ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3280 от 16.11.2015 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Гр.дело №2а-3280 /2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2015 года Левобережный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Заевой В.И. при секретаре Савиной М.В.

с участием: представителя истца ТДЭ - доверенность без номера от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика ОБА,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ОБА о взыскании <данные изъяты>95коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее по тексту ИФНС) обратилась с административным исковым заявлением к ОБА о взыскании пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>95коп., указав на то, что административный ответчик в спорный период являлся владельцем двух легковых автомобилей- с ДД.ММ.ГГГГ - ВАЗ <данные изъяты>, 72 л.с., регистрационный знак № 36, и с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, 123 л.с., регистрационный знак

Являясь владельцем названных транспортных средств, ОБА в силу положений ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №80-ФЗ «О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» обязан уплачивать транспортный налог в сроки и по ставкам, установленным названными законами.

Согласно налоговому уведомлению , направленному в адрес ОБА заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщик обязан был заплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2013год в сумме <данные изъяты>.

Кроме того, на основании налогового уведомления , направленного в адрес административного ответчика заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, ОБА в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязан был уплатить транспортный налог за <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>.50коп.

Как указал административный истец, задолженность по транспортному налогу за 2012год погашена ОБАДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного законом срока.

В связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом административному ответчику начислены пени в сумме <данные изъяты>95коп. и направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>95коп.

Поскольку данное требование ОБА не было исполнено, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС приняла решение о взыскании налоговой недоимки и пени за счет имущества должника в порядке ст.48 НК РФ и обратилась на судебный участок №<адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме <данные изъяты>95коп.

Выданный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ОБА определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

В настоящее время задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком полностью погашена, доказательства погашения задолженности по пени в сумме <данные изъяты>95коп.- отсутствуют.

По изложенным основаниям ИФНС просит взыскать с ОБА пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>95коп. (л.д.3-6).

Представитель административного истца в судебном заседании требования ИФНС поддержал.

Административный ответчик с иском ИФНС не согласился, считая его необоснованным, при этом пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ в его адрес перестали приходить налоговые уведомления об уплате транспортного налога. Являясь добросовестным налогоплательщиком, он в ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно обратился в налоговый орган для выяснения причин отсутствия налоговых уведомлений и квитанций для оплаты транспортного налога, где установил, что корреспонденция ему направлялась по иному адресу. Получив квитанции, он оплатил транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Обязанности по уплате пени у него не имеется, т.к. ни налоговых уведомлений за спорный период, ни требований из ИФНС он не получал.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый (далее по тексту НК РФ) обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 НК РФ).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что административный ответчик в спорный период являлся владельцем двух легковых автомобилей- с ДД.ММ.ГГГГ - ВАЗ <данные изъяты> л.с., регистрационный знак , и с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, 123 л.с., регистрационный знак (л.д.18).

Следовательно, в силу п.1 ст.357 НК РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №80-ФЗ «О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» обязан уплачивать транспортный налог в сроки и по ставкам, установленным названными законами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.2 ст.52, ст.362, п. 3 ст. 363 НК РФ, ст. 4. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 80-ОЗ "О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>").

Как видно из дела, ИФНС начислила административному ответчику транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>50коп. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14,16).

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.3 ст.363 НК РФ).

Исходя из положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет, если иное не предусмотрено законом, иной смысл исполнения обязанности по уплате налога данной нормой не придается.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику начисления пени и направления требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст.70 НК РФ. Правила, установленные ст.70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст.ст.69,70 НК РФ).

В силу ч.ч. 1,2 ст. 48 Налогового кодекса Россий1ской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ содержит систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной статьей 48 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, предусматривающую обязательное направление требования об уплате налога с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки.

Следовательно, исходя из вышеназванных норм материального права, обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ могла возникнуть у административного ответчика лишь после получения им налоговых уведомлений, а право административного истца на обращение в суд за взысканием спорной недоимки поставлено законодателем в зависимость от направления налогоплательщику требования и уклонения налогоплательщика от добровольного погашения недоимки (пени).

Оценивая имеющиеся в деле доказательства каждое в отдельности и все доказательства в их взаимной связи, суд приходит к выводу о недоказанности административным истцом факта исполнения им своей обязанности по уведомлению административного ответчика о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ начисленного налоговым органом транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.50коп. и- в срок до ДД.ММ.ГГГГ начисленного транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Доказательства направления административному ответчику налоговых уведомлений (л.д.14), (л.д.16), требования об уплате налогоплательщиком недоимки по налогу и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123), а также получения их налогоплательщиком, как того требуют нормы статьи 69 НК РФ, инспекцией не представлены.

По смыслу ст.69 НК РФ, процедура направления требования считается исполненной, если налоговое требование направлено в установленный срок по месту нахождения налогоплательщика.

Согласно пояснениям представителя административного истца и представленным копиям списков почтовых отправлений (л.д.13,15,17) указанные налоговые уведомления и требование направлены административному ответчику по почте с указанием адреса: <адрес>, Ленинский проспект,<адрес>.

Вместе с тем, судом установлено и не оспорено представителем ИФНС, что налогоплательщик с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в том числе и в спорный период, постоянно проживал и зарегистрирован по иному адресу: <адрес>, Ленинский пр-т, <адрес>.

По правилам ч.1,ч.3 ст.59 КАС Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (ст.70 КАС РФ).

Доказательства направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требования ИФНС не представлены.

Более того, представитель административного истца в судебном заседании не отрицал, что по месту жительства ОБА вышеназванные налоговые уведомления и требование не направлялись.

Как видно из дела, налогоплательщик, не получая длительное время налоговых уведомлений, самостоятельно обратился в налоговый орган за получением сведений о размере подлежащего уплате налога и квитанций, после чего исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие у ОБА задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ подтверждено представителем ИФНС в судебном заседании.

Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованном начислении налоговым органом ОБА спорной пени.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке, возлагается на административного истца (часть 4 ст. 289 КАС РФ).

По мнению суда, административным истцом не представлены достаточные доказательства законности и обоснованности требований, предъявленных к административному ответчику.

В силу части первой ст.17, ст.18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом изложенного, исходя из необходимости соблюдения баланса прав и обязанностей налогового органа и налогоплательщика, суд находит требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в удовлетворении исковых требований к ОБА о взыскании пени по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.95коп. не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в удовлетворении исковых требований к ОБА о взыскании пени по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>95коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суд в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 19 ноября 2015года.

Судья В.И.Заева