ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3284/2022 от 06.07.2022 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-3284/2022

УИД: 42RS0009-01-2022-004804-67

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Центральный районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего судьи Прошина В.Б.

при секретаре Поляковой Ю.А.

с участием представителя административного истца Тодышев М.А.

представителя административного истца Мижакову Л.В.

представителя административного истца Апанаев В.В.

представителя административного ответчика Долгушина О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

**.**.****

административное дело по административному исковому заявлению Общественного движения «Совет старейшин шорского народа», Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)», Мысковского городского общественного движения «Шория» к администрации Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасс,

У С Т А Н О В И Л :

Общественное движение «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области-Кузбасс, Региональная общественная организация шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)», Мысковское городское общественное движение «Шория» обратились в суд с административным иском к администрации Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасс.

Свои требования обосновывают тем, что Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг принято неправомерное решение о внесении изменений в состав совета представителей коренных малочисленных народов Кузбасс, утвержденный Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-### в части, касающейся членства в составе Совета представителей от объединений коренных малочисленных народов – шорцев.

Совет представителей создан в качестве консультативно-совещательного органа при Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области для подготовки предложений и эффективных решений по обеспечению гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Пунктом 6 Положения о Совете представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области, утвержденного постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-### изначально закреплено, что Совет формируется из представителей общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Кемеровской области, глав муниципальных образований Кемеровской области и представителей советов коренных малочисленных народов, созданных при главах муниципальных образований Кемеровской области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Кемеровской области, руководителей исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, структурных подразделений администрации Кемеровской области, в компетенцию которых входят вопросы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области.

В соответствии с п.11 указанного Положения обеспечение деятельности Совета представителей возложено на Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. В связи с тем, что в своей деятельности ответственные сотрудники Департамента отдают явные предпочтения только одной общественной организации шорцев – Ассоциации шорского народа «Шория» в состав Совета представителей, утвержденного постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-рг, было включено 7 представителей Ассоциации шорского народа «Шория», 1 представитель от Совета старейшин шорского народа и ни одного от «Туган-Чер» (Родная земля)», общественные объединения имеют одинаковый статус регионального уровня.

Несмотря на неоднократные обращения региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)» о включении в состав Совета представителей руководителя региональной организации «Туган-Чер» (Родная земля)» Мижакову Л.В., Распоряжением Губернатора Кузбасса от **.**.****###-рг не включает Председатель Правительства Кузбасса правления «Турган-Чер» (Родня земля)» Мижакову Л.В. в состав Совета представителей.

**.**.**** на имя министра культуры и национальной политики Кузбасс было направлено официальное обращение Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» с просьбой включить в состав Совета представителей вновь избранного главу Совета старейшин шорского народа Тодышев М.А. взамен ранее занимавшего эту должность Куспеков В.С.###Распоряжением Губернатора Кузбасса от **.**.****###-рг в состав Совета представителей вновь включен Куспеков В.С. как заместитель главы совета общественности движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области. Согласия на включение в состав Совета представителей Куспеков В.С. не давал, что также следует из его объяснений.

Аналогичным образом в состав Совета представителей включен Кастараков Ю.Н., ранее входивший в состав Совета как Председатель Правительства Кузбасса Мысковского городского общественного движения «Шория». В связи с истечением срока полномочий Кастараков Ю.Н. решением общего собрания МГОД «Шория» от **.**.**** новым Председатель Правительства Кузбасса Совета МГОД «Шория» избран Апанаев В.В. Несмотря на соответствующие обращения об исключении Кастараков Ю.Н. из состава Совета представителей и включении в его состав вновь избранного Председатель Правительства Кузбасса Совета МГОД «Шория» Апанаев В.В. п.1.6 Распоряжением Губернатора Кузбасса от **.**.****###-рг в состав Совета представителей включен Кастараков Ю.Н. как член МГОД «Шория» (по согласованию). Решения на вхождение Кастараков Ю.Н. в состав Совета представителей руководящий орган МГОД «Шория» не принимал и согласия не давал.

Принятое Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг о включении в состав Совета представителей Куспеков В.С. и Кастараков Ю.Н., вопреки официальным обращениям Совета старейшин шорского народа и МГОД «Шория» о включении в состав Совета представителей вновь избранных руководителей общественных объединений, фактически является вмешательством в дела общественных объединений, избирательный подход к выбору представителей национальных общественных объединений свидетельствует о нарушении должностными лицами требований ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Решений коллегиальных руководящих органов, как и письменного согласия руководителей Совета старейшин шорского народа и МГОД «Шория» о включении Куспеков В.С. и Кастараков Ю.Н. в состав Совета представителей нет, доверенности на представление интересов общественных объединений указанным лицам не выдавались.

Решением нарушены права административных истцов в соответствии с уставными требованиями общественных объединений делегировать уполномоченных представителей в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представлять и защищать свое права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, вносить предложения и участвовать в выработке решений органов государственной власти.

Административные истцы оказались лишенными права коренных народов на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивают их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам.

Данным решением также нарушены индивидуальные права и законные интересы Мижакову Л.В., Тодышев М.А. и Апанаев В.В., относящихся к коренным малочисленным народам, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мижакову Л.В., Тодышев М.А. и Апанаев В.В. подверглись дискриминации со стороны государственного органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, так как их права, свободы и законные интересы принимать участие в разработке и принятии решений органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасс в качестве руководителей общественных объединений в составе Совета представителей коренных малочисленных народов при Распоряжением Губернатора Кузбасса нарушены. Эти нарушения совершены должностными лицами с использованием своего служебного положения, отдающим предпочтения иным организациям и представителям общественных объединений.

Административными истцами неоднократно направлялись в вышестоящие в порядке подчиненности органы жалобы по фактам нарушения прав и законных интересов, и обращения по вопросу включения своих уполномоченных представителей в состав Совета представителей.

Советом старейшин шорского народа в апреле-мае 2021 года направлены в адрес Распоряжением Губернатора Кузбасса и Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс обращения с предложениями о возвращении на доработку проекта постановления Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс «О внесении изменений в постановление Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-пг «О создании совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области» как несоответствующего требованиям федерального законодательства. Предложения Совета старейшин шорского народа об установлении нового принципа формирования состава Совета, изложенные в экспертном заключении от **.**.****, проигнорированы. Изменения в Положение о Совете представителей утверждены постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-пг. Новый состав Совета представителей утвержден Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг. Жалоба на указанные нормативные правовые акты была подана в прокуратуру Кемеровской области-Кузбасс, по результатам проведенной проверки в Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс**.**.**** направлено требование о приведении спорных нормативных правовых актов в соответствие с положениями федерального законодательства и устранении выявленных противоречий.

Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг внесены изменения уточняющего характера в состав Совета представителей, утвержденный Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг, при этом выявленные прокуратурой Кемеровской области-Кузбасс противоречия не устранены. С учетом внесенных изменений уточняющего характера членами Совета представителей по-прежнему являются уполномоченный по правам человека в Кемеровской области-Кузбасс, Председатель Правительства Кузбасса комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Законодательного Собрания Кемеровской области-Кузбасс, заместитель главы Мысковского городского округа, начальник научно-инвестиционного ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет», включение которых не предусматривается п. 6 Положения о Совете представителей.

В состав Совета по-прежнему включены 2 представителя от шорцев ..., когда от других муниципальных образований по одному, а от Новокузнецкого, Осинниковского, Калтанского городских округов, Новокузнецкого муниципального района вообще нет ни одного представителя шорского народа. Совокупность изложенных фактов дает основания для оспаривания Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг не только в части членства в составе Совета представителей от объединений коренных малочисленных народов – шорцев, но и полностью.

МГОД «Шория» с осени 2021 года по март 2022 года направляло обращения в РОО «Ассоциация шорского народа «Шория» и Главе Мысковского городского округа с просьбами включить в состав Совета представителей при Распоряжением Губернатора Кузбасса и в состав совета представителей при Главе Мысковского городского округа вновь избранного Председатель Правительства Кузбасса МГОД «Шория» Апанаев В.В. и исключить из состава указанных советов Кастараков Ю.Н., однако ответа на обращения не получено. Отказ от включения в состав Совета представителей при главе Мысковского городского округа обжалован в прокуратуру Мысковского городского округа, по требованию которой администрация Мысковского городского округа занимается устранением выявленных замечаний – готовит новую редакцию Положения о Совете.

На сове обращение к Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс об исключении из состава Совета представителей при Распоряжением Губернатора КузбассаКастараков Ю.Н. и включении нового Председатель Правительства КузбассаАпанаев В.В. получен отказ, поскольку заявление от Кастараков Ю.Н. о выводе его из состава Совета не поступало.

В связи с тем, что до сегодняшнего дня действуют положения п. 6 Положения о Совете представителей в редакции от **.**.****###-пг, ущемляющие права общественных объединений, не входящих в региональные ассоциации, в отношении которого имеется требование прокуратуры Кемеровской области-Кузбасс от **.**.**** устранить выявленные замечаний и привести его в соответствие с требованиями федерального законодательства, полагает необходимым приостановить действие постановления Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс в редакции от **.**.****###-пг и Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг вплоть до исполнения требований прокуратуры Кемеровской области-Кузбасс.

На основании изложенного просят, приостановить действие постановления Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс в редакции от **.**.****###-пг и Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг вплоть до исполнения требований прокуратуры Кемеровской области-Кузбасс от **.**.**** о приведении указанных нормативных правовых актов в соответствие с положениями федерального законодательства; в целях установления превентивной защиты признать не действующим Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг «О внесении изменений в Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг «Об утверждении состава совета представителей коренных малочисленных народов Кузбасс»; признать незаконным Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг «О внесении изменений в Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг «Об утверждении состава совета представителей коренных малочисленных народов Кузбасс»; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административных истцов, препятствующего осуществлению административными истцами прав, свобод и законных интересов путем включения в состав Совета представителей коренных малочисленных народов при Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области руководителей Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)» Мижакову Л.В., Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Тодышев М.А., Мысковского городского общественного движения «Шория» Апанаев В.В., избранных в соответствии с собственными процедурами; возместить административным истцам понесенные расходы по оплате государственной пошлины размере 4500 рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Представитель административного истца – Председатель Правительства Кузбасса Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Тодышев М.А.### в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, пояснил по обстоятельствам, изложенным в административном иске.

Представитель административного истца– Председатель Правительства Кузбасса Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)» Мижакову Л.В.### в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, пояснила по обстоятельствам, изложенным в административном иске.

Представитель административного истца– Председатель Правительства Кузбасса Мысковского городского общественного движения «Шория» Апанаев В.В.### в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, пояснил по обстоятельствам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-КузбассДолгушина О.В., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление.

Статьей 208 Кодекса административного судопроизводства установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Как установлено п. 20.1 Федерального закона от **.**.**** N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; разработки и реализации региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, осуществления иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-пг создан совет представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области, утверждено Положение о совете представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области (л.д. 13).

Как установлено п.1 Положения о совете представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области совет представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области создается при Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области и является консультативно-совещательным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений, касающихся взаимодействия с общественными объединениями коренных малочисленных народов Кемеровской области, общинами коренных малочисленных народов Кемеровской области, обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области, сохранения и развития историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Кемеровской области, формирования гражданского общества в Кемеровской области (л.д. 13/оборот/-14).

Согласно п. 6 Положения совет формируется из представителей общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Кемеровской области, глав муниципальных образований Кемеровской области и представителей советов коренных малочисленных народов, созданных при главах муниципальных образований Кемеровской области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Кемеровской области, руководителей исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, структурных подразделений администрации Кемеровской области, в компетенцию которых входят вопросы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области, сохранения и развития историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Кемеровской области. Персональный состав совета утверждается Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области.

Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****### утвержден состав совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области. В состав совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области, в числе прочих, входили представитель Мыскового городского общественного движения «Шория» Кастараков Ю.Н. и Председатель Правительства Кузбасса общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области Куспеков В.С.###

Постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-пг в постановление Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-пг внесены изменения – в заголовке, п.1, п.2 слова «Кемеровской области» заменены словом «Кузбасс», утверждена новая редакция Положения о совете представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области ###

Как установлено п.1 Положения о совете представителей коренных малочисленных народов Кузбасс совет представителей коренных малочисленных народов Кузбасс создается при Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс и является консультативно-совещательным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений, касающихся взаимодействия с общественными объединениями коренных малочисленных народов Кемеровской области-Кузбасс, общинами коренных малочисленных народов Кемеровской области-Кузбасс, обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области, сохранения и развития историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Кемеровской области-Кузбасс, формирования гражданского общества в Кемеровской области-Кузбасс###

Согласно п. 6 Положения совет формируется из первого заместителя Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс- Председатель Правительства Кузбасса, заместителей Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс, заместителей Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс, руководителей исполнительных органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасс, структурных подразделений администрации Кемеровской области-Кузбасс, в компетенцию которых входят вопросы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области, сохранения и развития историко-культурного наследия коренных малочисленных народов, глав муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасс, представителей советов коренных малочисленных народов, созданных при главах муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасс, области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, по рекомендациям глав муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасс, представителей общественных объединений и общин коренных малочисленных народов, рекомендованных региональными ассоциациями коренных малочисленных народов. Персональный состав совета утверждается Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс, являющегося Председатель Правительства Кузбасса совета.

Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области - Кузбасс от **.**.****### утвержден состав совета представителей коренных малочисленных народов Кузбасс. Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****### признано утратившим силу В состав совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области, в числе прочих, входили представитель Мыскового городского общественного движения «Шория» Кастараков Ю.Н. и Председатель Правительства Кузбасса общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области Куспеков В.С. (л.д. 19-20).

Не согласившись с Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области - Кузбасс от **.**.**** N 91-рг, Общественное движение «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области направило в адрес Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс экспертное заключение на проект постановления Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс «О внесении изменений в постановление Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-пг «О создании совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области», с просьбой вернуть проект нормативного правого акта на доработку (л.д. 21).

Согласно экспертному заключению на проект постановления Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс «О внесении изменений в постановление Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-### «О создании совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области», выполненному **.**.**** экспертом по законодательству о правах коренных малочисленных народов Тодышев М.А., представленный проект требует существенной доработки, так как не предусматривает реализацию постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****###, устанавливающего новое полномочие Совета по заключению с хозяйствующими субъектами соглашений о возмещении убытков в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов. Наименование Совета необходимо привести в соответствии с содержание п.1 Положения; п.6 закрепить новый принцип формирования состава Совета по должностям, отдав приоритет представительству советов при главах муниципальных образований за счет сокращения представительства общественных объединений; наполнить задачи и функции Совета содержательными положениями в части полномочия Совета по заключению соглашений о возмещении убытков и подготовке предложений по реализации в Кузбасс концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; закрепления в Положении перечня полномочий и обязанностей ответственного секретаря Совета и возможности оформления решений Совета перечнем поручений Распоряжением Губернатора Кузбасса с указанием ответственных исполнителей и сроков их исполнения. Предложено вернуть проект в Министерство на доработку с учетом высказанных замечаний и предложений ###

**.**.**** Министерство культуры и национальной политики Кузбасс направило в адрес Тодышев М.А. письмо, в котором сообщило о необоснованности предложений и замечаний, указав, что в соответствии с п. 6 Положения о совете представителей коренных малочисленных народов Кузбасс состав Совета формировался из кандидатур, предложенных региональными Ассоциациями коренных малочисленных народов Кузбасс: КРОО «Ассоциация телеутского народа «Эне-Байат» (президент – Тодышев М.А.) и КРОО «Ассоциация шорского народа «Шория» (президент – Шулбаев Н.М.). В результате в Совет вошли представителя коренных малочисленных народов из каждого муниципального образования, где проживают коренные народы, и лидеры активных общественных организаций, представляющие интересы коренных малочисленных народов региона. Состав, утвержденный Распоряжением Губернатора Кузбасса в 2021 году, существенных изменений не претерпел по сравнению с предыдущим, из состава выбыли те его члены, которые утратили полномочия в интересующей Совет сфере деятельности, также были внесены изменения в названия организаций, органов государственной власти и местного самоуправления ###

Не согласившись с указанными разъяснениями, глава Совета старейшин шорского народа Тодышев М.А. обратился к прокурору Кемеровской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования в порядке осуществления надзора за соответствием правовых актов Кемеровской области-Кузбасс федеральному законодательству ###

В ходе проведенной проверки прокуратурой Кемеровской области установлено, что в Положении о совете представителей коренных малочисленных народов Кузбасс, утвержденном постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области от **.**.****###-пг (с изменениями от **.**.****###), в нарушение действующего законодательства не предусмотрено заключение соглашений о возмещение убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****###. Норма, предусматривающая вхождение в состав Совета представителей общественных объединений и общин коренных малочисленных народов, рекомендованных только региональными ассоциациями коренных малочисленных народов, ограничивает права иных общественных организаций и объединений, не входящих в состав региональных ассоциаций, на реализацию своих полномочий. По указанным фактам заместителем прокурора области **.**.**** направлено соответствующее требование первому заместителю Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-КузбассПредседатель Правительства Кузбасса о выявленных пробелах правого регулирования, рассмотрении вопроса о приведении указанных правовых актов в соответствие с положениями федерального законодательства и устранении выявленных противоречий. Оснований для внесения иных актов прокурорского реагирования не установлено ###

**.**.**** заместитель главы Совета старейшин шорского народа Куспеков В.С. обращался с заявлением к министру культуры и национальной политики Кузбасс, в котором сообщил, что срок его полномочий в качестве главы Совета старейшин шорского народа истек, новым главой назначен Тодышев М.А., в связи с чем просил включить Тодышев М.А. в состав Совета представителей коренных малочисленных народов Кузбасс и в состав рабочей группы по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области ###

**.**.****Председатель Правительства Кузбасса МГОД «Шория» Апанаев В.В. направил в адрес Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс заявлением, в котором сообщил об истечении срока полномочий Председатель Правительства Кузбасса МГОД «Шория» Кастараков Ю.Н., в связи с чем просил исключить его из состава Совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области при Распоряжением Губернатора Кузбасса и включить в состав Совета вновь избранного Председатель Правительства Кузбасса МГОД «Шория» Апанаев В.В.###**.**.**** Министерство культуры и национальной политики Кузбасс отказало Апанаев В.В. в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований ###

Как следует из представленных документов на неоднократные заявления Председатель Правительства Кузбасса правления РООШН «Туган-Чер» (Родная земля) Кемеровской области Мижакову Л.В.### давались разъяснения касательно формирования Состава совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области при Распоряжением Губернатора Кузбасса###

Согласно уведомлению Федерального агентства по делам национальностей России от **.**.****Мижакову Л.В. внесена в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации ###

Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг внесены изменения в Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг, которым, в числе прочего, изменено наименование должности Куспеков В.С. на «заместитель главы совета общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области (по согласованию)», должности Кастараков Ю.Н. на «член Мысковского городского общественного движения «Шория» (по согласованию)» (###

Иных доказательств суду не представлено.

Как следует из административного искового заявления и пояснений представителей административных истцов, административные истцы оспаривая Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг, указывают, что данным постановлением нарушены права региональной общественной организации «Туган-Чер» (Родная земля) Кемеровской области, Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области-Кузбасс, Мысковского городского общественного движения «Шория», а именно нарушено право указанных общественных организаций (движений) на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивают их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам.

Согласно ст. 27 Федерального закона от **.**.**** N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 816-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы регионального общественного фонда по ... "ВЕЛЕС" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно статье 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, в том числе для защиты своих интересов, а статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Названные конституционные положения не исключают в случаях, предусмотренных законом, возможность защиты интересов лиц посредством обращения в суд образуемых ими объединений, но при этом не обязывают федерального законодателя предоставлять любому объединению право обращения в суд в защиту интересов его участников, а равно право их процессуального представительства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 192-О-О). Отсутствие у того или иного объединения таких процессуальных прав не умаляет право каждого обратиться в суд самостоятельно.

Часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации в развитие принципа диспозитивности предусматривает, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Согласно части второй той же статьи гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами. Обращение в суд, в том числе организаций, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц также допускается, согласно части первой статьи 46 ГПК Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" не относит общественные объединения к лицам, имеющим безусловное право обращения в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц. Оспариваемые заявителем положения статьи 27 названного Федерального закона определяют представительство и защиту интересов членов, участников общественных объединений, а также других граждан, в том числе в государственных органах, как право общественных объединений, не предопределяя его объема.

Как усматривается из обжалуемого Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг, Распоряжением Губернатора Кузбасса, вопреки доводам административных истцов, не содержит правовых норм, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, либо правовых норм, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих отношений.

Таким образом, Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг не затрагивает права и интересы региональной общественной организации «Туган-Чер» (Родная земля) Кемеровской области, Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области-Кузбасс, Мысковского городского общественного движения «Шория», а затрагивает права и интересы Председатель Правительства Кузбасса указанных общественных движений (организаций) – Апанаев В.В., Тодышев М.А., Мижакову Л.В.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный иск подан ненадлежащими административными истцами. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

В соответствии с п. 2 ч.8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В силу п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Защита прав и свобод человека и гражданина относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от **.**.**** N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Из материалов дела следует, что оспариваемое Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс от **.**.****###-рг принято в надлежащей форме и виде, процедура его принятия и правила введения в действие нарушены не были, административными истцами данные факты не оспариваются.

Согласно ч.1 ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

В силу ст. 1 Закона Кемеровской области от **.**.**** N 47-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасс" в систему исполнительных органов государственной власти (органов исполнительной власти) Кемеровской области - Кузбасс входят: Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области - Кузбасс; Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области - Кузбасс; органы исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасс общей, отраслевой и специальной компетенции.

В силу п. 1.1 Положения об администрации Председатель Правительства Кузбасса, утвержденного постановлением Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области - Кузбасс от **.**.****###-пг, Администрация Председатель Правительства Кузбасса (далее - Администрация) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасс общей компетенции.

Обжалуемое Распоряжением Губернатора Кузбасса от **.**.****###-рг принято и подписано Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс, доказательств нарушения прав административных истцов административным ответчиком администрацией Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс суду не представлено.

Право определения административного ответчика принадлежат административному истцу, при этом административные исковые требования Общественного движения «Совет старейшин шорского народа», Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)», Мысковского городского общественного движения «Шория» заявлены к администрации Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс, которое является ненадлежащим административным ответчиком в силу приведенных норм, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, обжалуемое Распоряжением Губернатора Кузбасса от **.**.****###-рг принято и подписано Распоряжением Губернатора Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс было опубликовано **.**.**** в Электронном бюллетене Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс### Таким образом, срок для обращения в суд с административным иском истек **.**.****, как следует из почтового штемпеля на конверте (л.д. 52) административное исковое заявление в суд направлено **.**.****. При таких обстоятельствах, административными истцами пропущен срок для обращения в суд с требованием об оспаривании Распоряжением Губернатора Кузбасса от **.**.****###-рг, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Общественного движения «Совет старейшин шорского народа», Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» (Родная земля)», Мысковского городского общественного движения «Шория» к администрации Председатель Правительства Кузбасса Кемеровской области-Кузбасс об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасс оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Центральный районный суд г. Кемерово в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено **.**.****.

Председательствующий: В.Б. Прошин