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 и ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным и обязании предоставить жилищную субсидию,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, в последующем уточненным, о признании решения незаконным и обязании предоставить жилищную субсидию.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 и ФИО4 являются детьми военнослужащего полковника ФИО2, который проходил военную службу в военном учебном центре при ФГБОУ ВО «КНИТУ» <адрес>. ФИО2 относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (не курсант ВУЗа). В ноябре 2021 года ФИО2 предоставил начальнику военного учебного центра при КНИТУ необходимые документы для постановки в очередь на получение постоянного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ начальник военного учебного центра при ФИО9 Тухбиев направил Начальнику отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ для постановки в очередь и принятия на учет, как нуждающегося в жилых помещениях, документы ФИО2 Таким образом, полковник ФИО2, в период прохождения военной службы выразил свое желание быть обеспеченным жилым помещением от Министерства обороны РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умер. На момент смерти вместе с ним проживали его дети, ФИО3 и ФИО4 (административные истцы), что по их мнению, подтверждается дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору за поднаем квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО6 На дату смерти ФИО2 состав его семьи был три человека, куда помимо ФИО2 входили его дети, ФИО3 и ФИО4

Полковник ФИО2, в соответствии п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имел право на дополнительную жилую площадь, как имеющий воинское звание полковник, в связи с чем, административные истцы, как члены семьи ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и имевшего основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, имеют право быть обеспеченными денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений либо жилым помещением от Министерства обороны РФ с учетом права на дополнительную площадь.

Административные истцы обращались с письменным заявлением к ответчику о выплате во внеочередном порядке денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, как членам семьи полковника ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и имевшего основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, с учетом права военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его смерти, однако ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцам в удовлетворении заявления о выплате жилищной субсидии. По мнению истцов, указанное решение является незаконным и подлежит отмене.

Учитывая изложенное, истцы просили признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО3 и ФИО4 во внеочередном порядке денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, как членам семьи полковника ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и нуждающегося в обеспечении жилым помещением, с учетом права военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его смерти, а также обязать административного ответчика предоставить ФИО3 и ФИО4 во внеочередном порядке денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения в соответствии с правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. №76, исходя из норматива общей площади жилого помещения не менее 54 квадратных метров.

В судебном заседании представитель административных истцов в полном объеме поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, указав, что административным истцам никто не в чем не отказывал.

Выслушав объяснения участников, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Федеральный закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу ст. 15.1 Закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 29.12.2020 г. №744, Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны, в соответствии с его назначением.

Обращаясь в суд с административным иском, административные истцы указали, что они являются детьми военнослужащего полковника ФИО2, который проходил военную службу в военном учебном центре при ФГБОУ ВО «КНИТУ» <адрес>. ФИО2 относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (не курсант ВУЗа). В ноябре 2021 года ФИО2 предоставил начальнику военного учебного центра при КНИТУ необходимые документы для постановки в очередь на получение постоянного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ начальник военного учебного центра при ФИО9 Тухбиев направил Начальнику отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ для постановки в очередь и принятия на учет, как нуждающегося в жилых помещениях, документы ФИО2 Таким образом, полковник ФИО2, в период прохождения военной службы выразил свое желание быть обеспеченным жилым помещением от Министерства обороны РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умер. На момент смерти вместе с ним проживали его дети, ФИО3 и ФИО4, что подтверждается дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору за поднаем квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО6 На дату смерти ФИО2 состав его семьи был три человека, куда помимо ФИО2 входили его дети, ФИО3 и ФИО4

Согласно абзацу первому п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти), денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим законом, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

При этом, указанным членам семьи умершего военнослужащего, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.

В соответствии с п. 1.1 ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).

Как установлено судом, полковник ФИО2, в соответствии п.2 ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имел право на дополнительную жилую площадь, как имеющий воинское звание полковник. Таким образом, истцы, как члены семьи ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и имевшего основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, имеют право быть обеспеченными денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений либо жилым помещением от Министерства обороны РФ с учетом права на дополнительную площадь.

На момент смерти ФИО2 проживал в квартире по адресу: <адрес>, <адрес> на основании договора поднайма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО6 Факт совместного проживания истцов с умершим ФИО2 подтверждается дополнительным соглашением к договору за поднаем квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что вместе с ФИО2 по адресу: <адрес>, <адрес> будут проживать его дети: ФИО3 и ФИО4.

Тот факт, что дети ФИО2 на момент его смерти проживали вместе с ним в <адрес> также свидетельствуют следующие документы:

В отношении ФИО3: справка от ДД.ММ.ГГГГ ФГБО ВО «КНИТУ», что он является студентом 3 курса данного учебного заведения, расположенного в <адрес>; Студенческий билет ФГБО ВО «КНИТУ» <адрес>; справка от ДД.ММ.ГГГГ из Автошколы <адрес>, что он обучается на курсах вождения; диплом Казанского музыкального колледжа имени ФИО7 (<адрес>) о среднем профессиональном образовании; аттестат об основном общем образовании Средней образовательной школы № <адрес> Республики Татарстан; выписка от ДД.ММ.ГГГГ из амбулаторной карты городской поликлиники <адрес>; договор на оказание стоматологических услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стоматолог и Я» стоматологической клиникой, расположенной в <адрес>.

В отношении ФИО4: справка от ДД.ММ.ГГГГ ФГБО ВО «КНИТУ», что она является студенткой 1 курса данного учебного заведения, расположенного в <адрес>; Студенческий билет ФГБО ВО «КНИТУ» <адрес>, справка ООО «Реабилитация инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ, что она наблюдается в данном медицинском учреждении, расположенном в <адрес>; аттестат от ДД.ММ.ГГГГ об основном общем образовании общеобразовательного учреждения «Лицей «Фарватер» <адрес> Республики Татарстан; справка ГАУЗ «Детская городская поликлиника , что она прикреплена к данному медицинскому учреждению, расположенном рядом с ее местом проживания в <адрес>; читательский билет Библиотеки в <адрес>.

Административные истцы обращались с письменным заявлением к ответчику о выплате во внеочередном порядке денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, как членам семьи полковника ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и имевшего основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, с учетом права военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его смерти, однако ответчик отказал истцам в удовлетворении заявления о выплате жилищной субсидии своим решением от ДД.ММ.ГГГГ/Дж-01180/2356. В указанном ответе в частности указано: что полковник ФИО2 на момент смерти на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, не состоял, документы о принятии полковника ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях в ФГАУ «Росжилкомплекс» не поступали; не истек пятилетний срок с даты отчуждения ФИО2 приобретенного в период брака с ФИО1 жилого помещения по адресу: <адрес>.

По мнению суда, указанное решение является незаконным, поскольку истцы, как члены семьи ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и имевшего основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, имеют право быть обеспеченными денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений либо жилым помещением от Министерства обороны РФ с учетом права на дополнительную площадь.

Довод ответчика, что ФИО2 на дату смерти не имел права быть признанным нуждающимся в обеспечении жильем, так как не прошел пятилетний срок с момента отчуждения квартиры по адресу: <адрес>, является неправомерным. Из выписки ЕГРН Росреестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества следует, что право собственности на квартиру по адресу: <адрес> полковник ФИО2 утратил ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент смерти ФИО2ДД.ММ.ГГГГ пятилетний срок с момента отчуждения жилого помещения прошел, и полковник ФИО2 нуждался в обеспечении постоянным жильем от Министерства обороны РФ.

Кроме того, в ноябре 2021 года ФИО2 предоставил начальнику военного учебного центра при КНИТУ необходимые документы для постановки в очередь на получение постоянного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ начальник военного учебного центра при ФИО9 Тухбиев направил Начальнику отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ для постановки в очередь и принятия на учет, как нуждающегося в жилых помещениях, документы ФИО2 Таким образом, полковник ФИО2, в период прохождения военной службы выразил свое желание быть обеспеченным жилым помещением от Министерства обороны РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 52-П по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации военная служба как особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять свои обязанности, которые предполагают необходимость решения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П). Этим предопределяется их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П и др.).

Именно особый правовой статус военнослужащих предполагает реализацию на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" системы специальных мер (включая выплаты и льготы), которые обусловлены особенностями возложенных на них государственно значимых обязанностей, направлены на компенсацию предусмотренных для них ограничений и обеспечивают им государственную поддержку в период службы и после ее окончания. Государственная поддержка военнослужащих осуществляется и путем установления для них гарантий жилищного обеспечения.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

Относя военнослужащих к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, законодатель исходил из специфики военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 21-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 29-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 34-П), предопределенной ее назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность страны, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами России (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П), а также из особого правового статуса военнослужащих, обусловленного указанными задачами. Им гарантируется обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья либо предоставления жилья за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а равно посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, представляющей собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение и регулируемых Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Имея в виду конституционную значимость обязанностей, возложенных на военнослужащих, повышенный риск, которому они подвергаются при исполнении данных обязанностей, и основываясь на принципе государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленном в статьях 7 (часть 2), 38 (часть 1) и 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, законодатель предусматривает социальные гарантии и для членов их семей, которые, пребывая с военнослужащими в личных (брачных, родственных) отношениях, разделяют с ними ограничения и трудности, связанные с прохождением военной службы. Эти гарантии вводятся в том числе в интересах семьи как социального института, обеспечивающего преемственность поколений, приоритет семейного воспитания детей и взаимную поддержку детей и родителей. Причем, выстраивая систему поддержки для членов семьи военнослужащего, законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, исходит из того, что их правовой статус производен от статуса самого военнослужащего и обусловлен характером его служебной деятельности. В частности, наличие у военнослужащего семьи, учитывается при обеспечении его жилым помещением.

Принимая во внимание особенности профессиональной деятельности военнослужащих и учитывая риск их гибели при исполнении обязанностей военной службы, законодатель предусмотрел возможность сохранения для их семей права на жилищное обеспечение и после гибели (смерти) военнослужащего (пункт 31 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Подобное правовое регулирование, направленное на формирование уровня поддержки, позволяющего гарантировать надлежащую реализацию прав и законных интересов членов семей военнослужащих, в полной мере согласуется как с провозглашенными Военной доктриной Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года) способами достижения задач строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, так и с целями социального государства, а также конституционными требованиями, определяющими обязанности членов семьи по отношению друг к другу, в частности со статьями 38 (части 2 и 3) и 671 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, на которых по общему правилу распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

На основании пункта 11, которым статью 151 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнил Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ, состав семьи военнослужащего для целей жилищного обеспечения определяется на дату его гибели (смерти). Тем же Федеральным законом скорректирован и пункт З1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотревший, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, с учетом права военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти). Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что названные изменения преследовали цель дополнительно защитить интересы членов семьи военнослужащего, гарантировав им возможность реализовать право на жилище с учетом такого права, возникшего у самого военнослужащего. Это подтверждается и позицией Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 29 постановления его Пленума от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

В соответствии с ч.6 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для лиц, указанных в пункте 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", норматив общей площади жилого помещения устанавливается в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящих Правил исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти).

Таким образом, по мнению суда, ФИО3 и ФИО4, как члены семьи умершего военнослужащего, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, должны быть обеспечены жилищной субсидией по нормам, установленным Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. №76, исходя из норматива общей площади жилого помещения не менее 54 квадратных метров с учетом права на дополнительную жилую площадь, однако ответчик незаконно бездействует в отношении предоставления истцам жилищной субсидии, чем нарушены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии не зависящих от административных истцов обстоятельств, препятствующих им в реализации права на обеспечение жилищной субсидией по нормам, установленным Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. №76.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО3 и ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО3 и ФИО4 во внеочередном порядке денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, как членам семьи полковника ФИО2, умершего в период прохождения военной службы и нуждающегося в обеспечении жилым помещением, с учетом права военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его смерти.

Обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ предоставить ФИО3 и ФИО4 во внеочередном порядке денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения в соответствии с правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. №76, исходя из норматива общей площади жилого помещения не менее 54 квадратных метров.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца, с момента его составления в окончательной форме 03.06.2022.

Судья: И.И. Гордеев