Дело № 2а-327/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2021 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания - Токаревой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО2, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО3 ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны РФ и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека), связанных с не начислением инвестиционного дохода,
установил:
ФИО3 через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, должностных лиц Вооруженных Сил РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС);
- обязать руководителя Росвоенипотеки учесть на его именном накопительном счете (далее – ИНС) доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения (инвестиционный доход) за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, за вычетом уже учтенных на ИНС истца накопительных взносов за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования и доводы, изложенные в административном иске.
Административный истец, административные ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Представитель Министерства обороны РФ в письменных возражениях требования административного иска ФИО3 не признал, указав, что со стороны военного ведомства каких-либо действий, повлекших несвоевременное включение военнослужащего в реестр участников НИС совершено не было. Размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС административного истца зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период. Поскольку положенные ФИО3 накопления были учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление в ДД.ММ.ГГГГ, доход от их инвестирования начислялся и учитывался на ИНС с момента открытия счета. Поскольку за оспариваемый период накопительные взносы на ИНС не учитывались и в доверительное управление не передавались, доход от их инвестирования, в этот период, не начислялся.
Представитель Росвоенипотеки в поданных в суд объяснениях требования административного истца не признал и указал, что методики расчета инвестиционного дохода для военнослужащих, несвоевременно включенных в реестр участников НИС, нет. Непосредственно Росовенипотекой прав административного истца не нарушено.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года заключен контракт о прохождении военной службы на период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. На основании приказа командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 досрочно уволен с военной службы, как не выдержавший испытания. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 заключен контракт о прохождении военной службы сроком на <данные изъяты> лет. На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № ФИО3 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Повторно призван на военную службу, новый контракт о ее прохождении заключен заявителем ДД.ММ.ГГГГ года.
Из уведомления о включении военнослужащего в реестр усматривается, что ФИО3 включен в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ года.
Из уведомления об исключении военнослужащего из реестра участников НИС усматривается, что ФИО3 исключен из указанного ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для исключения из реестра ДД.ММ.ГГГГ года.
Из уведомления о включении военнослужащего в реестр усматривается, что ФИО3 включен в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ года.
Из ответа за подписью начальника отдела (формирования и ведения именных накопительных счетов) Росвоенипотеки от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что обращение ФИО3 по вопросу учета на ИНС дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения рассмотрено. Согласно норм действующего законодательства, размер инвестиционного дохода напрямую зависит от фактического включения его в реестр участников НИС и открытия ИНС, от суммы денежных средств, учтенных на его ИНС и сроков их инвестирования, а также суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. После поступления от регистрирующего органа сведений о включении в реестр ДД.ММ.ГГГГ года), ФИО3 установленным порядком был открыт ИНС, на котором учитывались накопления для жилищного обеспечения. Накопительные взносы из федерального бюджета учтены на ИНС единовременно с даты возникновения основания для включения в реестр. На основании поступивших от регистрирующего органа сведений об исключении из реестра, без права на использование накоплений ДД.ММ.ГГГГ ИНС ФИО3 был закрыт, а учтенные на ИНС накопления были возвращены в федеральный бюджет установленным порядком. После поступления от регистрирующего органа сведений о повторном включении в реестр участников НИС по признаку категории «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года был открыт ИНС, на котором установленным порядком учитываются накопления для жилищного обеспечения. При открытии ИНС, накопительные взносы из федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ года единовременно были учтены на ИНС с даты возникновения основания повторного включения в реестр участника НИС по ДД.ММ.ГГГГ. На ИНС также восстановлены накопления для жилищного обеспечения, ранее учтенные на ИНС на дату возникновения основания для исключения из реестра НИС ДД.ММ.ГГГГ год) и возвращенные в федеральный бюджет. После учета на ИНС накоплений для жилищного обеспечения, они передаются в доверительное управление компаниям, в целях получения инвестиционного дохода. Расчет инвестиционного дохода, который мог бы быть получен участниками НИС за период от даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС и до даты открытия ИНС, и начисление такого дохода на их ИНС, законодательством РФ не предусмотрен, методика такого начисления отсутствует. В связи с чем, произвести расчет инвестиционного дохода, который мог бы быть получен ФИО3 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по 19 августа 2020 года (периоды, в которых его накопительные взносы не инвестировались) и начислить данный инвестиционный доход на его ИНС, не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 2 части 2 статьи 9 Закона к участникам накопительно-ипотечной системы относятся офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года.
На основании пункта 14 части 2 статьи 9 того же Закона для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, основанием для включения в реестр является заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3 призванный на военную службу из запаса, заключивший первый контракт о прохождении военной службы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, подлежал включению в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ года. Однако данное право было реализовано лишь в ДД.ММ.ГГГГ года. В дальнейшем, административный истец был уволен с военной службы, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, и с ДД.ММ.ГГГГ года исключен из списков личного состава части. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 исключен из реестра участников НИС военнослужащих, с датой возникновения основания для исключения – ДД.ММ.ГГГГ года. Далее, в связи с повторным поступлением на военную службу, ФИО3 включен в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года (даты заключения нового контракта).
Согласно части 1 статьи 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счёте участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В частях 1, 4 и 6 статьи 5 Закона о НИС закреплено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о НИС определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Согласно пунктам 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган исполнительной власти).
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счёте начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Из анализа приведенных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. Именной накопительный счет участника НИС открывается Росвоенипотекой на основании сведений о включении военнослужащего в реестр участников НИС, представленных регистрирующим органом соответствующего федерального органа исполнительной власти, в данном случае Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как усматривается из справки за подписью начальника отдела (формирования и ведения именных накопительных счетов) Росвоенипотеки от ДД.ММ.ГГГГ года, ИНС участника НИС с регистрационным номером № открыт ДД.ММ.ГГГГ, на основании сведений о включении в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года. ИНС участника НИС закрыт ДД.ММ.ГГГГ года на основании сведений регистрирующего органа об исключении его из реестра, без права на использование накоплений, с датой возникновения основания для исключения из реестра ДД.ММ.ГГГГ года. ИНС участника НИС открыт повторно ДД.ММ.ГГГГ года на основании сведений регистрирующего органа о включении его в реестр по признаку категории «<данные изъяты>», с датой возникновения основания для включения - ДД.ММ.ГГГГ. При повторном открытии ИНС ДД.ММ.ГГГГ года, на ИНС восстановлены накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника НИС на дату возникновения основания для исключения его из реестра ДД.ММ.ГГГГ году, в сумме <данные изъяты> руб., а также единовременно учтены накопительные взносы из федерального бюджета с даты возникновения основания для повторного включения участника НИС в реестр в сумме <данные изъяты> руб. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения участнику НИС не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года на ИНС участника НИС учтены накопления в размере <данные изъяты> руб., в том числе, доход от инвестирования накоплений в размере <данные изъяты> руб.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что по вине должностных лиц Министерства обороны РФ административный истец в ДД.ММ.ГГГГ годах не был своевременно включен в реестр участников НИС. В такой реестр он был включен (дважды) лишь в ДД.ММ.ГГГГ году. При повторном открытии ИНС на нем были восстановлены накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника НИС на дату возникновения основания для исключения из реестра в ДД.ММ.ГГГГ а также единовременно были учтены накопительные взносы из федерального бюджета с даты возникновения основания для повторного включения в реестр участников НИС. При этом, доход от инвестирования накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года учитывался на ИНС заявителя лишь с августа 2020 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное включение ФИО3 в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года по дату фактического открытия ИНС без учета дохода от инвестирования.
Определяя размер не начисленного инвестиционного дохода, суд исходит из следующего.
Согласно п. 43 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года), сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года, составляет <данные изъяты> руб.
Согласно п. 43 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года), сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года, составляет <данные изъяты> руб.
Таким образом, сумма инвестиционного дохода, который был бы начислен административному истцу в случае своевременного включения его в реестр участников НИС, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года должна составлять <данные изъяты> руб.
При повторном открытии ИНС ФИО3 восстановлены накопления для жилищного обеспечения в размере <данные изъяты> руб., а также единовременно были учтены накопительные взносы, с даты возникновения основания для повторного включения в реестр участника НИС в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно п. 133 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года) (Приложение № 7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в ДД.ММ.ГГГГ году), сумма накопительных взносов у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года составляла <данные изъяты> руб., а учтенный инвестиционный доход – <данные изъяты> руб.
Поскольку повторное открытие ИНС ФИО3 было произведено в ДД.ММ.ГГГГ года, с правом возникновения основания для включения в реестр НИС в ДД.ММ.ГГГГ года, то в случае своевременного включения военнослужащего в названный реестр, сумма инвестиционного дохода должна составлять <данные изъяты>3 руб. (<данные изъяты> – накопления учтенные на ИНС заявителя, <данные изъяты> – накопления военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года), <данные изъяты> инвестиционный доход данного военнослужащего.
Поскольку у административного истца на момент повторного открытия ИНС в ДД.ММ.ГГГГ года не были учтены доходы от инвестирования в размере <данные изъяты> руб. (за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года), то доход от их инвестирования суд определяет пропорционально доходам от инвестирования у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>51 руб.
Таким образом, общая сумма неучтенных доходов административного истца от инвестирования на ДД.ММ.ГГГГ года составила: (<данные изъяты> руб.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, доходы от инвестирования накоплений рассчитываются и отражаются на именных накопительных счетах участников НИС, исходя из размера доходов от инвестирования средств, переданных Росвоенипотеке в доверительное управление управляющим компаниям.
Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2010-2020 гг. не предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Из изложенного следует, что инвестиционный доход, учитываемый на именных накопительных счетах участников НИС, не связан с ассигнованиями федерального бюджета и имеет иной источник происхождения.
Принимая во внимание особенности возникших правоотношений, внебюджетную природу средств, получаемых от инвестирования накоплений, переданных в доверительное управление, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учету на его именном накопительном счете сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению Росвенипотекой между всеми военнослужащими, что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
При таких обстоятельствах, суд для восстановления прав административного истца полагает необходимым признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением ФИО3 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и обязать ФГКУ «Росвоенипотека» учесть на именном накопительном счете ФИО3 доход от инвестирования накоплений за периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом начисленного, в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с чем, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб., что подтверждается чеком по операции от ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением ФИО3 ФИО1. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете ФИО3 ФИО1. доход от инвестирования накоплений за периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом начисленного, в размере <данные изъяты>
Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу ФИО3 ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Указать ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО3 ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 июня 2021 года.
Председательствующий подписи
Оригинал решения находится
в административном деле № 2а-327/2021