ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3279/20 от 23.11.2020 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-3279/2020

УИД: 33RS0002-01-2019-004402-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

23 ноября 2020 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Новикове А.Е.,

с участием

прокурора Клубковой Е.С.,

представителя администрации <...>, Управления земельными ресурсами администрации <...>ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление ПАО «Вымпелком» к администрации <...> о признании недействующим с момента принятия подпункта 6 пункта 2.6.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности муниципального образования <...>, без предоставления земельных участков и установления сервитута,

У С Т А Н О В И Л:

Подпунктом 6 пункта 2.6.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности муниципального образования <...>, без предоставления земельных участков и установления сервитута» установлено, что для получения муниципальной услуги заявитель представляет справку, выдаваемую управлением архитектуры и строительства администрации <...>, подтверждающую, что для строительства объекта не требуется разрешения на строительство. В случае, если указанные в подпунктах 5 и 6 настоящего пункта Регламента документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Постановление администрации <...> опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления <...> – http://www.vladimir-city.ru – ДД.ММ.ГГГГ.

ПАО «Вымпелком» (далее также Общество, ПАО) обратилось в суд к администрации <...> с административным иском, в котором просит признать недействительным с момента принятия подпункта 6 пункта 2.6.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности муниципального образования <...>, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Требования мотивированы следующим.

ПАО «ВымпелКом» является общероссийским оператором, оказывающим физическим и юридическим лицам услуги связи. В рамках реализации планов развития сети связи на территории Владимирской области, ПАО «ВымпелКом» размещаются и эксплуатируются базовые станции подвижной радиотелефонной связи, представляющие собой средства связи, в том числе антенно-фидерные устройства и шкаф с оборудованием, размещенные на антенно-мачтовых сооружениях связи.

Одно из таких сооружений связи, которое представляет собой опору (железобетонный столб) высотой 31 метр, было размещено Административным истцом на земельном участке с кадастровым номером 33:22:015016:48, находящимся по адресу: <...>, МО <...> (городской округ), <...>, мкр. Энергетик, <...>Г. Основанием для размещения послужил заключенный между АО «Дикси Юг» и ПАО «ВымпелКом» договор аренды части вышеуказанного земельного участка, который принадлежит первому на праве собственности.

В ходе эксплуатации и взаимодействия с местными органами кадастра и картографии выяснилось, что фактически сооружение частично (около 0,21 кв.м.) располагается на смежном земельном участке кадастрового квартала 33:22:015016, который принадлежит МО <...>.

Общество ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию <...> с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта (Базовой станции) без предоставления земельных участков и установления сервитута на части земельного участка, принадлежащего МО <...>.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ### Управление земельными ресурсами администрации <...> отказало в предоставлении разрешения на размещения Базовой станции со ссылкой на оспариваемое Постановление, указав, что в соответствии с пп. 4 п. 6 Постановление от 03.06.2015г. ### Администрации Владимирской области «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», необходимо подтверждение уполномоченного органа в сфере строительства (управления архитектуры и строительства администрации <...>) о том, что для строительства объекта не требуется разрешение на строительство.

Общество ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Управление архитектуры и строительства администрации <...> с заявлением о предоставлении справки о том, что для строительства объекта (Базовой станции) не требуется разрешение на строительство. Однако ответом от 30.12.2019г. ### Управлением архитектуры и строительства администрации <...> в предоставлении такой справки Обществу было отказано по формальным признакам.

ДД.ММ.ГГГГ ПАО обратилось в Управление земельными ресурсами Администрации <...> с заявлением о выдаче разрешения на размещение Базовой станции без предоставления земельных участков и установления сервитута. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Управления вновь было отказано в предоставлении разрешения на размещение Базовой станции со ссылкой на оспариваемые нормативные акты, а именно на пп. 4 п. 6 Порядка и условий размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ### Администрации Владимирской области и пп. 6 п. 2.6.1 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности муниципального образования <...>, без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденного названным выше постановлением.

Полагает постановление администрации <...> в оспариваемой части, обязывающее представить справку неправомерным, поскольку положениями п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (п.п.4.5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Постановлением Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» получение разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи. Указывает также на то, что Законом Владимирской области от 13.07.2004г. ###-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области», а именно ст. 20.2 установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства и (или) реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения (линии электропередачи, сети водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, линии связи) и других, связанных с ними сооружений от места присоединения к существующим объектам инженерной инфраструктуры, указанного в технических условиях, выданных эксплуатирующей сети организацией, до строящегося, реконструируемого или существующего объекта капитального строительства.

Полагает, что оспариваемыми правовыми положениями нарушаются права и законные интересы ПАО.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление земельными ресурсами администрации <...>.

В судебном заседании административный истец представителя не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещены. В данных ранее пояснениях требования поддержали.

Представитель административного ответчика, заинтересованного лица полагал административное исковое заявление необоснованным, указав что процедура принятия нормативного акта не нарушена, оспариваемое постановление принято в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ###, письмом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ###-ОГ «О разъяснении Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", а также постановлению администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частями 8 - 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Главой V.6. ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. В том числе подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено использование таких участков без предоставления и установления сервитутов для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Статья 51 ГрК РФ содержит ряд параметров, которые подлежат проверке при выдаче разрешения на строительство, в связи с чем для принятия решения органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, необходима справка уполномоченного органа, что разрешение на строительство планируемого в размещению объекта не требуется.

Постановлением Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300, вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 1), водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 2), линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 3), линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 5); линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11). С учетом изложенного размещение сетей газопровода, водопровода на арендованных земельных участках, не влечет безусловного возникновения права на льготное получение земельного участка в собственность.

Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 506 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.

Согласно п. 6 Порядка к заявлению о размещении объекта прилагаются: 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; 2) схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта; 3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости; 4) справка, выдаваемая уполномоченным органом в сфере строительства, подтверждающая, что для строительства объекта не требуется разрешения на строительство.

Полномочный орган на выдачу справок - Управление архитектуры и строительства администрации <...>.

Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности муниципального образования <...>, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Согласно подпункту 6 пункта 2.6.1 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель представляет справку, выдаваемую управлением архитектуры и строительства администрации <...>, подтверждающую, что для строительства объекта не требуется разрешения на строительство. В случае, если указанные в подпунктах 5 и 6 настоящего пункта Регламента документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Предъявляя настоящие требования, Общество полагает, что названный пункт административного регламента, обязывающий представить справку является неправомерным, поскольку положениями п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (п.п.4.5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Постановлением Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» получение разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи. Указывает, что Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области», а именно ст. 20.2 установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства и (или) реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения (линии электропередачи, сети водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, линии связи) и других, связанных с ними сооружений от места присоединения к существующим объектам инженерной инфраструктуры, указанного в технических условиях, выданных эксплуатирующей сети организацией, до строящегося, реконструируемого или существующего объекта капитального строительства.

Оспариваемый нормативный акт издан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Оспариваемое в части постановление администрации <...> опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления <...> – http://www.vladimir-city.ru – ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктами 40-42, 44 Устава города.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что предусмотренный законом порядок принятия, опубликования названного Постановления соблюден, доводы ПАО о нарушении порядка принятия НПА, его несоответствие нормативным актам большей юридической силы судом не принимаются.

По мнению суда, несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в ходе судебного разбирательства не было установлено, а также не было установлено нарушение прав оспариваемым актом административных истцов, следовательно, основания для удовлетворения административного иска, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, отсутствуют.

В связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ПАО «Вымпелком» к администрации <...> о признании недействующим с момента принятия подпункта 6 пункта 2.6.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности муниципального образования <...>, без предоставления земельных участков и установления сервитута» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья М.С.Игнатович