ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3280/20 от 01.07.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 01 июля 2020 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костина А. М. к участковой избирательной комиссии избирательного участка , Террриториальной избирательной комиссии Центральная Сочи о нарушении избирательных прав,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления о включении его в список участников голосования.

В судебное заседание административный истец, представитель административных ответчиков - участковой избирательной комиссии избирательного участка , Территориальной избирательной комиссии Центральная Сочи Железнов Э.А., действующий на основании доверенности, и прокурор не явились, направили в суд письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, а представитель административных ответчиков – также письменные возражения на иск.

В соответствии с ч. 3 статьи 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

На основании изложенного суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.239 КАС РФ, п.1 ст.75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с главой 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление,

соблюдены ли сроки обращения в суд.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГКостин А. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в <адрес>, селе Сосновка, <адрес>, обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка о включении его в список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.

Участковая избирательная комиссия избирательного участка по итогам рассмотрения заявления вынесла решение от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления Костина А.М. о включении ее в список голосования, поскольку место жительства административного истца не находится на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение в суд с данным иском Костиным А.М. не пропущен.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона (пункт 4 ст. 17 Закона N 67-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» определено ДД.ММ.ГГГГ в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – общероссийское голосование).

Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в статье 2 пункт 10 установлено, что подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия);

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

участковые избирательные комиссии.

Пунктом 15 ФКЗ- от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования.

Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

В пункте 1.5 Порядка определено, что общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных.

На основании постановления избирательной комиссии Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании дополнительного образования территориальными избирательными комиссиями участков для голосования для проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», решения территориальной избирательной комиссии Центральная г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительном образовании участка для голосования в месте временного пребывания участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» образован временный участок для общероссийского голосования , ОАО «РЖД», железнодорожный вокзал Сочи, г. Сочи, <адрес>.

В соответствии с пунктом 2.3.5 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция), заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в пункт прием подобных заявлений, а именно:

в любую территориальную комиссию, за исключением территориальных комиссий, сформированных для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, – с ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 по местному времени ДД.ММ.ГГГГ;

в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, – с ДД.ММ.ГГГГ (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени ДД.ММ.ГГГГ;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) – с ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 по местному времени ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) с ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 по московскому времени ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Инструкции участники голосования, подавшие заявления о голосовании по месту нахождения, включаются в списки участников голосования по месту нахождения на указанных в заявлениях участках для голосования.

С этой целью в КСА (комплекс средств автоматизации) территориальных комиссий на территории Российской Федерации на основании информации, содержащейся в базе обработки заявлений, для каждой нижестоящей участковой комиссии формируются дополнительные вкладные листы списка участников голосования с внесенными в них сведениями об участниках голосования, подавших заявления о голосовании по месту нахождения на соответствующем участке.

В судебном заседании установлено, что административным истцом не использованы возможности реализации своего права на включение в список участников общероссийского голосования в установленный срок, ввиду данных обстоятельств в сформированные дополнительные вкладные листы списка участников голосования с внесенными в них сведениями об участниках голосования подавших заявления о голосовании по месту нахождения на соответствующем участке административный истец включению не подлежит.

Кроме того, пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в п. 17 ст. 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Административным истцом указанные требования закона не соблюдены.

Доказательства нарушения административными ответчиками избирательных прав административного истца суду вопреки требованиям статьи 59 КАС РФ суду не представлены.

Согласно части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Костина А. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного в <адрес>, селе Сосновка, <адрес>, к участковой избирательной комиссии избирательного участка , Территориальная избирательная комиссия Центральная Сочи об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления о включении в список участников голосования – отказать.

Мотивированное решение составлено 01.07.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Вергунова