ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3278/20 от 11.02.2021 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

УИД 22RS0067-01-2020-004503-13

№ 2а-513/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 11 февраля 2021 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Герлах Н.И.

при секретаре Шароватовой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 1176,06 рублей, за 2016 год – 588,19 рублей, за 2017 год – 169,88 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по сведениям органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, ФИО1 в 2015-2017 годах являлся собственником транспортных средств: легкового автомобиля Мазда СХ-5, 2014 года выпуска, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, легкового автомобиля Тойота Приус, 2009 года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с требованиями ст.ст. 357, 358, 363 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога. В связи с неоплатой недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 годы налоговая инспекция обращалась за принудительным взысканием в суд, так, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Октябрьского района г.Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Октябрьского района г.Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год, ДД.ММ.ГГГГ решением Октябрьского районного суда г.Барнаула с налогоплательщика взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год. В соответствие со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы и ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате пени. В связи с неуплатой пени в добровольном порядке по заявлению налогового органа ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Октябрьского района г.Барнаула выдан судебный приказ, который по заявлению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отменен. Административный истец просил взыскать с административного ответчика пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы в указанном размере.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против административных исковых требований, указав, что не получал требование об уплате пени, так как не обращался с заявлением о получении доступа к личному кабинету, также указывал о пропуске срока на взыскание и о неправильном расчете суммы пени, поскольку у него имеется переплата по транспортному налогу.

Выслушав представителя административного истца ФИО2, административного ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно пунктов2, 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (в редакции закона, действующей в налоговом периоде - 2014, 2015 годах).

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ, действующий с ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов дела усматривается, что на имя ФИО1 в 2015-2017 годах были зарегистрированы транспортные средства: легковой автомобиль МАЗДА СХ-5, 2014 года выпуска, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 192 л.с., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и легковой автомобиль Тойота Приус, 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 99 л.с., дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.359, ч.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края".

Данным законом установлены следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 рублей.

Таким образом, размер транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком за 2015-2017 годы, составляет:

192 л.с. *25 руб./12*12 мес.=4800 рублей за 2017 год,

192 л.с. *25 руб./12*12 мес.=4800 рублей за 2016 год,

192 л.с. *25 руб./12*12 мес.=4800 рублей за 2015 год, за автомобиль МАЗДА СХ-5,

99 л.с. *10 руб./12*4 мес.=330 рублей за 2015 год за автомобиль Тойота Приус.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2017 год с учетом выходных дней – до ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 год – до ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год – до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 5783 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 140,72 рублей. Недоимка и пени оплачены ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 5783 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 101,64 рубль. Недоимка и пени оплачены ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству

ДД.ММ.ГГГГ решением Октябрьского районного суда г.Барнаула удовлетворены административные исковые требования ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула, с ФИО1 взыскана недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 4793 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 рублей 82 копеек. Недоимка и пени оплачены ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой ФИО1 налогов в срок налоговым органом административному ответчику были начислены пени по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1176,06 рублей, за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 588,19 рублей, за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 169,88 рублей, всего 1934,13 рублей.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункта 4 той же статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

С учетом изложенного заявление о взыскании налога могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно было быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки налоговое законодательство связывает с направлением предусмотренного статьями 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогового уведомления и требования.

Соблюдение налоговым органом процедуры и порядка направления этих документов налогоплательщику выступает гарантией прав налогоплательщика при принудительном взыскании задолженности.

Согласно части 4 статьи 52 и части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Административным истцом в материалы дела представлено требование об уплате пени от ДД.ММ.ГГГГ, в требовании установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В подтверждение направления такого требования налоговым органом приобщен скришот из программы АИС Налог-3 ПРОМ, из которого следует, что указанное требование направлено в адрес налогоплательщика через личный кабинет, по почте заказным письмом такое требования ему не направлялось.

Суд, оценивая данные обстоятельства, не может принять их в качестве доказательства соблюдения установленного порядка направления налогоплательщику предусмотренного законом требования, а потому и принудительного порядка взыскания пени по налогам в виду следующего.

Пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" установлен порядок получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика, согласно которым для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица. Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль. Активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа после регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика. При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца заявление на получение доступа к личному кабинету в налоговом органе отсутствует, при этом исходя из сведений (отметок) имеющихся в программе Федеральной налоговой службы, регистрация ФИО1 в личном кабинете происходила при личном его обращении с таким заявлением, а не иными способами, указанными в вышеуказанном порядке (не путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью и не с использованием кода активации в ЕСИА).

Административным истцом представлены сведения из программного комплекса, согласно которому ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в личном кабинете, при этом полученный первичный пароль не был им изменен до настоящего времени, вход в "Личный кабинет налогоплательщика" не осуществлялся, никакие действия им в данном ресурсе не совершались.

Возражая против административного иска, ФИО1 в судебном заседании указал, что требование об уплате пени он не получал, личным кабинетом никогда не пользовался, с заявлением о его открытии не обращался.

Учитывая, что административный истец отрицает факт обращения с заявлением о получении доступа к личному кабинету, а налоговый орган не представил доказательств такого обращения, при том, что из представленных сведений с очевидностью усматривается, что ФИО1 не осуществлял вход в личный кабинет и не сменил первичный пароль, суд полагает, что само по себе наличие данных информационного ресурса о регистрации ФИО1 в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» не означает, что направление документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, возможно ему только в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, поскольку направление налоговым органом таких документов через личный кабинет возможно только налогоплательщикам, получившим доступ к личному кабинету, в настоящем же случае доказательств получения такого доступа по личному волеизъявлению административного ответчика не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом не исполнена обязанность по направлению ФИО1 требования об уплате пени в установленном законом порядке, что свидетельствует о несоблюдении административным истцом установленного порядка принудительного взыскания пени, а потому основания для взыскания в судебном порядке пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2017 годы отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2017 годы оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.И. Герлах

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021