РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 20 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
При секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3276/2017 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Тамбовской городской Думе Тамбовской области о признании незаконным решения от *** № *** «О списании объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне, расположенных по адресу: ***»,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовской городской Думой Тамбовской области *** принято решение № *** «О списании объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне, расположенных по адресу: ***».
Данным решением разрешено комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова произвести списание следующих объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне:
Жилого помещения (комнаты ***) № ***, расположенного по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Комнат *** квартиры № ***, расположенных по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Комнаты *** квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Комнаты *** квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Жилого помещения № ***, расположенного по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. ***.
Комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова Тамбовской области поручено оформить выбытие объектов основных средств муниципального имущества в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Тамбовской городской Думе Тамбовской области и просят решение от *** № *** признать незаконным.
В обоснование административного иска указано, что перечисленные в оспариваемом решении объекты располагаются в доме ***, который является выявленным объектом культурного наследия – здание Интендантства. Данное здание было поставлено на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия по согласованию с Министерством культуры РФ № 14-22-уе от 10.11.1992. Приказом Управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 27.03.2006 № 28 здание было исключено из перечня выявленных объектов культурного наследия без наличия историко-культурной экспертизы по результатам обсуждения общественного Совета по охране и сохранению культурного наследия (протокол № 1 от 17.02.2006). 30.10.2017 на официальном сайте Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области размещены для публичного обсуждения проекты зон охраны федеральных памятников Преображенского собора и Гостиного двора. Государственная историко-культурная экспертиза проекта была проведена экспертами ФИО3, ФИО4, ФИО5, которыми подтверждена историко-культурная ценность здания Интендантства. В проекте зон охраны указано: «Интендантство (2 здания), начало XIX века, снос запрещен». Вместе с тем, в письме комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова от 10.11.2017 сообщается, что в настоящее время осуществляется снос здания по *** во исполнение решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от *** № ***.
По мнению административных истцов, на сегодняшний день происходит уничтожение памятника истории, что нарушает их права и законные интересы на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности русского народа, на сохранение историко-культурной среды обитания, а именно: исторической застройки г.Тамбова.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО6 требования административного иска поддержали по изложенным в нем основаниям. Считали, что оспариваемое решение принято без учета исторической ценности здания – дома № ***. Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Тамбовской городской Думы Тамбовской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по изложенным в возражениях на иск основаниям. Указал, что обязательство по сносу жилого дома *** возникло не из обжалуемого решения Тамбовской городской Думы, а из принятых администрацией г. Тамбова постановлений от 14.03.2011 № 1628 «О признании части частного жилого дома № *** (квартира № ***) по ***, части частного жилого дома № *** (квартира № ***) по ***, части частного жилого дома № *** (квартира № ***) по ***, жилого дома № *** (литер *** по ***, жилого дома № *** (литер ***) по *** непригодными для проживания, жилого дома № *** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу», от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц ***, ***, ***». Решение Тамбовской городской Думы Тамбовской от *** № *** носит исключительно процедурный характер бухгалтерского учета муниципального имущества. Правовым последствием этого решения является снятие с бухгалтерского учета 7 жилых помещений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, которое не позволяет дальнейшее их использование по назначению. В этой связи неясно каким образом оспариваемое решение затрагивает права и интересы административных истцов. При принятии решения Тамбовская городская Дума Тамбовской области исходила из того, что в настоящее время жилой дом *** ни как выявленный объект культурного наследия, ни как объект культурного наследия не значится.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что проект решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области о списании муниципального имущества был подготовлен в связи с обращением жилищного комитета администрации г.Тамбова о проделанной работе по переселению граждан из жилого дома ***, признанного постановлением администрации г.Тамбова от 14.03.2011 № 1628 аварийным, подлежащим сносу. Расселение жильцов указанного дома было произведено в рамках реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 № 443. Списание жилых помещений дома *** необходимо ввиду их неудовлетворительного состояния, физического износа, не позволяющего в дальнейшем использовать эти помещения по назначению, что требует исключения их из Реестра муниципального имущества г.Тамбова.
Представитель заинтересованного лица жилищного комитета администрации г.Тамбова по доверенности ФИО9 также возражал против удовлетворения административного иска, указывая, что 25.02.2011 межведомственной комиссией о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания было произведено обследование жилого дома № *** и принято заключение № 15 согласно которого в связи с физическим износом в процессе эксплуатации конструктивных элементов, их техническим состоянием от ограниченно работоспособного до недопустимого и экономической нецелесообразностью проведения восстановительных работ, несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, жилой дом является аварийным, подлежащим сносу. На основании данного заключения было издано постановление администрации г.Тамбова от 14.03.2011 № 1628. С принятием указанного постановления дом *** вошел в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 № 443. В настоящее время вся работа по переселению граждан из аварийного жилья проделана в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации г.Тамбова по доверенности ФИО10 в судебном заседании не представила документы, подтверждающие наличие у нее высшего юридического образования, в связи с чем протокольным определением суда от 20.12.2017 в признании полномочий данного лица на участие в административном деле отказано на основании ч. 4 ст. 58 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области по доверенности ФИО11 с требованиями административного иска не согласилась по изложенным в возражениях на иск основаниям. Указала, что в настоящее время историко-культурная ценность здания, расположенного по адресу: ***, не установлена. Данное здание не является объектом культурного наследия, в связи с чем не включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Также указанное здание не включено в перечень выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области, утвержденный приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия области от 19.04.2016 № 103 (в ред. от 12.05.2017). В этой связи ссылки административных истцов на нарушение прав на доступ к культурным ценностям являются несостоятельными. 27.10.2017 в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от административных истцов поступили заявления о включении жилого дома ***, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В связи с этим Управлением, в том числе с привлечением специалистов в области объектов культурного наследия, организована работа по установлению историко-культурной ценности объекта. В настоящее время проводятся архивные изыскания и исследования архитектурной ценности здания. Управлением в адрес администрации г.Тамбова направлено предписание от 10.11.2017 № 46 о приостановлении проведения работ по сносу жилого дома *** по ул. *** до получения от Управления соответствующего письменного разрешения о возобновлении работ.
Представители заинтересованных лиц администрации г.Тамбова, Управления культуры и архивного дела Тамбовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 1 и 4 статьи 7 поименованного закона).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 названного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 6 Устава г.Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 № 704, определяет, что к вопросам местного значения городского округа - город Тамбов относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 № 420 утверждено Положение о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа – город Тамбов (далее – Положение).
Данное Положение разработано в соответствии с правовыми актами, регламентирующими учет и использование основных средств и определяет порядок списания и исключения из Реестра муниципального имущества, имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям либо находящегося в муниципальной казне, города Тамбова, непригодного для дальнейшего использования, а также муниципального недвижимого имущества, подлежащего сносу на основании решения о развитии застроенной территории, изъятии земельных участков для муниципальных нужд, связанных с застройкой города Тамбова.
Согласно пункту 5 статьи 2 Положения объекты основных средств, относящиеся к объектам недвижимости, включенные в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города о развитии застроенной территории (далее - объекты недвижимости, подлежащие сносу), а также объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, изъятых для муниципальных нужд, связанных с застройкой города Тамбова, списываются на основании решения городской Думы.
В силу пункта 3 статьи 6, статьи 6.1 Положения в целях списания указанных объектов органом администрации города, осуществляющим функции по учету имущества муниципальной казны, формируется следующий пакет документов: утвержденный акт на списание объекта основных средств; копия карточки учета объекта основных средств; выписка из реестра муниципального имущества; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - в отношении объектов недвижимости, право собственности на которые возникло после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; в отношении жилых помещений и жилых домов - документ, подтверждающий, что в жилом помещении (жилом доме) никто не зарегистрирован; цифровые фотографические изображения объекта, предлагаемого к списанию (в электронной форме), позволяющие его идентифицировать, с указанием даты съемки и выполненные не ранее 14 дней до дня направления документов в городскую Думу для принятия решения о списании; копия свидетельства о регистрации права либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости городского округа - город Тамбов на переданные взамен списываемого имущества объекты и (или) договоров (соглашений) о денежной компенсации, включая справку о поступлении денежных средств в бюджет городского округа - город Тамбов (в отношении объектов недвижимости, подлежащих сносу); документы, подтверждающие право собственности городского округа - город Тамбов на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, изъятых для муниципальных нужд (в отношении объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, связанных с застройкой города Тамбова).
Проект решения о списании объектов основных средств с выпиской из протокола комиссии, документами, предусмотренными статьей 6 Положения, вносится в городскую Думу в порядке, установленном Положением "О правовых актах Тамбовской городской Думы" (статья 10 Положения).
Согласно статье 11 Положения до момента вступления в силу решения городской Думы о списании объектов основных средств разборка и демонтаж объектов основных средств не допускаются. Муниципальные учреждения и предприятия, которым решением городской Думы разрешено произвести списание объектов основных средств, в месячный срок с момента вступления в силу решения городской Думы представляют в администрацию города документы, подтверждающие проведенное списание.
Сведения о списанных объектах основных средств в установленном порядке исключаются из Реестра муниципального имущества. Основанием для исключения из Реестра муниципального имущества сведений об объектах основных средств является соответственно решение городской Думы о списании объектов основных средств (статья 14 Положения).
Из материалов дела следует, что 25.02.2011 межведомственной комиссией о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания было произведено обследование жилого дома № *** и принято заключение № 15 согласно которого в связи с физическим износом в процессе эксплуатации конструктивных элементов, их техническим состоянием от ограниченно работоспособного до недопустимого и экономической нецелесообразностью проведения восстановительных работ, несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, жилой дом является аварийным, подлежащим сносу.
На основании данного заключения было издано постановление администрации г.Тамбова от 14.03.2011 № 1628, пунктом 1 которого жилой дом № *** признан аварийным и подлежащим сносу, пунктами 2, 3, 4 определено собственникам помещений дома произвести снос до 01.01.2017, жилищному комитету администрации г.Тамбова организовать работу по отселению граждан и сносу указанного дома в части помещений жилищного фонда, МУ «Долговой центр» расторгнуть договоры социального найма с гражданами, проживающими в этом доме.
С принятием указанного постановления жилой дом № *** вошел в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 № 443.
По программе переселения гражданам, проживающим в комнатах *** квартиры № ***, квартире № *** комнате *** квартиры № *** комнате *** квартиры № ***, жилом помещении № ***, квартире № ***, предоставлены квартиры в соответствии с договорами мены. Комнаты *** квартиры № *** изначально находились в муниципальной собственности и проживающим в этих жилых помещениях гражданам предоставлены иные квартиры по договорам социального найма. На комнаты *** квартиры № *** государственная регистрация не осуществлялась ввиду признания их аварийными.
По результатам проделанной работы по переселению граждан из помещений дома № *** в настоящее время в нем ни зарегистрированных, ни проживающих граждан нет.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права на жилые помещения дома № *** за городским округом – город Тамбов, а также заключением комиссии о техническом состоянии дома от 14.09.2017, согласно которого на момент обследования в жилом доме № *** никто не проживал.
Постановлением администрации г.Тамбова от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, ***, Студенецкой набережной» определено считать часть застроенной территории в границах улиц Московской, ***, Студенецкой набережной площадью *** га в Октябрьском районе в соответствии с Градостроительным регламентом, установленным в Правилах землепользования и застройки городского округа – город Тамбов, подлежащей развитию.
Этим постановлением жилой дом № *** включен в перечень зданий и строений, подлежащих сносу.
Согласно п. 4.4. существенных условий договора о развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, ***, Студенецкой набережной, утвержденных указанным постановлением, администрация г.Тамбова обязана произвести снос признанного аварийным жилого дома № *** в соответствии с постановлением администрации г.Тамбова от 14.03.2011 № 1628.
На основании указанных постановлений администрации г.Тамбова, а также ввиду неудовлетворительного состояния помещений жилого дома № *** не позволяющего в дальнейшем их использовать по назначению, администрацией г.Тамбова представлен в Тамбовскую городскую Думы Тамбовской области проект решения «О списании объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне, расположенных по адресу: ***» с необходимым по Положению перечнем документов.
По результатам рассмотрения указанного проекта Тамбовской городской Думой Тамбовской области *** принято решение № *** «О списании объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне, расположенных по адресу: ***».
Данным решением разрешено комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова произвести списание следующих объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне:
Жилого помещения (комнаты ***) № ***, расположенного по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Комнат *** квартиры № ***, расположенных по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Комнаты *** квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Комнаты *** квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Жилого помещения № ***, расположенного по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. № ***;
Квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, 1917 года постройки, первоначальной (восстановительной) стоимостью *** руб., износ 100 процентов, инв. ***.
Комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации г.Тамбова Тамбовской области поручено оформить выбытие объектов основных средств муниципального имущества в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Данное решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области принято в пределах предоставленных законом полномочий согласно установленных вышеуказанным Положением правил. Какие - либо доводы, доказательства, свидетельствующие об обратном в судебном заседании не представлено.
Оспаривая решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от *** № ***, административные истцы считают, что данный правовой акт является основанием для сноса жилого дома № ***.
Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что снос жилого дома № *** является правовым последствием принятых администрацией г.Тамбова постановлений от 14.03.2011 № 1628 и 14.01.2014 № 75.
Исходя из смысла утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 № 420 Положения, правовым последствием принятого решения от *** № *** является только исключение объектов основных средств муниципального имущества из Реестра муниципального имущества вследствие физического износа, не позволяющего в дальнейшем использовать такое имущество по назначению.
В административном иске истцы полагают, что решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от *** № *** незаконно, поскольку списание объектов основных средств осуществляется относительно дома ***, который является выявленным объектом культурного наследия – здание Интендантства.
Между тем, сами же административные истцы не оспаривают того факта, что данное здание в настоящее время как объект культурного наследия не включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Также указанное здание не включено в перечень выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области, утвержденный приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия области от 19.04.2016 № 103 (в ред. от 12.05.2017).
Таким образом, в настоящее время историко-культурная ценность здания, расположенного по адресу: ***, не установлена, в связи с чем данный довод относительно незаконности принятого Тамбовской городской Думой Тамбовской области решения № *** несостоятелен.
По изложенным в административном иске фактам исключения приказом Управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 27.03.2006 № 28 дома № *** из перечня выявленных объектов культурного наследия в судебном заседании специалист Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области ФИО12 пояснила, что до ноября 2015 года функции по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляло Управление культуры и архивного дела Тамбовской области.
В соответствии с постановлениями главы администрации Тамбовской области от 19.10.2015 № 360 «Об образовании управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области», от 20.11.2015 № 390 «О внесении изменений в Положение об управлении культуры и архивного дела Тамбовской области и утверждении Положения об управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области» указанные функции в рамках правопреемства переданы от Управления культуры и архивного дела Тамбовской области созданному Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.
Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень был утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1907.
До этого момента правовые акты, устанавливающие порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, отсутствовали. В связи с чем, в Управлении культуры и архивного дела области ведение указанного перечня осуществлялось в электронном виде, без утверждения такого Перечня правовым актом.
До принятия Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом и реставрацией памятников истории и культуры регулировались Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а также Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 № 203 (далее - Инструкция).
Согласно Инструкции, в целях наиболее полного учета, находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты включаются в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
В соответствии с пунктом 15 Инструкции на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал.
В отношении здания, расположенного по адресу: ***, экспертиза не проводилась, учетная карточка отсутствует.
Однако, указанное здание было включено в реестр выявленных объектов культурного наследия как «Дом жилой» (г.Тамбов, ул.***, ***).
Поскольку здание, расположенное по адресу: ***, было включено в реестр выявленных объектов культурного наследия незаконно, без установления государственным органом охраны памятников его исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, правовые основания для проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях исключения указанного здания из реестра выявленных объектов культурного наследия, на момент издания приказа Управления культуры и архивного дела области от 27.03.2006 № 28, отсутствовали. В связи с указанными обстоятельствами, в силу отсутствия установленной исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, здание, расположенное по адресу: ***, было исключено из реестра выявленных объектов культурного наследия без проведения экспертизы.
Относительно историко-культурной ценности дома № *** по ул. *** согласно акта государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в Тамбове, размещенного на сайте Управления, специалист пояснил, что согласно данного акта запрещается снос, изменение габаритов и фасадного декора исторически ценных градоформирующих объектов, в том числе и здания «Интендантство», которым является здание, расположенное по адресу ***.
Акт экспертизы размещен на официальном сайте Управления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» для общественного обсуждения.
В проекте объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (северной части исторического центра) здание, расположенное по адресу ул***, указано, как исторически ценный градоформирующий объект.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона № 73-ФЗ исторически ценные градоформирующие объекты - это здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами.
Исходя из указанного определения, исторически ценные градоформирующие объекты не являются объектами культурного наследия. Кроме того, являющаяся объектом экспертизы объединенная зона охраны объектов культурного наследия на текущий момент является только проектом и не утверждена в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Таким образом, данный проект не имеет никакой юридической силы.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что до дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия для объектов культурного наследия устанавливаются защитные зоны, под которыми следует понимать территории, которые прилегают к включенным в Реестр памятникам и ансамблям.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника.
Здание по адресу ул.***, расположено в защитных зонах следующих объектов культурного наследия регионального значения:
«Монумент, воздвигнутый в ознаменование патриотизма колхозников Тамбовской области, собравших *** млн.рублей на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник» (сквер на пересечении улиц *** и ***);
«Мост через р.*** по ул.***» (ул.***).
В соответствие с пунктом 1 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) в границах защитных зон объектов культурного наследия запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Указанная норма не содержит правовых норм, запрещающих снос объектов капитального строительства в границах защитных зон объектов культурного наследия.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит предусмотренных ст. 227 КАС РФ законных оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от *** № *** «О списании объектов основных средств муниципального имущества, находящихся в муниципальной казне, расположенных по адресу: ***» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме принято 25.12.2017
Судья Е.С. Воронцова