ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3281/18 от 10.04.2018 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2а-3281/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года <...>

Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Н.А. Булановой,

при секретаре Г.М.Кучер,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 Сеид кызы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконным, и возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 к. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>, оформленное в виде решения об отказе от дата, как несоответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости»; возложение обязанности произвести государственный кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией права собственности по заявлениям от дата.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ФИО2 предоставлен на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на 10 лет для строительства и эксплуатации здания магазина. дата истцу выдано разрешение на строительство магазина на данном земельном участке. дата построенный магазин введен в эксплуатацию и выдан акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством магазина. дата ФИО2 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности здания магазина. Уведомлением от дата ответчик сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Решением от дата, орган кадастрового учета отказал в осуществлении кадастрового учета здания. Заявитель считает, что решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости не основано на законе в силу следующего. Согласно сведений, отраженных в разделе «Характеристики объекта недвижимости», здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером разрешенное использование земельного участка (розничная торговля в магазинах, (временный магазин)). Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, объект капитального строительства — здание, строение сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства) за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Однако к техническому плану здания, прилагался договор аренды земельного участка, согласно которого ФИО2 предоставлен земельный участок, площадью 170 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с правом аренды земли сроком 10 лет, для строительства и эксплуатации здания магазина. Все последующие документы: разрешение на строительство; акт ввода в эксплуатацию объекта основаны на договоре аренды земельного участка, который предоставлял истцу право строительства магазина. Следует обратить внимание, что в декларации об объекте недвижимости, являющейся неотъемлемым приложением технического плана, указано, что правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположено здание, является договор аренды земельного участка. Относительно земельного участка с кадастровым номером истец не имеет возможности в настоящее время изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как не имеет зарегистрированных прав на участок и здание магазин. Таким образом, нарушения ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют. Указание ответчиком на отсутствие сведений о раннее выданных разрешений на строительство (реконструкцию), и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости «магазин» расположенного по адресу: <адрес> градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока не влечет правовых последствий для осуществления государственной регистрации права и кадастрового учета здания магазина. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ФИО2 на государственную регистрацию и кадастровый учет был представлен акт приемки законченного строительством объекта. Полагаю, не основанным на представленных документах и полученных ответах на запросы, вывод о неподтверждении актом приемки факта создания объекта. Отсутствие документов в архиве не может свидетельствовать об отсутствии права истца собственности на данный объект. Указание ответчиком на отсутствие сведений о раннее выданных разрешений на строительство (реконструкцию), и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости «магазин» в Управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока не влечет правовых последствий для осуществления государственной регистрации права и кадастрового учета здания магазина. Оспариваемый отказ не указывает, указывает, какие именно нарушения пункта 34 Приказа имеются в техническом плане. Аанализ технического плана здания, позволяет сделать вывод, о том, что чертеж контура объекта недвижимости соответствует нормам действующего законодательства. Так, на чертеже изображен как наземный контур здания, так и надземный конур части здания с указанием характерных точек здания контура.

ФИО2 к. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 к. по доверенности ФИО3 требования искового заявления поддержал в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по доверенности ФИО4, возражала против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Из возражений следует, что Управлением была проведена правовая экспертиза документов, представленных в Управление в соответствии с ч. 1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон), в результате чего было установлено нижеследующее. Как следует из ответа МКУ «Архив города Владивостока» от дата в документах архивного фонда разрешение на выполнение строитель-монтажных работ и Акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством магазина от дата. отсутствует. Из ответа Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока следует, что сведений о выдаче ФИО1к. указанного выше разрешения и акта также не имеется. Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, в установленный срок не были устранены, дата Управлением было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, а дата Управлением было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект. В связи с вышеизложенным, полагаем, что все действия Управления соответствовали действующему законодательству, сообщение об отказе в государственной регистрации законно и обоснованно, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, возражения ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируется Федеральным законом от дата N 218-ФЗ (ред. от дата) «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно материалам дела, ФИО2 к. предоставлен на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на 10 лет для строительства и эксплуатации здания магазина.

дата ФИО2 к. выдано разрешение на строительство магазина на данном земельном участке.

дата построенный магазин введен в эксплуатацию и выдан акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством магазина.

дата ФИО2 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - магазин площадью 166 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

В качестве документа-основания на государственную регистрацию были представлены:

- договор аренды земли от дата, выданный Администрацией <адрес>;

- разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от дата, выданное Администрацией <адрес>;- акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством от дата, выданный Администрацией <адрес>.

В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одной из обязательных процедур осуществления государственной регистрации является правовая экспертиза документов, поданных для осуществления государственной регистрации, проводимая, в том числе, с целью установления оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Уведомлением от дата Управлением Росреестра по Приморскому краю ФИО2 к. сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно сведений, отраженных в разделе «Характеристики объекта недвижимости» здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером разрешенное использование земельного участка (розничная торговля в магазинах, (временный магазин)). Технический план подготовлен на основе акта о приемки в эксплуатацию соответствующих объектов от дата, разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от дата, а также от дата из Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, в котором содержится информация об отсутствии сведений о раннее выданных разрешений на строительство (реконструкцию), и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости «магазин» расположенного по адресу: <адрес>. Каталог координат в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости», также графическая часть не соответствует требованиям п. 34 Приказа.

Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, в установленный срок не были устранены, дата Управлением Росреестра по Приморскому краю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, а дата Управлением Росреестра по Приморскому краю было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект.

Оспариваемые решения нельзя признать правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Системное толкование положений Градостроительного кодекса РФ указывает на то, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

В судебном заседании установлено, что на государственную регистрацию ФИО2 к. к техническому плану здания, прилагался договор аренды земельного участка, согласно которого ФИО2 к. предоставлен земельный участок, площадью 170 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с правом аренды земли сроком 10 лет, для строительства и эксплуатации здания магазина.

Все последующие документы: разрешение на строительство от дата.; акт ввода в эксплуатацию объекта от дата основаны на договоре аренды земельного участка, который предоставлял истцу право строительства магазина.

В декларации об объекте недвижимости, являющейся неотъемлемым приложением технического плана, указано, что правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположено здание, является договор аренды земельного участка.

ФИО1к. на государственную регистрацию и кадастровый учет представлен акт приемки законченного строительством объекта.

Факт отсутствия в документах архивного фонда МКУ «Архив города Владивостока» разрешения на выполнение строительно-монтажных работ и акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта – магазина от дата не может являться основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, так как само по себе отсутствие данных документов в архивном фонде не свидетельствует о не принятии уполномоченным органом соответствующего решения и не выдаче этого решения в установленном порядке или о наличии оснований для сомнений в подлинности представленного документа, законность которого не оспорена.

Представленные на государственную регистрацию и кадастровый учет подлинники документов, подтверждающих факт аренды земельного участка и создания объекта недвижимости, - договор аренды земли Администрации г. Владивостока от дата. с правом аренды земли сроком на 10 лет для строительства и эксплуатации магазина, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от дата, акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от дата., являются достаточными для осуществления регистрационных действий.

При таких обстоятельствах, заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным подлежат удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявлений от дата. об осуществлении государственного кадастрового учета и о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>.в установленном законом порядке и в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 Сеид кызы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконным, и возложение обязанности, – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от дата. об отказе в осуществлении кадастрового учета на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав административного истца ФИО2 к. путем повторного рассмотрения поданных заявлений от дата

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме – 14.04.2018г.

Судья Н.А.Буланова